Оксана Черкасова
Конспект ООД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Народные игры и праздники на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры и праздники на Руси
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад – центр развития ребёнка №35 «Золотой ключик»
г. Моздока Республика Северная Осетия-Алания.
Конспект организованной образовательной деятельности
по патриотическому воспитанию в старшей группе
«Народные игры и праздники на Руси»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ детский сад
ЦРР№35 " Золотой ключик"
Публикация «Конспект ООД по патриотическому воспитанию в старшей группе „Народные игры и праздники на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Русские народные игры
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Черкасова Оксана Валерьевна
г. Моздок
2023 г
Цель: развивать у детей дошкольного возраста патриотические и нравственно-эстетические ценности через приобщение к миру русской культуры
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий, историей появления.
- Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес детей к традициям своего народа;
- Развивать внимание, мышление, память, речь детей; совершенствовать навыки связного высказывания.
Воспитательные задачи :
- Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.
Словарная работа: предки, традиции, обычаи, колядки.
Оборудование: проектор, ноутбук, аудиозаписи русских народных песен, хороводов, колядок; иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Ивана Купалу, Осенины, русских народных костюмов; атрибуты к русским народным играм (русские народные костюмы для детей, лента, колокольчик).
Ход ООД:
Воспитатель и дети заходят в зал в русских народных костюмах под русскую народную музыку. Воспитатель несёт каравай на подносе с рушником.
Воспитатель :
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час!
Встречу тёплую, желанную
Приготовили для вас!
Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости.
- Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что люди с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили: «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Доброго здоровья вам!» (Дети вместе с воспитателем кланяются гостям).
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель : Ребята, как называется страна, в которой мы живём?
(Россия, Российская Федерация)
-А как называют людей, которые живут в России?
(Россияне).
Воспитатель : Раньше Россию называли Русь, вот от этого слова и стали называть на Руси русский народ. Много народов в нашей стране. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»?
(Правила, обычаи)
Воспитатель : Правильно, традиция – это правила, обычаи, порядок, которому следуют народы. Традиция – это то, что передаётся от одного поколения другому, от старших к младшим, от бабушек и дедушек.
- А как мы знакомимся с традициями народа? Откуда получаем информацию? (Из книг, интернета, телевидения)
- Но в старину всего этого не было. Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям?
(Через пословицы, сказки, дразнилки, потешки, загадки, приметы, игры)
- Верно, в старину старики передавали знания традиций от одного к другому через сказки, легенды, песенки, потешки, приметы, поговорки, игры.
Воспитатель : На Руси всегда было много народных праздников, которые дошли и до наших дней.
-А как вы думаете, как люди одевались на праздники?
-Нарядно. На Руси мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.
Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубах они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами одеты в русские народные костюмы, потому что мы отправимся в небольшое путешествие в прошлое России, узнаем, какие народные праздники были самыми любимыми у русского народа и поиграем в народные игры.
Воспитатель : Год начинается с зимы. Один из известных и любимых праздников – это Рождество.
- Был обычай у людей - наряжаться в разные костюмы. Приходили ряженые в костюмах животных: коз, медведей, коней. Рядились и нечистой силой: Бабой Ягой, кикиморой, русалкой. Главное, выглядеть необычно и неузнаваемо. Если загадать желание на Коляду, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым. Было принято ходить в гости, печь коврижки – пряники.
- В праздничные дни люди колядовали. Колядки – это специальные песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, здоровья, богатства, добра и согласия в доме. Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, хорошего урожая. Хозяева одаривали колядовщиков пряниками, конфетами, печеньем, денежкой.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете колядки? Давайте вспомним их.
Пение колядок.
Эй, хозяева, вставайте!
Шире двери открывайте!
На пороге коляда
Веселиться всем пора!
Коляда, коляда
Отворяйте ворота!
Открывайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Воспитатель и дети исполняют хороводный танец «Коляда-колядица»
Воспитатель : В конце зимы люди отмечали ещё один народный праздник – Масленица, празднуют его целую неделю.
-Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна.
- Как называли Масленицу? Какие слова ей говорили? (Весёлая, широкая)
- Правильно, Масленицу называли широкой, веселой:
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая.
На саночках расписных,
На конях вороных.
Воспитатель : Как веселились русские люди на Масленицу? (Водили хороводы, играли в игры, строили снежную горку
-Правильно, ребята, строили снежную крепость, водили хороводные игры, пели песни, устраивали активные игры с прыжками и бегом, игры-состязания – перетягивание каната. Этот обычай называется народное гулянье.
Воспитатель : Блины были обязательным лакомством на Масленицу.
Круглая форма и золотистый цвет считались символом солнца, тепла; его ждали с нетерпением после долгой зимы.
- Что было принято на Масленицу? (Делать из соломы куклу).
- Главная участница народного праздника — большая соломенная кукла по имени Масленица. Её наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. Веселье продолжалось до вечера. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями, расставались со всем плохим, со всеми бедами. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощёное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста».
Воспитатель : Народные игры сохранились и дошли до наших дней.
Давайте поиграем. Сначала по считалочке выберем водящего, Маланью-старушку (Дети сами выбирают по считалочке водящего)
Русская народная игра «У Маланьи, у старушки»
У Маланьи, у старушки (Идут по кругу)
Жили в маленькой избушке.
Жили семь сыновей.
Жили все без бровей. (Показывают на брови)
Вот с такими ушами, (Руки в стороны)
Вот с такими глазами, (Приставить к глазам согнутые в колечки большой и указательный пальцы)
Вот с такой головой (Руки смыкают над головой, образуя полукруг)
Вот с такой бородой. (Движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища)
Ничего не ели, (Мотают головой)
Ничего не пили,
На неё смотрели,
Делали вот так. (Водящий в кругу показывает движение)
-А вы так можете? (Водящий спрашивает у детей)
-Можем. (Дети выполняют движение за водящим)
Водящий выбирает другого, кто лучше повторил за ним.
Воспитатель : Мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа. Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике, об угощении, которое готовилось в этот праздник. Посмотрите, пожалуйста
- Как называется эта птица? (Жаворонок).
- Правильно. В марте есть народный праздник, посвящённый жаворонку. По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.
Когда вода разольётся,
Когда лес зазеленеет,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
-Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жильё. Жаворонок строит своё гнездо на земле, грачи живут в гнездах на высоких деревьях, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди.
Воспитатель : А хозяйки пекли особые булочки – «жаворонков», с распростёртыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Угощение раздавали детям.
Воспитатель : Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.
- А сейчас мы с вами поиграем в хороводную игру, которая называется «Жаворонок».
В небе жаворонок пел, (Дети идут по кругу. «Жаворонок» ходит за кругом, звенит в колокольчик.
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине, (Дети останавливаются. Закрывают глаза. В конце игры «жаворонок» осторожно кладёт колокольчик за чьей-либо спиной. Становится в круг).
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год. (Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком»).
Воспитатель : Наступило лето. В середине лета русские люди отмечали народный праздник Иван Купала.
- Ещё этот праздник называют Иван - травник. Люди верили, что травы, собранные в это время, обладают волшебной целительной силой. Люди собирались на поляне, плели венки из цветов и трав, обливались водой, прыгали через костёр, водили хороводы, пели, играли в народные игры.
-Ребята, давайте поиграем в русскую народную игру «Заря-зарница».
(Дети выбирают по считалочке водящего – «зарю»).
Русская народная игра «Заря»
Заря, зарница, (Дети стоят в кругу. Руки за спиной).
Красная девица,
По полю ходила, (Водящий – «заря» ходит за кругом и незаметно кладёт ленту на плечо одному из игроков.)
Ключи обронила. (На последних словах игрок быстро берёт ленту и пытается догнать водящего –«зарю», а он пытается занять свободное место игрока).
Воспитатель : Осенью, после уборки урожая, наступала пора праздника «Осенины» Люди говорили: «Осенины — осени именины»
- По народной традиции в день Осенин женщины выходили к воде — к берегам рек, озёр и прудов. Старшая из женщин держала овсяный каравай, испеченный из муки свежего помола. Вокруг неё молодые девушки водили хороводы, пели песни, славили щедрость земли, её даров.
- Как вы думаете, за что люди благодарят осень? (За дары)
- Осень — пора щедрая, богатая, хлебосольная! На грядках в огороде созрели овощи, в полях — хлеба, в лесах — орехи и поздние ягоды и грибы.
Воспитатель : Ребята, осень - это время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. А чтобы на будущий год Матушка-Земля не обидела своими дарами и дала хороший урожай, в гости приглашали всех соседей и родственников, угощали их на славу, на площадях устраивали праздники, ярмарки, продавали овощи, фрукты, играли в народные игры.
Давайте поиграем в русскую народную игру.
(Дети выбирают по считалочке водящего-«грушу»).
Русская народная игра «Груша».
Мы посадим грушу (Дети стоят в кругу)
Вот, вот.
Пускай наша груша
Растёт, растёт.
Вырастай, наша груша (Дети поднимают руки вверх)
Вот такой вышины.
Вырастай, наша груша (Дети разводят руки в стороны)
Вот такой ширины.
Подрастай, наша груша
В добрый час,
Потанцуй, Ванюша,
Сейчас для нас.
А мы нашу грушу (Дети приближаются к «груше», чтобы дотронуться до неё).
Ласкать будем,
От нашей груши (На последние слова дети быстро разбегаются, а «груша» старается поймать кого-нибудь).
Убегать будем.
«Груша», находясь в центре круга, должна изображать всё, о чё м говорится в игре: приседать, танцевать, кружиться и пр.
Воспитатель : Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходилось ни одно народное гулянье.
Стол накрывался скатертью, на середину его ставили самовар.
Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками. Затем баранки, бублики, сладости.
В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.
- В старину чай готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы, листья смородины и малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные льняные мешочки.
Ни один народный праздник, ни одна ярмарка не обходились без продажи сладких леденцов на палочке. Петух – домашняя птица, считался на Руси символом жизни и плодородия. Рецепты изготовления леденцов на палочке передавались по наследству, от отца к сыну.
- Вспомним пословицу: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Пора гостей к столу приглашать,
Да чаем с пирогами угощать!
А Вам, ребята, гостинцы получать!
(Воспитатель раздаёт детям леденцы – петушок на палочке).
Итог ООД.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами поговорили о русских народных праздниках. Узнали, как на Руси с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей, отмечали народные праздники, в какие народные игры играли.
- Желаю мальчикам расти сильными и смелыми защитниками, а девочкам – расти добрыми хозяйками.
-До свидания, гости дорогие.