Сидорова Яна Николаевна
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Сахар»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности
с детьми старшей группы по теме «Сахар».
Подготовила воспитатель: Сидорова Я. Н.
Цель:
Знакомство детей со свойствами сахара.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.
Публикация «Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы „Сахар“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Сахар. Экспериментирование, исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Темочки
3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
Развивающие:
1. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
2. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
2. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажу.
Предварительная работа: Реализация исследовательского проекта по теме: «Соль»; заучивание приветствия: «Доброе утро; заучивание пальчиковой гимнастики «Компот».
Применяемые методы:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядно - демонстрационный (мультимедийный проектор, картинки);
3. Практический (элементарные опыты).
Применяемые приемы:
Сюрпризный момент, игра на внимание, пальчиковая гимнастика, элементарные опыты, наблюдение опыта, просмотр презентации, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, смена деятельности.
Оборудование:
У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы, подносы.
Мультимедийная установка, магнитная доска, картинки с алгоритмами свойств сахара.
Ход ООД.
Организационный момент:
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и поприветствуем друг друга.
«Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
- А теперь присаживайтесь на стульчики.
Звучит звук пропеллера, забегает Карлсон.
Карлсон:
- Здравствуйте дорогие ребята!
- Я очень большой сладкоежка. Люблю полакомиться вареньем, конфетами, тортиком.
Во все эти продукты добавляют сахар, чтобы они стали сладкими.
А кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар? (Предположения детей)
- О сахаре говорят : «В поле родился, в котле варился, в воде растворился». Почему же так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? (Предположения детей)
- Вот и я не знаю. Но очень хочу узнать. Я пролетал мимо вашего детского сада и увидел, у вас есть лаборатория и вы в ней проводите опыты и исследования, и поэтому я принес вам сахар. Чтобы вы его исследовали и помогли мне ответить на эти вопросы? Поможете? (Ответы детей)
- Ой, ребята, я совсем забыл, у меня же плита дома включена и там готовятся вкусняшки, а плиту нельзя включенную оставлять, ведь может случиться пожар! Вы пока тут начинайте без меня, а я полечу, плиту выключу и к вам вернусь. А вы мне все расскажете, что я пропустил, хорошо? (Ответы детей) (Карлсон убегает)
Основная часть:
Воспитатель:
- Ну что ребята, мы поможем Карлсону узнать, откуда берется сахар и почему о нем так говорят? (Ответы детей)
- Тогда я предлагаю вам послушать и посмотреть презентацию о том «Где и как в России добывают сахар»
Презентация: «Где и как в России добывают сахар».
- Сахар получают из сахарной свеклы (слайд). Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена посадить в землю (слайд). Затем появятся всходы (слайд, которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать, удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке (слайд). Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны. Они сразу же очищают клубни от листьев (слайд). Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах (слайд). Вначале получается патока – сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд).
- Ребята, вам понравилась презентация? Из чего получают сахар в нашей стране? (Ответы детей)
- Какой путь проделывает сахар, чтобы оказаться на нашем столе? (Ответы детей)
- Хорошо, молодцы, тогда, я приглашаю вас в лабораторию.
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Для проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
- Но прежде чем мы начнем проводить опыты с сахаром, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Ответы детей)
- Молодцы, а теперь давайте разомнем наши пальчики и будем присаживаться за столы.
Пальчиковая гимнастика: «Будем мы варить компот»
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много, вот.
("варим" - водим пальчиком по ладошке)
Будем яблоки крошить,
грушу будем мы рубить,
(ребром ладони "режем" по ладошке другой руки)
Отожмем лимонный сок,
(сжимаем кулачки)
Насыпем сахарный и песок.
Варим, варим мы, компот,
("варим")
угостим честной народ!
(руки вытянуть вперед ладонями вверх)
- Молодцы, присаживайтесь за столы. (Дети садятся за столы)
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он (Ответы детей).
- Правильно: сыпучий. (На доске вывешиваю алгоритм, символизирующий это свойство сахара)
- А теперь рассмотрите сахар. Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус? (Ответы детей)
- Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? (Каждое свойство сахара подкрепляется алгоритмом, символизирующим это свойство сахара).
- Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром? (Ответы детей)
- Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите мерной ложечкой из стаканчика сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром? (ответы детей). Вода изменила свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды? (На доске вывешиваю алгоритм, символизирующий это свойство сахара)
- Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем. Выходите из – за столов и становитесь в круг. (Дети выходят из – за столов, становятся в круг, проводится игра)
Игра на внимание.
- Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете.
Варенье
Чай
Борщ
Компот
Кисель
Вареная картошка
Мармелад
Шоколад
Котлеты
Винегрет
Мороженое
- Молодцы. Ребята сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Ответы детей).
- Чтобы это проверить, я сняла для вас видео, хотите посмотреть? (Ответы детей).
- Тогда присаживайтесь на стульчики и внимание на экран. ( Дети садятся на стульчики и смотрят видео: «Опыт: «Нагревание сахара»»)
- Ребята, что произошло с сахаром, после того как я нагрела сахар? (Ответы детей).
- Какой вывод можно сделать? (Ответы детей).
- Вы обратили внимание на то, что я вылила жидкий сахар на тарелочку, а после того как он остыл каким он стал? Что с ним произошло?
- Давайте сделаем вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым.
- Что вам напоминает твердый сахар? (Ответы детей).
Рефлексия.
Раздается стук в дверь, забегает Карлсон.
Карлсон:
- Ребята, вы исследовали сахар? Вам понравилось? Что вы можете рассказать о свойствах сахара? (Ответы детей). А вы узнали, откуда берется сахар? (Ответы детей).
- А что происходит с сахаром после того, как его нагрели и он остыл? (Ответы детей).
- Ребята, я как раз специально для вас приготовил леденцы из сахара.
Воспитатель:
- Давайте скажем нашим гостям до свидания и пойдем в группу пробовать леденцы.