Гульчачак Газетдинова
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Вот это стекло!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район РБ.
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему : «Вот это стекло!».
Воспитатель: Газетдинова Гульчачак Ахмадинуровна.
План ООД.
Вводная часть:
1. Приветствие.
2. Сообщение темы ОД.
3. Беседа о стекле.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Вот это стекло!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
Основная часть:
1. Ознакомление с процессом изготовления стекла.
2. Проведение опытов.
Заключительная часть:
1. Рефлексия.
Цель: Обобщать и расширять знания об окружающем мире. Уточнить и расширить представление детей о стекле.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с процессом изготовления стекла;
-расширять и систематизировать знания о производстве стекла
и изделий из него, особенностях стекла и стеклянной посуды.
Развивающие :
- способствовать развитию у детей познавательного интереса к предметному миру,
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи на основах опытов,
- развивать способности детей делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Воспитывающие:
- воспитывать в детях уважительное отношение к людям
труда, бережное отношение ко всему стеклянному,
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий
из стекла.
Материал и оборудование:
Различные изделия из стекла, стеклянные прозрачные стаканы, стеклянные камушки, чашки с водой, стеклянный сосуд с мыльной водой, трубочки, мультимедийная доска, проектор, ноутбук, электронный микроскоп, сосуд с песком.
Словарная работа: новые слова: микроскоп, cтеклодув, хрупкое, прозрачное, мелодичное, водонепроницаемое.
Ход ОД.
ОД проходит в музыкальном зале.
Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
- Сегодня на улице холодно, а у нас тепло, светло и весело. А весело от наших нежных улыбок.
- Давайте ребята улыбаться друг другу и нашим гостям.
- А светло, почему, как вы думаете?
Дети: Потому что через окно, проникает свет.
Воспитатель: А окно из чего делают?
Дети: Из стекла.
(Включается свет).
Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорим о стекле. Узнаем, из чего его делают, какими свойствами оно обладает. Вы хотите об этом узнать?
Дети: Да
Воспитатель: Кто-нибудь знает, стекло это природный материал или изготовленный человеком?
Дети: Изготовленный человеком.
Воспитатель: Ребята, а вы можете ответить, из чего делают стекло? (Ответы детей).
Первые стекла появились более 5-ти тысяч лет тому назад. О появлении стекла существует много разных легенд.
Стекло делают из кварцевого песка, соды и известняка. Это все разогревают в специальной печи.
В результате этой процедуры получается жидкая масса, которая при охлаждении застывает и получается стекло.
А это все делают на заводах. Как называется такой завод? (Завод на котором производят стекло называют стекольный).
В стекольном заводе работают специалисты, которые из жидкой массы стекла выдувают разные стеклянные изделия с помощью специальных труб: посуду, елочные игрушки, лампы. Таких мастеров называют стеклодувами.
Дети: Стеклодувы.
Воспитатель: Ребята, хотите подробнее узнать о происхождении, о свойствах стекла?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда я предлагаю пройти в нашу лабораторию. Для этого мы все должны надеть халаты и чепчики.
- Мы с вами уже узнали, что стекло изготавливают из кварцевого белого песка. (Вот такого. Всем видно)
Эксперимент №1.
- Я предлагаю рассмотреть песок получше с помощью электронного микроскопа.
- Видели когда-нибудь такой прибор?
- Микроскоп –это прибор для увеличения (повторим слово «микроскоп»).
- Внимательно смотрим на увеличенный песок. Что вы заметили? Песок какой?
Дети: прозрачный.
Вывод: песок прозрачный.
Воспитатель: Мы уже говорили, что мастера стеклодувы выдувают разные стеклянные изделия с помощью специальных труб. Это очень кропотливая и сложная работа, требующая большого терпения.
Эксперимент №2
-И я тоже предлагаю вам попробовать себя в роли стеклодува. Перед вами лежат трубочки и сосуды с мыльным раствором. Нужно окунуть трубочку в раствор и выдувать из него пузырь.
- Появились пузыри разные по форме и размеру. На какие стеклянные изделия они похожи? (Елочные игрушки и т. д.)
- Жаль, что они не затвердеют как стекло.
- Кем мы стали, ребята?
Дети: Мастерами-стеклодувами.
Воспитатель: Вот вы ознакомились с происхождением стекла. Теперь нужно изучить его свойства. Но сначала мы выучим одно самое главное правило обращения со стеклом. А сделаем это с помощью физ. минутки.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Воспитатель: Ребята, стекло может разбиться? Почему?
Дети: Потому что оно хрупкое.
Вывод: стекло хрупкое.
Воспитатель: Как быть, если стекло разбилось? (ответы детей)
- Запомните это правило: нужно обращаться за помощью ко взрослому. Ни в коем случае не трогать разбитое стекло руками. Можно собрать при помощи метлы и совочка. Мелкие частицы убрать с помощью пылесоса.
Эксперимент 3.
Воспитатель: А теперь подойдем к следующему столу. Перед вами стоят стеклянные стаканы. Какое оно стекло, если его потрогать?
Дети: Твердое, холодное, гладкое снаружи и внутри.
Воспитатель: Возьмите на столе стеклянный цветной камушек и положите в пустой стакан. Что вы заметили?
Дети: камушек видно.
Воспитатель: Значит, вывод- стекло какое?
Дети: Стекло прозрачное.
Воспитатель: Сейчас подойдите к другому столу. Здесь в кружках вода. Вам нужно перелить эту воду в стакан. У меня тоже стакан. И я тоже налью сюда воды. Ой, ребята, у меня стакан протекает. У вас тоже?
-Что вы заметили?
Дети: стекло не пропускает воду.
- Вывод: стекло водонепроницаемое. Повторяем.
Воспитатель: Я, этой палочкой, легонечко ударю по стеклянным стаканам (воспитатель ударяет по стеклянным изделиям, которые стоят на столе). Ребята что вы слышите?
Дети: звонкий мелодичный звук.
Воспитатель: Отсюда вывод: стекло звонкое мелодичное.
- Ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики и прослушать мелодию, которую сыграют на бокалах с водой. Садитесь и закройте глаза.
Прослушивание отрывка из произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик».
- Открыли глазки. Понравилась вам мелодия? Что вы представили? (Ответы детей).
- Итак, мы с вами изучили свойства стекла. Давайте еще раз о них вспомним. Стекло какое?
Дети: Прозрачное, хрупкое, холодное, твердое, не пропускает воду, мелодичное.
Воспитатель: Стекло очень широко применяется в жизни человека:
-стекло применяется в пищевой промышленности (банки, бутылки, салатники);
- стекло применяется в медицине (пробирки, пипетки, баночки для лекарств);
-стекло применяется в строительной промышленности (окна, двери);
-стекло применяется в парфюмерии (флаконы).
- Молодцы, ребята. А вы знаете, если стекло покрыть с одной стороны тонким слоем серебра или алюминия, то получится вот такие зеркала.
- Я раздам вам зеркала. Берите его и смотрите в него.
- Если вы узнали новое и было вам интересно, то смотрим в зеркало и улыбаемся. Если у вас были затруднения при выполнении заданий и вам было не интересно, просто смотрим в зеркало и делаем грустное лицо.
- Ребята, мне тоже понравилось работать с вами. Вот я смотрю на вас и улыбаюсь. Вы все любознательные, внимательные, активные, умные.
- Я угощу вас сладкими стеклышками -леденцами.
А сейчас все снимем халаты и вернемся в группу.
Мне очень было приятно работать с вами. Спасибо и до свидания!