Приложение МААМ

«Мой дом — моя крепость». Конспект ООД по познавательному развитию

Виолетта Мирзаева
«Мой дом — моя крепость». Конспект ООД по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы

ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мой дом – моя крепость»

Интеграция О/О «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Цель: формировать понимание ценности дома и семьи для человека.

Задачи:

Публикация «„Мой дом — моя крепость“, Конспект ООД по познавательному развитию» размещена в разделах

Образовательные: способствовать формированию у детей чувства любви и уважения к старшему поколению, положительному отношения к членам своей семьи; познакомить детей с своеобразием домов у различных народов; побуждать детей к пониманию того, что человек совершенствует дом для комфорта и удобства.

Развивающие : развивать личностные качества, способствующие формированию ответственности за семью; развивать воображение и творческую активность; развивать речь, внимание, мышление, память.

Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательное отношение к родным и близким, воспитывать желание продолжать традиции своей семьи, способствовать сплочению детского коллектива.

Предварительная рабата: беседа с родителями дома о своей семье, традициях и ценностях, рассматривание семейных фотографий. Чтение художественной литературы

Оборудование: магнитная доска, магнитные карточки, сосуд прозрачный, цветные камешки крупного и среднего размера, стакан с песком, кувшин с водой.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им свои добрые, солнечные улыбки, ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

Я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверенна, что наше сотрудничество будет успешным.

Чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте загадку:

Мы о самом – самом главном

Проведем сейчас рассказ.

Стены, крыша, окна в нём –

Перед нами прочный дом.

В доме кто встаёт так рано?

Обо всех в заботах? – Мама!

Кто ещё живёт в домишке?

Папа, дочь, сынишка.

Отвечайте мне друзья –

Вместе кто они? – Семья!

Садятся на стульчики.

Воспитатель: Верно, сегодня наше занятие посвящено самому дорогому, что есть на земле – семье.

Что же такое семья?

Дети: Семья - это дом, где тепло и уютно, где тебя любят и всегда ждут.

Семья – это самое дорогое, что есть у человека.

Семья – это дом, папа и мама, близкие люди.

Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

Семья – это самые дорогие и близкие люди, душевное тепло, забота друг о друге, любовь.

Семья – это любимый дом, где тебя примут с радостями и проблемами, где ждут с нетерпением и забросив, все свои дела спешат на помощь.

Семья - это семейный ужин за большим столом, ароматный чай с вареньем и халвой.

Воспитатель: А без чего не может существовать ни одна семья (без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви.

Подумайте, может ли человек жить без семьи? Какие взаимоотношения должны быть между членами семьи? (уважение, забота, дружба)

А вы знаете, какое место самое дорогое для каждого человека на земле?

Дети: Дом.

Воспитатель читает стихотворение

Дом как известно всем давно, –

Это не стены, не окно,

Даже и стулья за столом –

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Радостным, грустным

Добрым, злым

Еле живым.

Дом – это там, где нас поймут.

Там, где надеются и ждут,

Где забываешь о плохом –

Это твой дом!

Воспитатель: У вас у всех есть свой дом. А зачем человеку нужен дом?

Дети: Дом защищает нас от непогоды.

Дом защищает нас от диких зверей.

Дом защищает нас от непрошеных врагов.

Дом – это место где вся семья любит собираться после трудового дня.

Дом – это самое дорогое, родное место на земле, куда хочется всегда возвращаться.

Воспитатель: Ребята, есть такое выражение: «Мой дом – моя крепость Как вы его понимаете?

Ответы детей.

Воспитатель (обобщает ответы детей) : Для каждого человека дом – это его семья, место, где его любят и всегда ждут, заботятся о нём. Дом нам нужен для того, чтобы жить в нём, найти тепло, защиту, любовь. Родное жилище даёт чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Вот поэтому так и говорят: «Мой дом – моя крепость».

У разных народов дома разные и называются они по – разному.

У южных народов временной дом называется юрта.

У северных народов – чум, и даже бывают ледяные жилища – иглу.

У индейских племен – вигвам.

В русских деревнях – изба.

А в селениях и аулах Дагестана как называется жилище горцев? (сакля)

Если вам интересно как выглядит сакля, то мы можем отправиться в гости к моей бабушке, которая живет в высокогорном селе Ашты. Чтобы переместиться, нужны волшебные слова:

На месте ты скорей замри.

Через время пролети

Вот и горы впереди

Выходи и погляди!

Дети повторяют слова и оказываются в сакле. Бабушка печет хлеб, мальчик играет в камешки или альчики, девочка подметает, вытирает посуду, накрывает на стол)

Давайте, подойдем поближе и поздороваемся.

Все вместе: Здравствуйте, Салам – Алейкум!

Бабушка: Ваалейкум – Асалам гости дорогие, здравствуй моя дорогая внученька. Воспитатель: Ребята, это моя бабушка Сакинат, но мы её ласково называем Хуланеш, и вы тоже можете её так называть.

Бабушка: (зовёт внуков) Муса, Айша смотрите кто у нас в гостях.

Муса: Салам – Алейкум, проходите в дом гости дорогие.

Айша: Мы вам рады, чувствуйте себя как дома.

Девочка: Хуланеш, у вас такой красивый, необычный дом. Вы могли бы рассказать о нем.

Бабушка: Конечно, ребятки садитесь поудобней.

Давным – давно наши предки искали место, где можно обосноваться, построить дом для каждой семьи. Долго они искали и наконец, когда они вышли из леса, их взору предстала местность, которая понравилась всем, и они сказали «иштIу», что в переводе с даргинского «здесь»,так и назвали наше село - Ашты. Дома стали строить на склоне горы, обращенные к югу, чтоб всегда было тепло. Да, красивое место: с одной стороны высокие горы, которые защищали от врагов, а с другой красивый лес, который скрывал наше село. Моему дому более ста лет. Его еще мой прапрадед построил. С тех пор мало что изменилось, попрежнему мы печем хлеб в печке (кери, за водой ходим на родник, обрабатываем шкурки овец, шьем нашим мужчинам бурки и папахи. Дети помогают взрослым, а в свободное время играют в разные дагестанские игры.

Давайте мы тоже поиграем:

Музыкальная игра «Зулейха»

Бабушка: Ребята, а у меня уже тесто подошло, пойду испеку вам лепешек, а вы пока отдохните (уходит).

Воспитатель: Этот дом хранит много интересных вещей, которые вам не знакомы. Давайте я расскажу о них. (Муса и Айша тоже рассказывают о предметах быта (хурджин, прялка, очаг, жернова, ткацкий станок, люлька и т. д., как помогают бабушке ( мальчик: пасет барашек, охраняет цыплят, чтоб не унес орел; девочка: кормит курей, убирает дома, ходит на родник за водой, ухаживает за младшим братом.)

О, сколько памятных моментов, традиций и обычаев видел этот дом (плач ребенка в люльке). Да, я совсем забыла вам рассказать, что у Мусы и Айши родился братик. (выносит люльку, вынимает малыша). Наш дедушка назвал его Рабаданом, в честь своего отца. Ребята, а вы знаете, как в дагестанских семьях дают имя малышу?

Дети: (рассказывают как, проводят обряд наречения имени). У нас в селе есть такая традиция «укладывание малыша в люльку». Как этот обряд проходит, я вам покажу.

Проводится обряд укладывания.

Как говорили наши бабушки,чтоб не спугнуть наших ангелов – хранителей, надо обязательно одеть платок. В этот особенный день приглащаются близкие родственники и соседи. Почетное право первого укладывания в люльку принадлежало уважаемой женщине из рода. Ею могла быть как бабушка малыша, так и прабабушка. Сначала бабушка купает малыша, затем читает молитву. А потом все присутствующие говорят свои пожелания. А чтобы вы пожелали малышу? (пожелания детей).

Муса: Если в семье рождается мальчик, то ему под матрас клали маленький нож, чтобы вырос бесстрашным джигитом.

Айша: А если рождалась девочка, ей клали ножницы, чтобы она росла настоящей рукодельницей.

Воспитатель: Еще одной замечательной особенностью обычая укладывания ребенка являлось ломание хлеба над люлькой. Это делалось для того, чтобы в доме был баракат и достаток. Кусочек от этого хлеба клали под матрас. А чтобы у малыша был спокойный сон, у нас у даргинцев под матрас клали плоды щиповника.

Айша: чтобы Рабаданчика не сглазили, наша мама поставила чашку с водой и положила туда яйцо. Каждый, кто приходит в дом, должен намочить этой водой руки и протереть лобик ребенку.

Воспитатель: Муса, Айша у нашего Камиля тоже родился братик, мы все его поздравляем, теперь он старший брат. Камиль хочет рассказать стихотворение:

«На кого же он похож?»

У нас сегодня праздник, довольна вся семья,

У нас родился братик, вернее, у меня!

До чего же он хорош, на кого же он похож?

Папа говорит: На маму, очень славненький с лица.

Мама говорит: На папу, вид смешливый у мальца.

Обе бабушки друг дружке уступают битый час:

Внук похож на вас, не спорьте,

Что вы душенька, на вас.

Я один сижу, как мышка: пусть потешится родня!

Я – то знаю, что братишка уродился весь в меня!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы о доме и семье? Давайте вместе их вспомним. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе её закончить.

Пословицы:

1. Где любовь да совет, (там и горя нет)

2. Дом вести … (не бородой трясти)

3. В гостях хорошо … (а дома лучше)

4. Не нужен клад … (когда в семье лад)

5. Чем богаты … (тем и рады)

6. Когда семья вместе … (так и душа на месте)

7. Один в поле … (не воин)

8. Семья в куче… (не страшны и тучи)

9. Дерево держится корнями, (а человек семьей)

10. В хорошей семье (хорошие дети растут)

11. В своём доме и стены (помогают)

12. Мой дом (моя крепость).

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья (загибают поочередно пальцы на руке)

Воспитатель: Чтобы в семье было уважение, понимание нужно хранить свои семейные ценности, все то, что нам досталось от наших предков. Это наши семейные застолья на праздники, совместный труд, традиции и обычаи (адаты, которые передаются из поколения в поколение. А какие семейные традиции в ваших семьях?

Ребята, когда вы вырастите, и у вас будет своя семья, а будет ли она счастливая, зависит от вас.

Воспитатель: давайте построим счастливый дом.

Упражнение «Счастливый дом» (из магнитных кирпичиков)

Давайте построим дом для дружной, счастливой семьи.

Дом построим мы из вот таких кирпичиков (магнитные прямоугольники с картинкой и словом).

А что является фундаментом семьи? Основой семьи (любовь, родители, дети).

Фундамент заложили, теперь надо стены поднимать (выше перечисленные ценности)

Стены построены, теперь нужна крыша – треугольник с надписью «счастливый дом».

Бабушка выносит на блюде свежеиспеченные лепешки и приглашает детей за стол.

Воспитатель: Смотрит на часы: ой, ребятки что- то мы задержались, пора возвращаться в детский сад.

Бабушка: Куда же вы спешите, вы еще не попробовали моих лепешек. А как же наши традиции? Ведь дагестанцы славятся гостеприимством.

Воспитатель: Хуланеш мы торопимся, нас ждут в детском саду и наверное, беспокоятся.

Бабушка: Тогда я вам с собой положу гостинцев (собирает поднос и прощается).

Воспитатель: Спасибо большое! До свиданья!

Дети произносят волшебные слова

На месте ты скорей замри.

Через время пролети

Вот и горы впереди

Выходи и погляди!

Воспитатель: Ну вот мы и дома. Как говорится в пословице «В гостях хорошо, а дома лучше!» Ребята, а мы можем сказать, что детский сад наш дом родной, а мы одна семья?

Высказывания детей:

Воспитатель: Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Ребята, очень важно помнить кто вы, кто ваши предки, откуда вы родом, не забывайте отчий дом. Давайте пройдем к нашему столику для экспериментов и закрепим то, что узнали сегодня. Давайте мы смоделируем семью. Перед вами большой дом (сосуд, я предлагаю заполнить его. Для начала, положим крупные камни — это наши с вами семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.

Посмотрите, полон ли наш дом? (Нет)

Еще есть место. Добавим еще красивые камни поменьше. Это важные занятия семьи, которые дополняют жизнь – детский сад, работа родителей, школа сестер и братьев. Полон наш дом? (Нет)

Посмотрите повнимательнее, есть еще место. Берем песок, это важные для семьи моменты – дни рождения, праздники, чтения книг, просмотры фильмов. Так полный наш дом? (Да)

А вот и нет. Давайте добавим воду, вот теперь наш дом полон. Вода все соединила, связала воедино. Вот так же, как вода, соединяют семью - семейные ценности.

В заключении дети читают стихотворение:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу,

Семья - это праздник, семейные даты.

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы

Семья – это важно,

Семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите

И наши традиции верно храните!

Я желаю всем взаимоуважение и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло, солнечно, уютно. И наши дети хотят поделиться с вами семейными ценностями, чтоб в вашем доме было на одну ценность больше (кирпичики с надписями).

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Дикие животные»Конспект НОД по познавательному развитию «Дикие животные» Конспект НОД "Дикие животные" Программные задачи: Познавательное развитие: - учить называть диких животных, видеть сходство и отличия,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Со светлой Пасхой»Конспект НОД по познавательному развитию «Со светлой Пасхой» Конспект НОД по познавательному развитию (мир человека) «Со светлой Пасхой» Тема: «Светлая пасха». Духовно-нравственное воспитание в детском.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к осени» Программное содержание. Закреплять знания об осенних явлениях природы, деятельности человека осень. Учить выразительно с помощью пантомимы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мой дом — моя крепость». Конспект ООД по познавательному развитию
Опубликовано: 6 декабря 2024 в 20:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мой дом — моя крепость». Конспект ООД по познавательному развитию» (включая файлы) размещена пользователем Виолетта Мирзаева (УИ 3509516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД