Екатерина Копылова
Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
цель:ознакомление дошкольников с представителями растений климатических зон (пустыня, тропики, тундра) и особенностями их приспособления к разным условиям.
Занятие проводится в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и интегрируется с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи образовательной области «Познавательное развитие».
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в мир растений“» размещена в разделах
- дать детям представление о некоторых растениях разных климатических зон;
- формировать представление о влиянии среды обитания на их строение.
Развивающие задачи :
- способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов детей;
- учить сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
-воспитывать целеустремленность, доброту, самостоятельность, бережное отношение к природе.
Задачи образовательной области «Развитие речи».
Образовательные задачи:
- способствовать развитию навыков диалогического взаимодействия;
- стимулировать инициативные высказывания детей.
Развивающие задачи :
- развивать диалогическую речь;
- умение отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать культуру речевого общения.
Задачи образовательной области «Физическое развитие».
Образовательные задачи:
-обогащать двигательный опыт детей.
Развивающие задачи :
-развивать потребность в проявлении выразительности при выполнении упражнений.
Воспитательные задачи:
- воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Оборудование и пособия: проектор, слайдовая презентация, стаканчики с песком и стаканчики с водой для опытов, модель тропиков, кактус, лейка, разрезные картинки-пазлы, дидактические картинки климатических зон, карточки с растениями.
Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание энциклопедий, альбомов; беседы, диалоговое и ситуативное общение по теме; просмотр видеофильмов; творческое взаимодействие с родителями.
Структура занятия
1. Организационный момент
Воспитатель стоит около комнатного растения и поливает его. Заглядывают дети. Воспитатель приглашает их присоединиться к нему.
- Ребята, отгадайте загадку.
Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест (растение)
- Правильно, это растение!
- Какие условия необходимы растениям для жизни? (свет, тепло, вода, почва)
Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.
- Скажите, а сможет ли у нас на улице расти кактус?
-Правильно, ребята. Растения, которые мы встречаем на улице, приспособились к нашей погоде, нашему климату. А экзотические растения привыкли к другой погоде, и у нас им будет не комфортно.
А вы хотели бы увидеть эти растения в природе?
- Замечательно! Тогда давайте, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие - в мир растений. И поможет нам в этом вот этот предмет. (Воспитатель берёт глобус) Что это?
Дети: Глобус.
-Глобус этот волшебный, он сможет перенести нас куда угодно.
- Готовы? В путь.
2. Основная часть.
(На экране слайд – Пустыня)
Ой, куда это мы попали. Как вы думаете?
- Правильно, это пустыня. В пустыне очень жарко и зимой, и летом, кругом сыпучие пески. Дождей почти не бывает. Но, несмотря на такую погоду, здесь растут растения. Посмотрите на экран и отгадайте, что это за растение.
Он на ёжика похож,
Только корнем в землю врос.
Нет ушей, ни ног, ни глаз,
Но, зато колючки класс!
У него цветочек красный,
Как красив цветущий. (кактус)
Кактусы прекрасно растут в пустыне. Листья его – колючки, чтобы меньше испарялась влага.. Кактусы корнями всасывают воду из почвы и запасают ее в стебле или листьях. Посмотрите, какие они толстые.
А вот еще одно растение пустыни – верблюжья колючка. Это невысокое, ветвистое растение. С зелеными голыми стеблями. Листья его тоже колючки длинной 2-3 см, вверху травянистые и тонкие. У верблюжьей колючки очень длинный корень, почти 20 м. С его помощью растение себя питает.
А как вы думаете, почему в пустыне мало воды?
Правильно. Вся пустыня- это песок. А песчаная почва очень легко пропускает воду. И мы сейчас в этом с вами убедимся. Предлагаю провести опыт.
3. Опытно-экспериментальная часть.
Проходите, занимайте любое место.
Перед вами 2 стакана. Один с песком. Другой с водой. Нальем воду в песок и посмотрим, что произойдет. Что вы видите? Проверьте сами.
Как растения пустыни приспособились к жаркому климату и недостатку воды? (У некоторых растений длинные корни, другие накапливают влагу в листьях или стеблях, листья в виде колючек.)
Ну что ж, а глобус зовет нас дальше. Интересно, куда мы попадем на этот раз.
- Ребята, посмотрите какое здесь все зеленое. А нас кто-то встречает.
4. Физкультминутка. (слайд с танцем)
Уважаемая обезьянка, мы видим, как у вас здесь много растений. Все они такие красивые, зеленые. А куда мы попали. (Это тропический лес)
- Здесь очень тепло и влажно, часто идут тропические ливни. У нас круглый год лето.
Здесь очень много деревьев и растений. Всем им нужен свет и поэтому многие растения очень высокие, например пальма.
Пальма - это древесное растение с неразветвленным стволом. Толщина стебля около 1 метра, в высоту бывают до 60 метров. Пальма – это самое первое растение, которое «одомашнил» человек. На пальмах растут кокосы, финики, которые мы очень любим. А люди из листьев пальмы изготовляют плетеную мебель, головные уборы, покрытие крыш. Различные виды пальм широко используются как декоративные растения (в том числе и в комнатном садоводстве). Пальмы являются символом победы.
Лианы – растения, не способные самостоятельно сохранять вертикальное положение стебля, поэтому они используют в качестве опоры другие растения, скалы, постройки и другое. Их длина может достигать 300 м
Удерживаются лианы на опоре с помощью побегов, шипов, колючек или усиков.
Как тропические растения приспособились к недостатку света? Одни растения очень высокие, а другие используют высокие растения в качестве опоры.
А глобус на этот раз отправил нас в Тундру- край вечной мерзлоты. Здесь очень короткое лето и длинная, холодная зима. Но, несмотря на это, здесь тоже растут растения.
Посмотрите на слайд. Это карликовая береза. А как вы думаете, почему она называется карликовой? Правильно, это очень маленький ветвистый кустарник. Карликовая береза морозостойкая, листья ее маленькие, похожие на монетки. Сережки не больше ногтя. Побеги стелются по земле, зимой снег закрывает их полностью и защищает от морозов.
Еще одно часто встречающее растение Тундры лишайники. Лишайники вездесущи. Они обычно первыми заселяют безжизненные места, не боятся холода северной тундры. Лишайники — это сложные организмы, тело которых всегда состоит из двух частей: гриба и водоросли. Растут лишайники медленно, 1-8 миллиметров в год, зато живут долго — до 80 лет, а некоторые даже до 600 лет.
Как же выживают растения тундры в суровом климате? Растения тундры низкорослые, корни не уходят глубоко в землю.
Здесь так холодно, давайте соберем солнышко и погреемся.
5. Итог образовательной деятельности.
Ребята, глобус отправляет нас домой.
Вам понравилось наше путешествие? Какие растения мы сегодня увидели?
Предлагаю вам поиграть.
(Раздать каждому картинку с растениями. Выберете те растения, которые подходят вашей климатической зоне.)
Расскажите, что вам сегодня больше всего понравилось в нашем путешествии?
А мне понравилось, какие вы были активные, веселые и любознательные.