Елена Кмит
Конспект ОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Африку»
▼ Скачать
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы
«Путешествие в Африку»
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.
Задачи:
Обучающие задачи:
1. Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
2. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли,.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Уточнить представления детей о животных Африки : особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.
Развивающие :
1. Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
2. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Словарная работа: материк Африка, пустыня Сахара, варан, верблюжья колючка, саванна, баобаб, гепард, водопой, джунгли, лиана, шимпанзе, горилла, орангутанг.
Оборудование: мультимедиа, сундук (мешок, камень, мешочек с песком, апельсин, банан, пластмассовые фигуры диких животных, ватман, клей, ножницы.
Ход деятельности:
Воспитатель:
-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями!
-Ребята, нам пришло видеообращение. А от кого оно давайте посмотрим.
Старик Хоттабыч:
- «Дорогие, ребята! Мне понравилось путешествовать с вами по планете Земля. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие на один из материков. Но отправиться вместе с вами я не могу. Поэтому хочу попросить вас прислать мне фотографии с вашего путешествия. Ребята, сегодня вы отправитесь в путешествие, а куда именно вы должны догадаться сами. Посмотрите - это волшебный сундук, в нем лежат предметы, если вы на ощупь догадаетесь, что это за предметы, то узнаете, какое путешествие сегодня нам предстоит».
Воспитатель:
- Дидактическая игра «Волшебный сундук». Дети на ощупь описывают форму предмета, свои ощущения, стараются отгадать название и выкладывают его на стол (банан, апельсин, мешочек с песком, камень, пластмассовые фигурки диких зверей - слон,лев, ветка лианы)
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, на каком материке мы можем встретить слона и льва, увидеть песок и камни, полакомиться апельсином и бананом?
Дети:
- Африка!
Воспитатель:
-Молодцы, догадались. Материк этот большой, самый жаркий и сухой. Там и лето круглый год и к себе он нас зовёт!
Чтобы оказаться на нём, нужно закрыть глаза и произнести такие слова:
«Ись – ись –ись - в Африке очутись»
(звучит запись «Голоса природы» и дети повторяют слова за воспитателем)
Воспитатель:
– Ребята, открываем глаза. Вот мы и в удивительной стране – Африке! Давайте, посмотрим расположение этого материка на карте (дети показывают)
(слайд №1- пустыня)
Воспитатель:
- Посмотрите, перед нами царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место в Африке?
Дети:
–Пустыня.
Воспитатель:
-Конечно, пустыня. В Африке много пустынь – пустыня Калахари, пустыня Намиб. Но самая большая – это пустыня…
Дети:
-Сахара.
Воспитатель:
–Правильно. Пустыня – значит пусто. В пустыне нет ни морей, ни рек, поэтому и дожди здесь идут редко, дуют горячие ветра.
-А как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
Воспитатель:
-Оказывается, могут. Растет в пустыне верблюжья колючка. У нее очень длинные корни, чтобы доставать воду, которая находится глубоко под землей.
К жизни в пустыне приспособились и животные. Это.
(слайд №2- верблюд)
Дети:
- Верблюд.
Воспитатель:
-Верблюда называют кораблем пустыни. Что вы знаете об этом животном?
Дети:
-Сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает его тело от палящего солнца. На спине горбы, налитые жиром. Неделю может прожить без еды и питья - жир его прокормит. Верблюды травоядные животные.
Воспитатель:
-В пустыне обитают и другие животные.
(слайд №3- черепаха, слайд №4- варан, слайд №5 – тарантул, слайд №6- чёрная кобра)
Воспитатель:
-Жарко в пустыне! Хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени …и вдруг мы видим небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы. Такие места в пустыне называют – оазис. (слайд № 7) .Давайте и мы отдохнём.
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре-
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно;
Вместе раз, это брасс
Одной, другой -это кроль!
Вышли на берег.
Воспитатель:
- Пустыня осталась позади. Впереди- Африканская саванна. (слайд № 8)
- Чем покрыта земля в саванне?
Дети:
- Травой.
Воспитатель:
- Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Это баобабы (показ слайда № 9). Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада. Поговорим об обитателях саванны. В саванне живёт самое высокое животное на земле. Назовите его.
Дети:
- Жираф. (показ слайда №10)
Воспитатель:
– Молодцы. Кто хочет рассказать о нём?
Дети:
-Это жираф. У него длинные ноги и шея. Он высотой с двухэтажный дом и может достать до верхушек самых высоких деревьев. Глаза у жирафа посажены так, что, не поворачивая головы, он видит всё вокруг.
Воспитатель:
- Вот и африканские гиганты…слоны (слайд №11) Расскажите об этом животном.
Дети:
- Слон очень большой. Его тело покрыто толстой серой шкурой. У слона белые бивни и длинный хобот, с помощью него он пьё т воду и добывает пищу: собирает листья и плоды с деревьев. Хоботом может легко перенести довольно толстое дерево. Уши у слона очень большие. Ими он отгоняет насекомых. Ноги толстые, а хвост короткий.
Воспитатель:
- Ребята, давайте посмотрим, каких ещё диких животных можно встретить в саванне. (показ слайдов, дети называют животных)
(слайд №12 – зебра, носороги, гепард – самое быстрое животное планеты, бегает со скоростью автомобиля 100км в час., антилопы, газели и конечно же гроза всех зверей- лев. Почему его так называют?
Дети:
- Он – хищник, питается животными. Цвет шерсти позволяет быть незаметным среди травы.
Воспитатель:
- В саванне есть небольшие озера. Это… водопой (слайд №) .Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться. А вот из воды показались глаза, уши и ноздри огромного животного. Это … бегемот. (слайд №) Расскажите нам про него.
Дети:
Это бегемот. Пасть у него огромная, большие клыки, особенно на нижней челюсти.
Воспитатель:
- А наше путешествие продолжается. (слайд №) . Что вы видите?
(ответы детей)
Воспитатель:
-Да, ребята, это горы. И здесь берут своё начало реки Африки : Нил, Конго, Лимпопо. По берегам рек растут апельсиновые и лимонные деревья, кокосовые пальмы и бананы. А ещё начинается тропический лес, его называют… джунгли. (слайд №). В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него. Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Каких вы знаете обезьян? (слайд №)
Дети:
– мартышка, горилла, орангутанг, шимпанзе.
Воспитатель:
– Давайте и мы превратимся в весёлых обезьянок. (физминутка, выполняют движения по тексту)
Мы весёлые мартышки
Мы играем громко слишком
Все в ладоши хлопаем,
Все ногами топаем.
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостики- вертушки,
Пальчик поднесём ко рту,
Дружно прыгнем к потолку.
Шире рот откроем
И гримасы строим.
Как скажу я слово «три»,
Все с гримасами – замри!
Раз, два, три, замри!
Воспитатель:
- Мы по Африке гуляли и животных узнавали. Ребята, давайте ещё раз вспомним, как они выглядят. Угадайте, кто спрятался на картинке? Как догадались? (игра «Кто спрятался на картинке?» (слайд №)
Дети:
- У жирафа длинная шея, у слона большие уши…
Воспитатель:
– Вот и закончилось наше путешествие. Надо возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем такие слова:
«Ой-ой-ой возвращаемся домой»
(звучит музыка и дети произносят слова)
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось путешествие?
(ответы детей).
Воспитатель:
-Только мы забыли взять с собой фотоаппарат и на память о нём ничего не осталось. Как же быть? Предлагаю вам всем вместе сделать коллаж. Хотите? Тогда проходите к столу.
( все вместе выполняют коллективную работу: коллаж «Африка»)
Рефлексия:
Воспитатель:
- Какой замечательный коллаж у нас получился. Мы отправим его Старику Хоттабычу. Какую часть Африки на ней изобразили? Силуэты каких животных наклеили? Какие растения? Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами.