Елена Сурмач
«Волшебная вода». Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширение представлений детей о воде и ее свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют;
- формировать познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой, развивать наблюдательность;
- активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов
- обогащать и активизировать словарь, развивать речь.
Развивающие:
- развивать познавательную активность,
- развивать умение анализировать, сравнивать, выдвигать предположения, делать выводы
- развивать двигательную активность детей.
Воспитательные:
Публикация «„Волшебная вода“, Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- воспитывать бережное отношение к воде.
- воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстников.
Методы и приёмы:
- практические опыты, экспериментирование, физкультминутка, дыхательная гимнастика, сюрпризный момент, вопросы к детям, решение проблемных ситуаций, игровые обучающие задания, наглядные, словесные.
Материалы и оборудование: доска; мольберт; магниты, схемы о свойствах воды; картинка «Кому нужна вода?», плакат «Где в природе можно увидеть воду»; настольно печатное пособие круги Луллия «Состояния воды»; стеклышки, стаканы с водой и пустые стаканы, коктейльные трубочки (по количеству детей); стакан с молоком; тряпочки; апельсиновый сок; кубики льда в контейнере; термос с горячей водой; бумажные снежинки; аудиозапись «Шум дождя» и «Звук капающей воды», колокольчик, ноутбук, капля воды из картона.
Ход занятия:
— Ребята, здравствуйте, посмотрите у меня есть колокольчик, давайте поздороваемся: звоня и передавая колокольчик друг другу, мы говорим – Здравствуй, Миша и так далее…
— Сейчас послушайте звуковую загадку (аудиозапись «Шум дождя» и «Звук капающей воды»).
- Что это? Дождь? Это капли воды? Правильно, посмотрите, к вам сегодня в гости пришла капелька (выносит картонную каплю)
-Ребята, что такое вода? Жидкость? Какая бывает вода?
— Вы знаете, ребята, а ведь вода еще и волшебница. Почему? Хотите узнать? Капелька сегодня вам в этом поможет.
-Давайте посмотрим на плакат и скажите мне, где в природе можно встретить воду? (Плакат «Где в природе можно увидеть воду»)
Ответы детей…
А еще посмотрите на картинку и скажите кому нужна вода? (картинка «Кому нужна вода?»)
Ответы детей…
-А еще капелька принесла собой волшебный ноутбук, он будет помогать вам отгадывать загадки, которые я вам приготовила. Ноутбук будет показывать вам картинки подсказки.
1 загадка:
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — … (дождь).
2 загадка:
«Он белёсый и сырой,
Опустился над землёй.
Словно облако упало,
И домов не видно стало.
Над рекою он плывёт,
А с рассветом пропадёт». (Туман)
3 загадка: «И не снег, и не лед, а серебром деревья уберёт». (Иней)
4 загадка: Что случилось? Ой-ой-ой! Летом стало, как зимой: Белые горошки
Скачут по дорожке (Град)
5 загадка: «Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе» — (облака)
6 загадка: На травинке капля, как слеза,
Утром ранним светлая висит.
Не было дождя, не моросит
Дождик. Это выпала (Роса)
- Молодцы, ребята. Отгадали все загадки. А скажите мне и капельке кому нужна вода? Какая? Чистая или грязная?
Ответы детей…
- Правильно всем нужна чистая вода. В больших городах в специальных лабораториях очищают воду учёные. А вы сегодня хотите стать учёными? Давайте скажем волшебные слова и превратимся в учёных:
- Раз, два, три, обернись и в учёного превратись.
(Воспитатель с детьми говорит слова)
-Мы сейчас пройдем в лабораторию воды и узнаем, почему же вода волшебная жидкость. Мы будем делать опыты и делая выводы на мольберт будем на магниты крепить схемы, чтобы вам легче было запомнить свойства воды и посмотрим, что у нас получится. Готовы? Тогда идем в лабораторию.
1 опыт:
На столе стоит термос с горячей водой, стекло.
Воспитатель показывает термос.
— Дети, что это? Для чего люди используют термос? Смотрите внимательно. Я открываю крышку. Что вы видите? (Идет пар). Подношу к термосу стекло. Что появилось на стекле? (Капельки воды). Откуда они появились? (Пар из термоса).
— Значит, пар — это что? Да, вода, но не простая жидкая, а летучая. При сильном нагревании вода превращается в пар. Где дома вы видели пар? Итак, вода может быть в газообразном состоянии. Когда? (Пар, туман). Давайте схему закрепим на мольберте.
2 опыт:
На столах стоит стакан с водой, стекло и тарелочка. Воспитатель льёт воду по стеклу в тарелочку.
-Что сейчас делает вода? (Переливается, шумит, течет, льется, журчит). Почему воду мы можем перелить? (Она жидкая). Да, вода — это жидкость, она течет. Ещё одно волшебное свойство воды – она жидкая. Давайте схему закрепим на мольберте.
3 опыт:
На столе стоит контейнер с кусочками льда.
- Ребята, посмотрите, что это? (в контейнере лежат кубики льда).
— Что произойдет с ним, если мы будем держать его в руке? Возьмите по кубику льда. Какой лед наощупь? (Холодный, скользкий, тяжелый, твердый, похож на стекло). Что происходит со льдом в руках? Почему? Значит, лед — это что? (Вода, только твердая, замороженная).
— Правильно. Вода может быть в твердом состоянии. В каких случаях? (Лед, снег, град, сосульки). Лед может превратиться в воду? Когда? Вода может превратиться в лед? Когда?
— Посмотрите на эту схему. Ещё одно волшебное свойство воды – она бывает твёрдая. Давайте схему закрепим на мольберте.
- Ребята, капелька предлагает нам немного отдохнуть. Хотите?
Давайте вместе подвигаемся.
Физкультминутка «Дни недели»:
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник рисовал, (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (изображаем умывание)
А в четверг в футбол играл, (изображаем пинание мяча)
В пятницу я бегал, прыгал, (прыжки)
Очень долго танцевал, (кружимся на месте)
А в субботу и воскресенье, я тихонько отдыхал. (садимся на корточки, руки под щеку, засыпаем)
Дыхательная гимнастика «Снежинка»
- Ребята, посмотрите, капелька привела вам своих подружек снежинок, возьмите все по одной снежинке. Давайте вместе положим наши снежинки на ладошку, каждый себе. Полюбуйтесь какие красивые снежинки. А теперь давайте устроим у нас здесь снежную бурю. Наберите воздух и сдуйте снежинки с руки. (повторить 3-4 раза)
- Ну что, вы немного отдохнули? А теперь давайте вернёмся к нашим опытам, ведь мы с вами превратились в кого? Правильно в учёных, чтобы узнать почему же вода волшебная.
4 опыт:
На столе стакан с водой и стакан с молоком, две ложки.
— Ребята, что в стаканах? (Вода, молоко)
— Какого цвета вода? Проверим, опустим ложку в стакан с водой. Видно ложку? Как вы думаете, почему?
- Посмотрите, это молоко. Какого оно цвета? Можно сказать, про воду, что она белого цвета? Давайте опустим ложку в молоко. Видно ложку? Как вы думаете, почему? Какой вывод сделаем? Вода не имеет цвета. Посмотрите на эту схему. Ещё одно волшебное свойство воды – она не имеет цвета. Давайте схему закрепим на мольберте.
5 опыт:
На столе стакан с водой, тарелочка с сахаром и ложка.
-Ребята, посмотрите, у нас есть стакан с водой, если добавить в него несколько ложечек сахара и размешать, то что произойдёт с сахаром? Правильно, еще одно волшебное свойство воды – она растворяет вещества. Давайте схему закрепим на мольберте.
6 опыт:
На столе стоят разные стаканы (3шт, в одном вода.
- Ребята, посмотрите, у нас несколько стаканов. А скажите мне они одинаковые или разные? Почему? Если мы будем переливать воду из одного стакана в другой, она примет форму этого стакана, если перельём в третий стакан, вода вновь примет форму этого стакана. Какой вывод мы можем сделать? Правильно, еще одно волшебное свойство воды – вода не имеет формы. Давайте схему закрепим на мольберте.
7 опыт:
На столе два стакана: один с соком, второй с водой, коктейльные трубочки по количеству детей.
- Ребята, посмотрите, у нас в одном стакане вода. Давайте по очереди понюхаем её, и вы мне скажете, чем пахнет вода?
- А теперь давайте понюхаем второй стакан, у нас в нём сок. Чем пахнет? Отличаются запахи? Чем? Какой вывод можно сделать? Правильно, еще одно волшебное свойство воды – вода не имеет запаха. Давайте схему закрепим на мольберте.
- А теперь, возьмите все по трубочке и попробуйте, какая вода на вкус? Есть у нее вкус? И теперь попробуйте сок? Есть у него вкус? Какой вывод можно сделать? Правильно, еще одно волшебное свойство воды – вода не имеет вкуса. Давайте схему закрепим на мольберте.
- Ребята, давайте рассмотрим схемы на мольберте и вспомним все волшебные свойства воды.
-А теперь посмотрите, капелька принесла вам волшебные круги Луллия.
Давайте посмотрим на него внимательно и скажем что здесь можно отнести к твёрдому состоянию воды? Что к жидкому? А что к газообразному?
- Молодцы, ребята, вам понравилось проводить опыты с водой? Давайте вместе с капелькой скажем волшебные слова и из ученых превратимся обратно в ребят, повторяйте за мной:
- Раз, два, три, обернись и снова в ребят превратись.
(Воспитатель с детьми говорит слова)
-Ребята, расскажите, кем мы сегодня с вами были? Что мы делали? Вам понравилось? Что было самым интересным? А как вы думаете, нужно беречь воду? А как это можно нам с вами делать?
— Ребята, я говорила, что вода волшебная, вы согласны со мной? Вспомните, в чем ее волшебство? (Может изменять свой цвет, запах, вкус, растворять вещества; может быть твердой, жидкой, летучей; без нее нам не прожить). Да, вода — волшебница и она нужна всем.
-Капельке тоже очень понравилось с вами исследовать воду, но ей пора в другой детский сад, к другим деткам, рассказать о волшебных свойствах воды. Капелька говорит вам до свидания.
(воспитатель уносит капельку)