Коваленко Евгения Анатольевна
Конспект ОД по познавательному развитию «Знаменитые люди Брянского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия на тему :
«Знаменитые люди Брянского края»
(составление рассказов по алгоритму)
Программные задачи.
Обучающие.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Знаменитые люди Брянского края“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Закрепить знания детей о родном крае. Уточнить и закрепить знания детей об известных людях, прославившими Брянский край : Братья Ткачёвы, В. Лаворько, Ю. Махотин, А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев, И. А. Швец, Н. М. Грибачёв, В. Афанасьев, М. Калашников, Н. Амосов. Узнавать земляков по портрету- поэтов, художников, знаменитых людей Брянщины. Формировать умение составлять короткий рассказ о великом земляке, развивать умение правильно строить предложения, используя алгоритм-схему.
Воспитательные.
Воспитывать любовь к родному краю, гордость за достижения земляков. Воспитывать умение слушать, развивать выдержку, культуру поведения.
Развивающие.
Развивать чувство уважения к великим землякам Брянщины, их достижениям, и чувство гордости за свой город Брянск.
Словарная работа: поэт, писатель, художник, знаменитость, земляк, кардиохирург, конструктор, лётчик-космонавт.
Методы и приё мы:
Наглядные-рассматривание портретов знаменитых земляков, рассматривание картин художников.
Словесные- индивидуальные и групповые беседы о знаменитых земляках, ситуативный разговор, чтение произведений, вопросы.
Материал. Фотографии поэтов, художников, знаменитых людей Брянского края.
Картины художников, картинки к игре: «Подбери нужный предмет».
Предварительная работа. Рассматривание тематического альбома «Брянские художники». Прослушивание аудиозаписи гимна И. А. Швец. Просмотр презентаций «Брянские художники». Чтение сказок Н. М. Грибачёва.
Ход занятия
Беседа.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости кто-то стучится! Вы хотите узнать кто к нам пришёл?
Входит Незнайка с конвертом (взрослый).
Незнайка: «Здравствуйте мои дорогие друзья. Это я ваш друг Незнайка. Недавно, я был в брянской библиотеке, и там я увидел портреты людей. Я ничего о них не знаю, но мне очень бы хотелось узнать кто они такие. Помогите мне, пожалуйста, узнать кто эти люди».
Отдаёт конверт- в конверте лежат портреты. Дети рассматривают их, называют кого узнали.
В: -.Ребята, кто все эти люди?
В:- Да, это знаменитые люди Брянщины.
В:-Почему их назвали «знаменитые люди Брянщины»?
(Это люди, которые свою жизнь посвятили людям, Родине, Брянщине. Их знают не только на Брянщине, но и в России, и во всем мире.)
В:- Знаменитых людей очень много на Брянщине, с некоторыми мы уже знакомы. И сегодня о некоторых из них мы расскажем и поможем Незнайке узнать кто эти люди.
Вопросы по художникам.
Воспитатель. Дети, отгадайте загадку. «Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?» (Художник)
- Правильно, это художник.
-А что создают художники?
Д/ игра: «Найди ошибку».
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру. Я покажу вам репродукцию картины и буду рассказывать о ней. Слушайте и смотрите внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка. Вы должны найти ошибки и исправить их.
(У меня 3 картины 3 художников -1. Братьев Ткачё вых: «Весенние воды», 2. В. Лаворько: «Зимний сад», 3. Ю. А. Махотина: «По тютчевским местам».)
1. Перед вами репродукция картины «Весенние воды».
Она рассказывает о том, что на переднем плане мы видим озеро (ошибка-ручьи). А на заднем плане картины ели и сосны (ошибка-отсутствуют берёзки). Поле покрыто прошлогодней травой (ошибка-снегом). Картина написана в тёплых и холодных оттенках.
- Вам подсказка. В картине 3 ошибки. Найдём первую ошибку, вторую и третью.
-Кто написал эту картину? (дети называют)
2. Перед вами репродукция картины «Зимний лес» (ошибка-«Зимний сад»).
Она рассказывает о том, что на переднем стоят лесные деревья (ошибка –садовые деревья, а на заднем плане стоит куст сирени (ошибка-куст калины, домик и стог снега. Художник использовал в картине тёплые оттенки (ошибка-холодные оттенки).
-Назовите 1,2,3 ошибки.
-Кто написал эту картину?
3. Перед вами репродукция картины «Летний луг» (ошибка - «По тютчевским местам».
Она рассказывает о том, что на переднем плане изображён цветущий луг с травой и садовыми цветами (ошибка-полевыми цветами). Мы видим множество птиц (ошибка-насекомых, которые перелетают от цветка к цветку. Художник использовал в картине тёплые и холодные оттенки.
-Назовите ошибки.
-Кто написал эту картину?
Итоговые вопросы к картине:
-Что общего вы видите на этих картинах? (на картинах изображена природа).
-В каком жанре живописи написаны все эти картины? (пейзаж).
- Какая картина вам нравится больше всего? Почему?
Воспитатель. А сейчас мы познакомим Незнайку с писателями и поэтами Брянщины.
-Где писатели Брянщины описывали события (в сказках, стихах, рассказах).
Д/ игра: «Угадай писателя»
-Каких брянских поэтов и писателей вы знаете? (С, И. Петрунин, И, А. Швец, Ф, И. Тютчев, А. К. Толстой, Н. М. Грибачёв).
Воспитатель: У меня на столе фото писателей Брянщины. Я буду говорить о каком-то событии писателя, а вы назовёте его имя и покажете его фото на доске.
- Кого в детстве дядюшка приучал купаться в ледяном проруби? (А. К. Толстой).
-Кто родился в селе Овстуг Брянского района? (Ф. И. Тютчев).
-Чьё стихотворение является гимном нашему городу Брянск? (И. Швец).
-Кто после войны посетил «Брянскую поляну» и написал стихотворение: «В Брянском лесу». (Н. М. Грибачёв).
Д/ игра: «Угадай песню»
-А сейчас я предлагаю послушать песню на стихи известных брянских поэтов, нужно назвать имя поэта, который написал эти стихи и сказать как они называются.
(слушают романс А. К. Толстого «Колокольчики мои», гимн «Наш Брянск И. А. Швец», Ф. И. Тютчева: «Ещё в полях белеет снег».)
Д/ игра: «Угадай сказки Н. Грибачёва»
Воспитатель: А вы любите сказки?
-Кто из брянских писателей писал сказки о Зайце Коське? (Н. М. Грибачёв).
1. «Из какой сказки отрывок?»
Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы отгадайте из какой сказки отрывок.
-Зачерпнул заяц Коська воды из озера, понес. Ну, в решете дырок много, вода вытекает. А Коська только радуется, что легко, песни распевает и ничего не замечает. Пока до грядок дошел, воды всего несколько капель осталось.
(«Как заяц Коська капустку поливал»)
-И побежал, сколько было сил, по берегу реки. Вечер наступил - бежит, ночь наступила - бежит. А в темноте бегать плохо. И шкурку заяц Коська о кусты ободрал, и ногу колючкой поранил, и нос больно ушиб, когда в ямку попал. Совсем измучился Коська, еле жив.
(«Заяц Коська и Родничок»)
2. «Угадай сказку по картинке»
Я покажу картинку к сказке, а вы её назовёте («Орех», «Коська-велосипедист», «Эй, догони»).
3. «Вопрос-ответ»
Сейчас я буду задавать вопросы о событиях из сказки, а вы отвечайте правильно.
-В какой сказке у лисы Лариски шкура розовая была и почему? (Волшебные очки)
-В какой сказке медведь -Потап и лиса-Лариска от пчёл в холодном лесном озере прятались? (Как мёд добывали)
-В какой сказке Заяц-Коська и ёж-Кирюха отомстили Лисе-Лариске и как? (Проволочный Заяц)
Итоговый вопрос по сказкам
-Какая сказка вам понравилась больше всего? Почему?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как хорошо вы знаете сказки Н. М. Грибачёва.
Воспитатель. А сейчас мы познакомим Незнайку с другими знаменитыми людьми, которые прославились не только на Брянщине, но и в других странах.
Дидактическая игра: «Кому что принаджлежит»
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Кому что принадлежит»
(К фотографиям подбирают предметы, которые касаются только этого человека (по 4-5 предметов к каждому, потом обосновывают свои действия.
У вас на столе-конверты. В конвертах три фото знаменитых людей и картинки разных предметов. Ваше задание –найти картинки для каждого земляка, которые связаны с событиями из его жизни. Возле доски будет подбирать картинки (вызываю 3 детей).
Виктор Афанасьев (звезда Героя Советского Союза, самолёт, ракета, скафандр, тюбик с едой) - лётчик-космонавт, прославился тем, что освоил более сорока типов летательных аппаратов, совершил четыре полета в космосе, семь выходов в открытый космос.
Михаил Калашников (орден Золотой Звезды, фото спортивного оружия, «автомат Калашникова», герб Мозамбика)- конструктор стрелкового оружия, прославился тем, что создал много оружия для спортсменов и охотников, создал автомат, который получил название «Автомат» Калашникова, который используют во всём мире.
Николай Амосов (фото скальпеля, белого халата, шприца, маски)-кардиохирург, прославился тем, что сделал очень много операций на сердце, и спас и вылечил большое количество людей.
Вопросы к игре:
-Почему ты выбрал эти предметы для этого земляка? Расскажи.
(вызываю 3 детей)
-Проверьте и исправьте ошибки.
Физминутка.
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг,
Тысяча цветов вокруг.
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер
И направо, и налево
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
Вот выходим мы на луг,
Тысяча цветов вокруг.
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
Рассказывание по схеме
Воспитатель: А сейчас ребята, мы свами будем составлять рассказы о наших знаменитых брянских земляках. Вы должны придумать рассказ об одном из них, о ком захотите.
Рассказать нужно будет по заданной схеме.
Давайте вспомним, что мы будем рассказывать по этой схеме (показываю 1, 2, 3, схемы).
1. Как зовут земляка- картинка с вопросом.
2. Детство и взрослая жизнь земляка - картинка ребёнка и взрослого.
3. Работа земляка –картинка молоточка.
4. Память о земляке-картинка цветка.
Вопросы:
-Чей рассказ понравился больше и почему?
-Давайте выберем лучший рассказ.
Дети выбирают лучший рассказ и кто-то рассказывает его по схеме.
ИТОГ.
Воспитатель. Сегодня вы очень много рассказали Незнайке о знаменитых людях. Кто из них вам больше всего понравился и почему? Кем бы вы хотели стать, когда вырастите большими? (Ответы детей).
Спросим у Незнайки, интересны ли ему были наши рассказы о наших земляках?
Незнайка. Спасибо вам ребята. Мне очень понравились ваши рассказы о брянских знаменитых людях и я узнал о них очень много интересного. Я обязательно о них расскажу в своём Цветочном городе своим друзьям. А на прощанье я хочу вас поблагодарить и угостить….(Уходит).