Виолетта Мирзаева
«Мой дом — моя крепость». Конспект ООД по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мой дом – моя крепость»
Интеграция О/О «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Цель: формировать понимание ценности дома и семьи для человека.
Задачи:
Публикация «„Мой дом — моя крепость“, Конспект ООД по познавательному развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Образовательные: способствовать формированию у детей чувства любви и уважения к старшему поколению, положительному отношения к членам своей семьи; познакомить детей с своеобразием домов у различных народов; побуждать детей к пониманию того, что человек совершенствует дом для комфорта и удобства.
Развивающие : развивать личностные качества, способствующие формированию ответственности за семью; развивать воображение и творческую активность; развивать речь, внимание, мышление, память.
Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательное отношение к родным и близким, воспитывать желание продолжать традиции своей семьи, способствовать сплочению детского коллектива.
Предварительная рабата: беседа с родителями дома о своей семье, традициях и ценностях, рассматривание семейных фотографий. Чтение художественной литературы
Оборудование: магнитная доска, магнитные карточки, сосуд прозрачный, цветные камешки крупного и среднего размера, стакан с песком, кувшин с водой.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им свои добрые, солнечные улыбки, ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.
А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.
Я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверенна, что наше сотрудничество будет успешным.
Чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте загадку:
Мы о самом – самом главном
Проведем сейчас рассказ.
Стены, крыша, окна в нём –
Перед нами прочный дом.
В доме кто встаёт так рано?
Обо всех в заботах? – Мама!
Кто ещё живёт в домишке?
Папа, дочь, сынишка.
Отвечайте мне друзья –
Вместе кто они? – Семья!
Садятся на стульчики.
Воспитатель: Верно, сегодня наше занятие посвящено самому дорогому, что есть на земле – семье.
Что же такое семья?
Дети: Семья - это дом, где тепло и уютно, где тебя любят и всегда ждут.
Семья – это самое дорогое, что есть у человека.
Семья – это дом, папа и мама, близкие люди.
Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
Семья – это самые дорогие и близкие люди, душевное тепло, забота друг о друге, любовь.
Семья – это любимый дом, где тебя примут с радостями и проблемами, где ждут с нетерпением и забросив, все свои дела спешат на помощь.
Семья - это семейный ужин за большим столом, ароматный чай с вареньем и халвой.
Воспитатель: А без чего не может существовать ни одна семья (без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви.
Подумайте, может ли человек жить без семьи? Какие взаимоотношения должны быть между членами семьи? (уважение, забота, дружба)
А вы знаете, какое место самое дорогое для каждого человека на земле?
Дети: Дом.
Воспитатель читает стихотворение
Дом как известно всем давно, –
Это не стены, не окно,
Даже и стулья за столом –
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Радостным, грустным
Добрым, злым
Еле живым.
Дом – это там, где нас поймут.
Там, где надеются и ждут,
Где забываешь о плохом –
Это твой дом!
Воспитатель: У вас у всех есть свой дом. А зачем человеку нужен дом?
Дети: Дом защищает нас от непогоды.
Дом защищает нас от диких зверей.
Дом защищает нас от непрошеных врагов.
Дом – это место где вся семья любит собираться после трудового дня.
Дом – это самое дорогое, родное место на земле, куда хочется всегда возвращаться.
Воспитатель: Ребята, есть такое выражение: «Мой дом – моя крепость!» Как вы его понимаете?
Ответы детей.
Воспитатель (обобщает ответы детей) : Для каждого человека дом – это его семья, место, где его любят и всегда ждут, заботятся о нём. Дом нам нужен для того, чтобы жить в нём, найти тепло, защиту, любовь. Родное жилище даёт чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Вот поэтому так и говорят: «Мой дом – моя крепость».
У разных народов дома разные и называются они по – разному.
У южных народов временной дом называется юрта.
У северных народов – чум, и даже бывают ледяные жилища – иглу.
У индейских племен – вигвам.
В русских деревнях – изба.
А в селениях и аулах Дагестана как называется жилище горцев? (сакля)
Если вам интересно как выглядит сакля, то мы можем отправиться в гости к моей бабушке, которая живет в высокогорном селе Ашты. Чтобы переместиться, нужны волшебные слова:
На месте ты скорей замри.
Через время пролети
Вот и горы впереди
Выходи и погляди!
Дети повторяют слова и оказываются в сакле. Бабушка печет хлеб, мальчик играет в камешки или альчики, девочка подметает, вытирает посуду, накрывает на стол)
Давайте, подойдем поближе и поздороваемся.
Все вместе: Здравствуйте, Салам – Алейкум!
Бабушка: Ваалейкум – Асалам гости дорогие, здравствуй моя дорогая внученька. Воспитатель: Ребята, это моя бабушка Сакинат, но мы её ласково называем Хуланеш, и вы тоже можете её так называть.
Бабушка: (зовёт внуков) Муса, Айша смотрите кто у нас в гостях.
Муса: Салам – Алейкум, проходите в дом гости дорогие.
Айша: Мы вам рады, чувствуйте себя как дома.
Девочка: Хуланеш, у вас такой красивый, необычный дом. Вы могли бы рассказать о нем.
Бабушка: Конечно, ребятки садитесь поудобней.
Давным – давно наши предки искали место, где можно обосноваться, построить дом для каждой семьи. Долго они искали и наконец, когда они вышли из леса, их взору предстала местность, которая понравилась всем, и они сказали «иштIу», что в переводе с даргинского «здесь»,так и назвали наше село - Ашты. Дома стали строить на склоне горы, обращенные к югу, чтоб всегда было тепло. Да, красивое место: с одной стороны высокие горы, которые защищали от врагов, а с другой красивый лес, который скрывал наше село. Моему дому более ста лет. Его еще мой прапрадед построил. С тех пор мало что изменилось, попрежнему мы печем хлеб в печке (кери, за водой ходим на родник, обрабатываем шкурки овец, шьем нашим мужчинам бурки и папахи. Дети помогают взрослым, а в свободное время играют в разные дагестанские игры.
Давайте мы тоже поиграем:
Музыкальная игра «Зулейха»
Бабушка: Ребята, а у меня уже тесто подошло, пойду испеку вам лепешек, а вы пока отдохните (уходит).
Воспитатель: Этот дом хранит много интересных вещей, которые вам не знакомы. Давайте я расскажу о них. (Муса и Айша тоже рассказывают о предметах быта (хурджин, прялка, очаг, жернова, ткацкий станок, люлька и т. д., как помогают бабушке ( мальчик: пасет барашек, охраняет цыплят, чтоб не унес орел; девочка: кормит курей, убирает дома, ходит на родник за водой, ухаживает за младшим братом.)
О, сколько памятных моментов, традиций и обычаев видел этот дом (плач ребенка в люльке). Да, я совсем забыла вам рассказать, что у Мусы и Айши родился братик. (выносит люльку, вынимает малыша). Наш дедушка назвал его Рабаданом, в честь своего отца. Ребята, а вы знаете, как в дагестанских семьях дают имя малышу?
Дети: (рассказывают как, проводят обряд наречения имени). У нас в селе есть такая традиция «укладывание малыша в люльку». Как этот обряд проходит, я вам покажу.
Проводится обряд укладывания.
Как говорили наши бабушки,чтоб не спугнуть наших ангелов – хранителей, надо обязательно одеть платок. В этот особенный день приглащаются близкие родственники и соседи. Почетное право первого укладывания в люльку принадлежало уважаемой женщине из рода. Ею могла быть как бабушка малыша, так и прабабушка. Сначала бабушка купает малыша, затем читает молитву. А потом все присутствующие говорят свои пожелания. А чтобы вы пожелали малышу? (пожелания детей).
Муса: Если в семье рождается мальчик, то ему под матрас клали маленький нож, чтобы вырос бесстрашным джигитом.
Айша: А если рождалась девочка, ей клали ножницы, чтобы она росла настоящей рукодельницей.
Воспитатель: Еще одной замечательной особенностью обычая укладывания ребенка являлось ломание хлеба над люлькой. Это делалось для того, чтобы в доме был баракат и достаток. Кусочек от этого хлеба клали под матрас. А чтобы у малыша был спокойный сон, у нас у даргинцев под матрас клали плоды щиповника.
Айша: чтобы Рабаданчика не сглазили, наша мама поставила чашку с водой и положила туда яйцо. Каждый, кто приходит в дом, должен намочить этой водой руки и протереть лобик ребенку.
Воспитатель: Муса, Айша у нашего Камиля тоже родился братик, мы все его поздравляем, теперь он старший брат. Камиль хочет рассказать стихотворение:
«На кого же он похож?»
У нас сегодня праздник, довольна вся семья,
У нас родился братик, вернее, у меня!
До чего же он хорош, на кого же он похож?
Папа говорит: На маму, очень славненький с лица.
Мама говорит: На папу, вид смешливый у мальца.
Обе бабушки друг дружке уступают битый час:
Внук похож на вас, не спорьте,
Что вы душенька, на вас.
Я один сижу, как мышка: пусть потешится родня!
Я – то знаю, что братишка уродился весь в меня!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы о доме и семье? Давайте вместе их вспомним. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе её закончить.
Пословицы:
1. Где любовь да совет, (там и горя нет)
2. Дом вести … (не бородой трясти)
3. В гостях хорошо … (а дома лучше)
4. Не нужен клад … (когда в семье лад)
5. Чем богаты … (тем и рады)
6. Когда семья вместе … (так и душа на месте)
7. Один в поле … (не воин)
8. Семья в куче… (не страшны и тучи)
9. Дерево держится корнями, (а человек семьей)
10. В хорошей семье (хорошие дети растут)
11. В своём доме и стены (помогают)
12. Мой дом (моя крепость).
Физминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья (загибают поочередно пальцы на руке)
Воспитатель: Чтобы в семье было уважение, понимание нужно хранить свои семейные ценности, все то, что нам досталось от наших предков. Это наши семейные застолья на праздники, совместный труд, традиции и обычаи (адаты, которые передаются из поколения в поколение. А какие семейные традиции в ваших семьях?
Ребята, когда вы вырастите, и у вас будет своя семья, а будет ли она счастливая, зависит от вас.
Воспитатель: давайте построим счастливый дом.
Упражнение «Счастливый дом» (из магнитных кирпичиков)
Давайте построим дом для дружной, счастливой семьи.
Дом построим мы из вот таких кирпичиков (магнитные прямоугольники с картинкой и словом).
А что является фундаментом семьи? Основой семьи (любовь, родители, дети).
Фундамент заложили, теперь надо стены поднимать (выше перечисленные ценности)
Стены построены, теперь нужна крыша – треугольник с надписью «счастливый дом».
Бабушка выносит на блюде свежеиспеченные лепешки и приглашает детей за стол.
Воспитатель: Смотрит на часы: ой, ребятки что- то мы задержались, пора возвращаться в детский сад.
Бабушка: Куда же вы спешите, вы еще не попробовали моих лепешек. А как же наши традиции? Ведь дагестанцы славятся гостеприимством.
Воспитатель: Хуланеш мы торопимся, нас ждут в детском саду и наверное, беспокоятся.
Бабушка: Тогда я вам с собой положу гостинцев (собирает поднос и прощается).
Воспитатель: Спасибо большое! До свиданья!
Дети произносят волшебные слова
На месте ты скорей замри.
Через время пролети
Вот и горы впереди
Выходи и погляди!
Воспитатель: Ну вот мы и дома. Как говорится в пословице «В гостях хорошо, а дома лучше!» Ребята, а мы можем сказать, что детский сад наш дом родной, а мы одна семья?
Высказывания детей:
Воспитатель: Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Ребята, очень важно помнить кто вы, кто ваши предки, откуда вы родом, не забывайте отчий дом. Давайте пройдем к нашему столику для экспериментов и закрепим то, что узнали сегодня. Давайте мы смоделируем семью. Перед вами большой дом (сосуд, я предлагаю заполнить его. Для начала, положим крупные камни — это наши с вами семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.
Посмотрите, полон ли наш дом? (Нет)
Еще есть место. Добавим еще красивые камни поменьше. Это важные занятия семьи, которые дополняют жизнь – детский сад, работа родителей, школа сестер и братьев. Полон наш дом? (Нет)
Посмотрите повнимательнее, есть еще место. Берем песок, это важные для семьи моменты – дни рождения, праздники, чтения книг, просмотры фильмов. Так полный наш дом? (Да)
А вот и нет. Давайте добавим воду, вот теперь наш дом полон. Вода все соединила, связала воедино. Вот так же, как вода, соединяют семью - семейные ценности.
В заключении дети читают стихотворение:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья - это праздник, семейные даты.
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы
Семья – это важно,
Семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите
И наши традиции верно храните!
Я желаю всем взаимоуважение и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло, солнечно, уютно. И наши дети хотят поделиться с вами семейными ценностями, чтоб в вашем доме было на одну ценность больше (кирпичики с надписями).