Папки-передвижки

Конспект ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Путешествие капельки»

Ярмухаметова Ризида Расиховна
Конспект ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы

ООД «Путешествие капельки»

Программное содержание:

• Обучающее: закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года; уточнить знания детей о превращениях воды в природе, о значении ее в жизни человека; объяснить, как образуется дождь.

• Развивающее: развивать знания об окружающем мире, природных явлениях; развивать умение логически мыслить, делать умозаключения, показывать явления природы, ее настроение с помощью музыки и пластичных движений.

• Воспитательное: воспитывать бережное отношение к воде, экономному ее использованию.

Публикация «Конспект ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в старшей группе „Путешествие капельки“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: рисунок весёлой капельки, глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губки, тарелочки и стаканчики с водой на каждого ребёнка, иллюстрации с изображением разных времен года, плакаты для игры «Четыре стихии. Вода», «Ящик ощущений», пакеты со льдом и снегом, картинки с изображением разных состояний воды, магнитофон с аудиозаписью для пластического этюда.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов: «Град» Е. Серова, «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасов, «Пар» Н. Михайловой. Чтение художественной литературы В. Бианки «Рыбий дом», «Снежная книга», Н. Н. Авдеева «Кто живёт в воде: реке, озере». Дидактические игры: «Где, чей дом?», «Воздух, вода, земля», «Береги природу». Подвижные игры «Ручеёк», опыты с водой и снегом.

Ход занятия.

В начале занятия дошкольники подходят к столу, на котором стоят глобус и два подноса со стаканами соленой и пресной воды. Воспитатель предлагает рассмотреть глобус, объясняет, что это модель нашей Земли, нашего общего дома.

-Какую форму имеет глобус? (Круглую.) Что обозначено на глобусе желтым цветом? (Суша.) А вот голубым цветом обозначена вода, океаны и моря. Маленькие овалы — это озера, тонкие синие линии это реки. Дети ищут на глобусе указанные объекты. Вода в морях и океанах не такая, как в реках, прудах и озерах. Чем она отличается? В этом поможет разобраться опыт.

Опыт 1

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть, что находится на подносах (в стаканах с водой).

- Что можно сказать о воде? Какая она?

-Прозрачная, чистая. (Ответы детей) Затем дети пробуют воду и выясняют, есть ли у нее вкус. Оказывается, что в одном стаканчике находится соленая, «морская» вода, а в другом, безвкусная - пресная, «речная», «озерная».

- Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало. Как вы думаете, должны ли мы её беречь? Если да, то как?

-Нужно закрывать краны, расходовать воду экономно, не мыть машины на берегу рек, не бросать мусор в воду. (Ответы детей)

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в стаканчиках и налить небольшое количество жидкости на поднос, чтобы рассмотреть из чего состоит вода?

-Из маленьких капелек. (Ответы детей)

- Эти капельки - известные путешественницы. Вместе с одной из них мы отправимся в путешествие по временам года. (Показывает детям изображение веселой бумажной капельки.)

Первая остановка

Дошкольники рассматривают фотографию зимнего пейзажа.

- Какое время года изображено на этой фотографии? Почему дети так думают?

-Можем ли мы увидеть водяную капельку зимой? Какой она становится? Какой бывает капелька воды зимой, помогут узнать загадки.

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь вода в руке? (Снежинка.)

- Что происходит со снежинкой, когда она попадает на ладошку? -Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая. (Ответы детей)

Прозрачен как стекло,

Но не вставишь в окно. (Лед.)

Игра с «Ящиком ощущений» В ящик ложится кусочек льда и снег (в целлофановом пакете)

- Это твёрдое или мягкое? Теплое или холодное? Живое или не живое? Что это?

1 ребёнок ощупывает предмет и отвечает. Это твёрдое, очень холодное, не живое. Это лёд.

2 ребёнок ощупывает предмет и отвечает. Это рассыпчатое, очень холодное, когда сжимаешь его хорошо лепиться, не живое. Это снег.

-Лед, снег, иней, морозные узоры — что это?

-Это тоже она, наша знакомая капелька, только твёрдая, замёршая. (Ответы детей)

-Но вот солнышко пригрело, и капелька отправилась дальше.

Вторая остановка

Дети рассматривают фотографию с изображением весенней природы.

- Ребята, как вы думаете, какое это время года? Почему вы так решили? (Ответы)

А теперь — загадки о весенней капельке:

С крыши белый гвоздь торчит,

Солнце взойдёт и гвоздь упадёт. (Сосулька)

Сосулька — это твердая вода.

Третья остановка

Воспитатель показывает фотографию с изображением летнего пейзажа.

- Какое время года изображено на снимке? Где мы в природе встречаемся с водой летом?

- На фотографии изображено лето. Летом идет дождь, иногда выпадает град, появляется роса, бывает туман и радуга.

- Итак, в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь, то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. И в течение года капелька бывает в трех состояниях - жидком, твердом и газообразном.

Четвертая остановка.

Дети рассматривают фотографию с изображением осенней природы.

- Какое время года изображено на снимке? (Ответы детей)

Воспитатель или заранее подготовленные дети загадывают загадки. Отгадав их, ребята узнают, где можно встретиться с капелькой воды осенью.

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило. (Дождь.)

Пляшет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы

Мелководные пруды. (Лужа.)

-Каким бывает осенний дождь?

- Грустный, печальный, серый, холодный, моросящий, затяжной. (Ответы детей)

-Где еще мы можем обнаружить осеннюю капельку воды?

Дети. В озере или реке, которые к этому времени еще не замерзла.

Физминутка

- Давайте поиграем с вами в подвижную игру «Мы - капельки» (автор Н. А. Рыжова)

Цель игры: закрепить элементарные знания о круговороте воды в природе; развивать быстроту и координацию движений.

Ход игры. Дети надевают бумажные короны с рисунками капельки.

Воспитатель надевает такую же бумажную корону с рисунком тучки. Она тучка-мама, а дети – ее маленькие детки. Ребята окружают маму тучку, прыгают вокруг неё, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, просит вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются по залу в разные стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя несколько ручейков. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ряды, образуя реку. Река впадает в океан – дети делают широкий круг. Солнышко нагревает поверхность океана и капельки, превращаясь в пар, возвращаются к тучке.

Пятая остановка.

Д/игра «Четыре стихии. Вода»

- Посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы:

-Вы знаете, что вода бывает жидкая, твердая и в виде пара. Найдите эти три состояния воды.

Дети. Твердая это лёд, в виде пара это облако, жидкая это река.

-Посмотрите внимательно на рисунок и назовите где вода в газообразном состоянии

-Облако, пар, туман (ответы детей)

- Рассмотрите картинки и скажите, кому необходима вода, кто без нее не может жить?

Дети. Вода необходима животным, рыбам, растениям, людям.

-Как человек использует воду в домашних условиях? Покажите эти картинки.

-Человек использует воду для личной гигиены, уборки квартиры приготовления пищи, полива растений (Ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Дождик».

Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Капля раз, капля два. (Дети стучат указательными пальцами по коленкам) Очень медленно сперва. А потом, потом, потом (Дети с нарастающим темпом стучат ладошками по коленкам) Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли (Дети разводят руки в стороны)

От дождя себя укрыли (Руки полукругом над головой)

- Наше путешествие с капелькой продолжается. Давайте отправимся в нашу лабораторию «Почемучек» и узнаем что-то новое о воде.

Опыт 2

-Воспитатель предлагает дошкольникам создать дождь. На столах у ребят лежат подносы с фигурными, чуть влажными губками, Дети высказывают свои предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на конфетку, на облако). Воспитатель предлагает представить, что губка это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими облаками, если их сжать? Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт. Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

Воспитатель. Мы продолжаем наше путешествие, и капелька отправляется дальше в путь.

Воспитанники становятся капельками воды и изображают их путешествие с помощью движений рук. Вместе с воспитателем они сидят на ковре. Движения ребят сопровождаются музыкой и комментариями педагога.

-Посмотрите на свои руки. Они умеют многое: например, могут изобразить летающих бабочек: ручеек, который весело спускается с пригорка; цветок. Мы можем ловить капельки дождя в ладошки. Наши руки могут даже рассказать сказку без слов.

Последовательность движений:

1. Выглянуло солнце (руки вверх и посмотреть на них).

2. Следом за ним появилась тучка (нарисовать ее круговыми движениями рук снизу вверх).

З. Из тучки закапали капельки (изобразить их поочередно каждой рукой).

4. Капелек было так много, что на земле образовались лужи (сделать полукруг сначала левой, потом правой рукой).

5. Напоили капельки землю, и на ней начали расти цветы (проводят поочередно каждой рукой снизу вверх показать, как вырастает один цветок, потом другой).

6. Смотрят ваши цветы на солнце (руки подняты вверх. Взоры ребят направлены на поднятые вверх руки; ладошки сложены вместе и раскрыты - пальцы направлены в разные стороны).

7. Прилетели к цветкам бабочки (положить скрещенные кисти рук друг на друга и легко махать ладошками, как крыльями).

8. Из-за тучки выглянуло солнышко (повторить движение 1).

9. Солнышко осветило всю Землю (дети рисуют поочередно каждой рукой круги).

10. Наша любопытная капелька отстала от других капелек дождя и попала в ручеек

(по очереди свободной кистью каждой рукой изобразить ручеек змейкой сверху вниз).

11. Влился ручеек в речку, речка потекла в море. А вместе с ними и капелька (каждой рукой по очереди изображаются волны: движения перед собой слева направо).

12. Выглянуло солнышко из-за тучки, протянуло лучики-ладошки к капельке (дети тянут вверх ладошки).

13. Превратилась наша капелька в пар (дети поочередно поднимают перевернутые ладошки вверху).

14. Вернулась капелька-путешественница к маме-тучке (движения руками снизу вверх,

отражающие подъем капельки).

Дети садятся на стульчики.

- Вслушайся, весь мир поёт –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт

Мир её волшебен.

Ребята, как вы думаете, у капельки есть своя музыка, какая она?

-Звонкая, светлая, солнечная. (Ответы детей)

-Правильно, у ручейка, моря, дождя, и даже капельки есть своя музыка. Сейчас я загадаю вам музыкальные загадки, а вы угадаете, чья это музыка. Отгадки дети показывают движениями рук и называют явление, подходящее для данного этюда: - ручеёк; - море; -капель; -дождик. Если дети правильно угадали музыку, педагог показывает картинку – отгадку.

- Вот и закончилось путешествие капельки, а с ним и наша необычная сказка.

Рефлексия.

- О чём мы сегодня говорили на нашем занятии?

- Мы говорили о воде, её состояниях, как много её на планете. (Ответы детей)

- Какая она бывает, что она необходима всем живым существам и т. д.

- Какой самый главный урок мы вынесли с вами из данного чудесного путешествия и о чем вы расскажете дома родителям?

Дети. Необходимо бережно относиться к воде, вести себя в природе культурно, беречь и любить природу.

Положительная оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

Итоговое занятие «Путешествие в Цветочный город» по познавательному и художественно-эстетическому развитию (старшая группа)Итоговое занятие «Путешествие в Цветочный город» по познавательному и художественно-эстетическому развитию (старшая группа) Цель: Выявить и закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Задачи: Образовательные: - закрепить знание детей о стране,.

Конспект интегрированной НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Медведь и пчелы» в старшей группеКонспект интегрированной НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Медведь и пчелы» в старшей группе Цель: Формирование у детей умений создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры. Задачи: 1. Продолжать учить детей рисовать.

Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию «Чебурашка» в старшей группеКонспект НОД по художественно — эстетическому развитию «Чебурашка» в старшей группе Цель: учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы, другие характерные особенности. Задачи.

Конспект НОД по рисованию «Танк» в старшей группе Цель: Формирование у детей интерес к празднику «День защитника Отечества» и желание что-то сделать своими руками. Задачи: - Расширить знания.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Путешествие в волшебную страну Рисовандию»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Путешествие в волшебную страну Рисовандию» Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность – рисование).

Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию. Лепка с элементами конструирования «Мостик»Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию. Лепка с элементами конструирования «Мостик» Цель: Формирование у детей знаний о назначении сооружений. Задачи: 1. Уточнить у детей представления о назначении мостов; 2. Учить детей.

Конспект НОД с детьми средней группы по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Мы-космонавты»Конспект НОД с детьми средней группы по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Мы-космонавты» Конспект НОД с детьми средней группы по познавательному и художественно-эстетическому развитию на тему «Мы – космонавты» Цель: Создать.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды»Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды» Тема: «Превращения капельки воды» Программные задачи: Познакомить со свойствами воды испарение и конденсация. Сформировать первичные представления.

Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Рыбки плавают в воде»Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Рыбки плавают в воде» Цель: Ознакомление детей с представителями водоемов. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с обитателями водоемов – рыбами, о среде их обитания;.

Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Снежинка»Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Снежинка» Тема: "Снежинка"Программное содержание: Продолжать учить детей скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Путешествие капельки»
Опубликовано: 20 января 2021 в 11:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Путешествие капельки»» (включая файлы) размещена пользователем Ярмухаметова Ризида Расиховна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД