Деряева Юлия
Конспект ООД по пластилинографии «Сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики, с историей и особенностями гжели, обогащать словарь названиями элементов узора росписи.
Темочки:
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Конспекты
- Гжель. Лепка, пластилин
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилинография, техника работы с пластилином
- Темочки
• Формировать умения оформлять плоскостнyю фигуру элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
Развивающие:
• Развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином.
• Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости.
• Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
• Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
Воспитательные
• Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, воспитывать интерес к народным художественным промыслам.
• Воспитывать аккуратность и интерес к работе, терпение, умение доводить работу до конца.
Предварительная работа: беседа о происхождении гжельской росписи, о материалах из которых изготавливают эту посуду, рассматривание предметов декоративно-прикладного творчества и роспись красками посуды из бумаги, разучивание пальчиковых игр.
Материалы: восковой пластилин, доски для лепки, салфетки, силуэт подноса из белого картона.
Оборудование: гостья - Гжелинка, аудиозаписи русско-народных напевов, презентация «В гостях у гжельских мастеров», выставка гжельской посуды и декоративных гжельских игрушек.
Ход занятия:
Ребята под русско-народные напевы заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте мы их поприветствуем.
Дети: Здравствуйте!
Поворачиваются полукругом перед столом, на котором выставлена посуда гжельских мастеров.
Воспитатель:
Поглядите-ка посуда!
(воспитатель обращает внимание на выставку, дети проходят на выставку)
Вот какая красота!
Вы скажите-ка, ребята, из чего же сделана она?
Дети: Из глины, фарфора, керамики.
Воспитатель: Ребята, отгадайте-ка мою загадку:
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится
Чудо на фарфоре – синяя купель,
Это называется просто роспись…
Ответ детей: Гжель. Гжельская посуда, посуда гжельских мастеров.
Воспитатель: Верно. А давайте отправимся с вами в местечко под названием Гжель. Проходите на стульчики. (дети садятся)
Вот посмотрите– с чего все начинается.
Разводят глину в огромных чанах. (слайд 2)
Заливают ее в специальные формы-заготовки. (слайд 3)
И оставляют на просушку. Затем получаются вот такие изделия. (слайд 4, 5)
Привлекательно ли выглядят они, радуют ли глаз?
Ответы детей: Нет. Они белые, не яркие.
Воспитатель: Правильно. Вот послушайте, ребята, гжель называют все сказочной, но я вам не сказку, а быль расскажу.
"В Российском государстве, в очень давние времена, среди лесов дремучих недалече от города Москвы стоит деревенька. Жили там мастера-умельцы, что из белоснежной глины делали посуду, обжигая изделия в горячей печи.
И вот собрались они как-то мастера на совет и решили лепить посуду такую, какую никто не видывал, чтоб мастерство свое всем людям показать, чтоб на весь мир прославиться.
Стали мастера своё умение показывать. (слайд 6)
У одного сахарница чудесная: ручки по обе стороны, а на крышке птица райская красуется.
Другой мастер посмотрел на сахарницу, подивился, а сам вылепил девицу, что в виде вазы сделана. (слайд 7)
Третий мастер подивился такой красоте, а сам ещё лучше придумал: слепил он супницу в виде чудо - рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавником потряхивает. (слайд 8)
Разошлись по домам, идут да любуются на синеокое небо, на синеватый лес вдалеке, да голубую гладь рек и озер и васильковые поля. Вот и задумали они перенести всю эту синеву на свой белый фарфор. (слайд 9)
И цветы, и люди, и птицы, и звери становились синеокими из-под кисти умелых мастеров.
Полюбилась всем людям посуда. Стали называть они ее «Сказочная гжель».
И по сей день жив город Гжель, и уже праправнуки мастеров и их дети продолжают традицию, лепят и расписывают гжельскую посуду.
(раздается плач Гжелинки)
Воспитатель: Ребята, а кто это у нас тут плачет, слезы свои платком утирает?
(появляется Гжелинка)
Воспитатель: Что ж ты, девица, приуныла?
Отчего ж слёзы свои льёшь?
Гжелинка : Я посуду всю разбила (плачет)
Воспитатель: Где ж посуда-то твоя?
Гжелинка : Вот, на подносе осколки лежат.
(на подносе лежат разрезанные, нарисованные изделия гжельских мастеров : чайник, сахарница, блюдце, чашка)
Воспитатель: А, так это. Не переживай, наши ребята все осколочки сейчас соберут. Ребята, поможем Гжелинке, соберем посуду. Проходите за столы. (дети проходят к столам)
Игра «Собери посуду»
Воспитатель: Вот и собрали мы посуду, только ее не склеишь теперь. Но не беда. Не переживай, Гжелинка, мои ребята тебе помогут. Они сейчас тебе новую посуду распишут, лучше прежней! А сейчас, ребята, я вам предлагаю тоже побывать в сказке. И превратиться в искусных мастеров. И распишем мы сегодня посуду гжельской росписью, но по-особенному, не краской, а пластилином.
Проходите, ребята, к моему столу.
Воспитатель: Как расписывать красками вы уже пробовали. Давайте попробуем сделать похожие мазки из пластилина. Отщипываем сначала кусочек синего пластилина, скатываем шарик, наносим на поднос, слегка придавливая. Сверху него чуть в сторону добавляем шарик белого пластилина. Выкрадываем шарики по кругу, оставляя небольшое расстояние между ними. Придавив большим пальцем на оба кружка делаем мазок, протягивая пластилин к центру круга. Таким образом делаем все лепестки. Дополнить композицию можно листиками, выполненными в той же технике.
Ребята, техника понятна? Тогда проходим к столам, присаживаемся. Перед тем, как приступить к работе мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Поиграем-ка немножко (показ ладоней, повернутых вверх, потом вниз)
Да похлопаем в ладошки. (хлопки ладонями)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть,
Сильно надо растереть. (потирание ладоней)
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем-разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки)
Воспитатель: Ребята, давайте подружимся с пластилином, положите руки на него. А теперь, предлагаю вам взяться за дело. А Гжелинка будет тоже наблюдать за вашей работой.
Звучит спокойная русско-народная музыка.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия воспитатель предлагает добавить работы ребят на выставку. Дети устанавливают свою «посуду» и выбирают понравившуюся. Воспитатель хвалит каждого, отмечая его успехи.
Гжелинка : Потрудились вы на славу! Вижу я, что вы и вправду умелые ребята. Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие виды посуды изготавливают гжельские мастера. Назовите, что вы запомнили.
Дети: чайники, супницы, сахарницы, игрушки, чаши, вазы, подносы…
Воспитатель: Какие приемы пластилинографии вы использовали в своей работе?
Дети: отщипывание, скатывание, придавливание, примазывание.
Воспитатель: Понравилось ли вам быть мастерами? Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались и какой замечательный получился поднос! Вы самые лучшие мастера! Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пройдем в группу.
Дети: До свидания!