Марина Нестерова
Конспект ОД по познавательному развитию «Глубокое синее море» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по познавательному развитию «Глубокое синее море» для детей под-готовительной группы (эксперименты и рисование солью).
Воспитатель: Нестерова М. А.
Цель:
- Формирование экологического сознания: продолжать знакомить детей с обитателями морских глубин, уточнять и конкретизировать их знания о приспособленности морских обитателей к жизни в воде.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Глубокое синее море“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Формирование умения делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности.
Обучающие задачи:
- Продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях морей и океа-нов, об их особенностях, внешнем виде, питании, способе передвижения.
- Ввести понятие «мировой океан».
- Обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, кристаллы.
- Познакомить детей со свойствами морской воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность.
Развивающие задачи :
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
- Развивать познавательные процессы.
- Развивать внимание и наблюдательность, фантазию.
- Развитие двигательной активности: формировать потребность в двигательной актив-ности; содействовать освоению имитирующих движений; совершенствовать координа-цию движений, добиваться естественности и лёгкости, точности и выразительности; со-вершенствовать ориентацию в пространстве.
- Формировать умение договариваться в процессе совместной деятельности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов.
- Воспитывать познавательный интерес к различным представлениям морской фауны.
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование.
Слайды: кит, дельфин, акула, морской конёк, рыба-ёж, рыба-шар, рыба-дракон, осьми-ног, морская звезда, морская черепаха, медуза, рыба-крокодил, рыба-клоун, рыба-белка, рыба-попугай; магнитная доска; глобус; баночки с водой; кисточки; ёмкости для рассматривания соли, на дно лучше положить круги чёрного цвета; стаканы с водой для опытов; морская соль; 2 яйца; палочки для размешивания или ложки; заготовки морских звёзд, закрашенных красной гуашью; магнитофон с записью шума моря и тан-цевальной музыки; билеты с изображением морских обитателей.
Предварительная работа.
Изучение глобуса; рассматривание иллюстраций «Подводный мир»; беседа «Морские обитатели»; чтение художественной литературы Б. Сахарнов «Кто в море живет?»; ОД по Речевому развитию «Подводный мир»; просмотр презентаций «Исследование мирового океана», «Обитатели морей и океанов»; опыт «Выращивание кристаллов соли».
Ход ОД
- Мне кажется, что наша планета самая красивая в Солнечной системе, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень. Земля – это единственная планета, на кото-рой есть суша и вода, есть кислород, она обитаема.
Отгадайте следующую загадку:
На ноге стоит одной,
Кружит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус).
Воспитатель: А что он изображает? (Модель Земли).
Воспитатель: Что изображено голубой краской? (Реки, моря, океаны, озёра). Моря и океаны занимают в 2 раза больше места на Земле, чем суша.
Воспитатель: Назовите моря, которые вы знаете? (Чёрное море, Каспийское море, Бал-тийское море и т. д.). Ребята, что вы можете рассказать о морской воде, какая она? (Со-лёная, нельзя пить, может использоваться в лечебных целях).
- В нашей лаборатории вы можете узнать, почему вода в море солёная? (Дети садятся за столы, где всё необходимое для опыта).
1 этап.
- Ребята, у вас на столах лежат кристаллы морской соли. Давайте их рассмотрим. (Де-ти рассматривают). На что они похожи? (На сахар, иней и т. д.).
- Какого цвета? (Белого).
- Какой формы? (Прямоугольной, в форме звездочки и т. д.).
- Имеют ли они запах? (Нет).
2 этап.
- А теперь поместим эти кристаллы в пресную воду, помешивая палочкой (ложкой, тем самым ускоряя процесс растворения морской соли. Что произошло? (Соль рас-творилась).
Вывод:
- У воды важное свойство: она может растворять в себе многие вещества (например, соль, сахар и т. д.).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам провести другой увлекательный опыт. Но прежде, чем приступить к опыту, я хотела бы узнать, как вы думаете, а все ли моря одинаково солёные? (Дети называют Мёртвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира. Предметы в нём не тонут, а остаются на поверхности).
(Воспитатель вместе с детьми проводит опыт).
1 этап.
- Берём прозрачную ёмкость с пресной водой, опускаем яйцо (оно тонет, т. к. яйцо тяжёлое.
2 этап.
- Берём другую ёмкость с растворённой в ней морской солью. А теперь представьте себе, что яйцо – это «человек», а вода в ёмкости – вода Мёртвого моря! «Человек» плавает на поверхности и не тонет.
Воспитатель: Какие вы молодцы, выполнили все мои задания. А теперь давайте пред-ставим, что мы с вами отдыхаем на морском побережье. Я предлагаю вам выполнить комплекс упражнений под музыку.
(Ребята вместе с воспитателем выполняют комплекс аэробики «А рыбы в море пла-вают вот так»).
Воспитатель: Немного отдохнули на морском побережье, а хотите отправиться в увле-кательное путешествие? Оно может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на подводной лодке. Приглашаю вас занять свои места, друг за другом. (Дети встают друг за другом).
Воспитатель: Лодка готова к погружению? На счет «10» – погружаемся. (Дети пере-ступают с ноги на ногу, наклоняются из стороны в сторону).
(Дети считают до десяти и садятся на ковёр, «погрузились»).
Демонстрация слайдов:
1) Слайд.
Воспитатель: Мы погружаемся в воды «мирового океана». А что же такое «мировой океан»? (Это единое водное пространство, которое окружает материки и острова и обладает общим солевым составом).
2) Слайд.
Воспитатель: Части мирового океана - это все океаны, моря, озёра, реки, проливы, за-ливы, которые покрывают нашу планету.
3) Слайд.
- Смотрите, плывет чудо-великан! Это - кит.
4) Слайд.
Воспитатель: А вот за бортом мелькнул дельфин. Ребята, скажите, дельфин и кит — это рыбы или морские животные? (Морские животные).
Воспитатель: Но ведь у них же есть хвост и плавники? Значит это рыбы? (Это для то-го, чтобы жить в воде).
Воспитатель: Кит и дельфин – это морские млекопитающие животные, кормят детей молоком, дышат лёгкими, а хвост и плавники – это их приспособление к жизни в воде.
- Погружаемся ниже. Здесь уже темнее. (Выключить свет).
5) Слайд.
Воспитатель: Ой, ребята, а это кто? (Показывает на слайд с изображением акулы). Это акула. Как вы думаете она тоже млекопитающее животное или рыба? (Рыба).
Воспитатель: Правильно, ребята! Акулы - питаются рыбами, морскими животными и даже могут напасть на человека. Давайте уплывём подальше от этого опасного места.
- Вот мы с вами, наконец, опустились на морское дно.
6) Слайд.
- Посмотрите, ребята! Как красиво, сколько морских обитателей здесь можно встре-тить.
7) Слайд. Морской конёк, рыба-ёж, рыба-шар, рыба-дракон.
8) Слайд. Осьминог, морская звезда, морская черепаха, медуза.
9) Слайд. Рыба-крокодил, рыба-клоун, рыба-белка, рыба-попугай.
- А наше путешествие продолжается. Ребята, знаете ли вы, что при помощи соли, с ко-торой мы проводили опыты можно рисовать! У вас на столах лежат морские звёзды, которые мы с вами раскрасили и вырезали из бумаги. Но нашим звёздам как будто че-го-то не хватает, как вы думаете? (Присосок на ножках, при помощи которых они пе-редвигается по морскому дну).
Воспитатель: Берём кисточки и по всей поверхности звезды равномерно наносим воду. Не дожидаясь высыхания краски, посыпаем солью на ножки морской звезды, представ-ляя, что солим еду.
(Дети выполняют творческую работу).
Воспитатель: Какие красивые у вас получились морские звёзды. Пришла пора про-ститься с морем и его обитателями.
- Занимайте свои места в подводной лодке. (Дети встают друг за другом).
- Лодка готова к всплытию на поверхность? (Да). На счёт «10» – всплываем. (Дети пе-реступают с ноги на ногу, наклоняясь из стороны в сторону и считают до 10).
- Вот мы и вернулись в наш детский сад и у меня есть ещё один сюрприз для вас, вот эта морская звезда. Она поможет нам поиграть в игру «Назови морского обитателя». (Дети встают в круг и передавая звезду друг другу называют морских обитателей).
- Ребята, большое вам спасибо за работу! Вы молодцы, хорошо сегодня потрудились! Сегодня мы с вами вспомнили названия морей, которые вы знаете. Провели опыты с морской солью. Узнали, что она не имеет запаха, на вкус солёная, белого цвета, разной формы, растворяется в воде, позволяет предметам оставаться на поверхности (не то-нуть). Познакомились с понятием «мировой океан». Закрепили названия морских оби-тателей. И ещё узнали, что при помощи соли можно рисовать.