Юлия Гущина
Конспект ООД по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром природы «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПУТЕШЕСТВИЕ МУРАВЬЯ. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ТОЧКИ»
Программное содержание.
1. Задачи на развитие познавательных способностей : обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);
упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей те-ла);
уточнить представления о пользе насекомых.
2. Задачи на развитие связной речи:
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром природы „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические фор-мы;
развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгады-вания загадок и решения творческих задач.
3. Воспитательные задачи:
формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо про-блемной ситуации;
воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;
не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Материал к занятию. «Смехотрон», модель муравья, аудиозапись «Голоса птиц», картинки из серии «Насекомые». Игрушки (паук, жук, муравей). Игра «Чудесные ве-щи». Разрезные картинки «муравей», разноцветные клубочки с вплетенными в них па-лочками, перьями, бумажками, «сеть» — паутинка, набор палочек (спичек, веточек) для изготовления муравейника.
Предварительная работа. Чтение детям произведений В. Бианки «Путешествие Муравьишки» и Н. Романовой «Муравей Красная Точка». Изготовление детьми бабо-чек-оригами.
Последующая работа. Придумывание и рисование волшебного насекомого с по-мощью игры «Чудесные вещи».
Ход ООД
Воспитатель. Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с моим папой и увидели странное зрелище. Около трех березок-сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крылышками (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остропах-нующими кислотами. Многие лесные принцы принимают такие «муравьиные ванны».
Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьищка. Вдруг поднялся сильный ветер, оп сорвал моего муравьишку с листочка березы и куда-то унес. Я очень расстроилась.
Хотите посмотреть, каким он был?
Дидактическая игра
«Собери картинку из частей»
Каждый ребенок собирает картинку «муравей» из отдельных частей.
Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом около трех березок и пона-блюдать за его путешествием?
Обозначьте каждый своего муравья цветной точкой (любого цвета). Давайте сложим ваши работы в наш волшебный «смехотрон» и посмотрим, какой муравей у нас полу-чится.
Закройте глаза. Вспомните что-нибудь очень веселое и громко засмейтесь! (Дети выполняют.)
Воспитатель достает из «смехотрона» игрушечного муравья с множеством раз-ноцветных точек на брюшке.
Воспитатель. Как мы назовем нашего нового друга?
Дети. Конфетти, Салют, Цветные Точки, Монпансье, Витраж, Палитра, Цветные Брызги, Радужный, Цветной Горошек. (Выбирают имя, договариваются назвать мура-вья Разноцветные Точки)
Воспитатель. Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку, болото. Отправимся в путь! А муравья понесем по очереди.
Под веселую музыку дети шагают по тропинке к речке.
Воспитатель. А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег?
1-й ребенок. Связать веточки, и пусть он как по мостику пойдет.
2-й ребенок. Посадим на листик и будем все вместе дуть, он и переплывет.
3-й ребенок. Посадим его на деревянную дощечку, веточку и будем ее толкать по во-де перед собой, она же не тонет.
4-й ребенок. Накидаем много камешков и сделаем из них дорогу через речку.
5-й ребенок. Сделаем запруду, и пусть он переползет по сухому дну.
Физкультминутка
Дети имитируют, как они переплывают через речку.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе — раз, это брасс,
Один, другое — это кроль.
Все как один—
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой!
Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые А какой запах! Почувствуйте его. Угадайте, кого можно здесь увидеть? (Дети отгадывают загадки, воспитатель вы-ставляет картинки.)
Загадки
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
Имя взял у кузнеца,
Цвет — у огурца,
Крылья — у морошки,
Ножки — у блошки.
(Кузнечик.)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит — стрекочет.
(Стрекоза.)
Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.
(Муравей.)
Разбойник садовый,
поясок медовый
(Шмель.)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка.)
Воспитатель. Кто лишний? Почему?
Воспитатель обращает внимание детей на выставленные картинки (бабочка, кузне-чик, стрекоза, муравей, шмель, лягушка, паук).
Дети. Это лягушка. Лягушка — животное, Она проводит часть жизни в воде, а часть — на суше.
Воспитатель. На Земле великое множество насекомых (один миллион пятьсот тысяч видов). На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Насеко-мые — обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколь-ко лет, другие— один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про ка-кого человека это можно сказать: трудолюбивый, как.
Дети. пчела.
Воспитатель. Назойливый, как.
Дети. муха.
Этюд «Божья коровка»
Воспитатель. Представьте себе, что к вам на руку сел хорошенький жучок. Голова — черная, крылья красные, на крыльях — точки-пятнышки. Да и жив ли он? Жив! Толь-ко прикинулся мертвым: сложил свои шесть ножек, спрятал усики и ждет, чтобы его от-пустили. Кто это?
Дети. Божья коровка.
Воспитатель. Покажите, как она ползет, щекочет своими лапками вашу руку, ползет по ладони, вдоль руки, переползает на другую руку. Хоп! Вот и улетела.
Дидактическая игра
«Угадай, кого не стало»
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Дети, открыв гла-за, должны угадать, какая картинка убрана.
Воспитатель. Угадайте, кого не стало.
Дети. Не стало бабочки (кузнечика, стрекозы, муравья, шмеля.).
Воспитатель. Погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. A вот и первая капля, вторая, третья. (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ла-дошке — одна, указательным и большим — две и т. д., пятью — дождь, стучим пальчи-ками о пол.) Все насекомые пропали. Кого не стало?
Дети. Не стало бабочки, стрекозы, кузнечика, муравья.
Воспитатель. Наш муравьишка, пока мы играли, пропал. Не случилось ли с ним бе-ды? Поищите его. (Дети муравьишку находят, запутанного в паутину, которого охра-няет паук.)
Воспитатель. Муравей попал в паучью сеть. Как его освободить и ничуть не повре-дить?
1-й ребенок. Дать пауку другой корм, например, дохлую муху.
2-й ребенок. Отогнать паука веточками, а муравьишке дать маленькие ножнички, пусть паутину вокруг себя обрежет.
3-й ребенок. Позвать паучиху, чтобы она отвлекла паука.
4-й ребенок. Птиц звать нельзя, так как они могут склевать и паука, и муравья.
5-й ребенок. Можно паучка попросить муравья освободить.
Воспитатель. Давайте паучка вежливо попросим. (Дети просят.)
Паук. Распутайте мою паутину, смотайте ее, тогда я муравьишку и отпущу.
Пальчиковая гимнастика.
«Ловкие пальчики»
Дети разматывают клубки, в которые вставлены палочки, перья, бумажки и пр., и сматывают в красивые разноцветные клубочки. Отдают клубочки пауку, и он осво-бождает муравья.
Воспитатель. Пойдем дальше. А вот и болото.
Не проедешь, не пройдешь,
Обойдешь сторонкой,
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой.
Между кочек и зыбей,
Моха и гнилушек—
Государство журавлей,
Уток и лягушек.
Воспитатель. Наш муравьишка — маленький, легкий, он запросто болото пере-ползет, а как же нам через него перебраться и не завязнуть?
1-й ребенок. Настелить дорожку из веток, упавших деревьев.
2-й ребенок. Наклонить большое дерево, зацепиться за него и перелететь по возду-ху.
3-й ребенок. Позвать журавлей, сплести сетку и попросить, чтобы они нас в ней перенесли, или как в сказке «Лягушка-путешественница».
4-й ребенок. Прыгать с кочки на кочку.
5-й ребенок. Взять палки (слеги) и проверить глубину болота.
Дети решают перепрыгнуть болото по кочкам.
На болоте нет дорог.
Мы по кочкам — скок да скок.
Раздается писк: «З-з-з».
Воспитатель. Кто это? Отгадайте!
Дети. Комары.
Игра
«Комары»
Дети делятся на две подгруппы: одни изображают комаров, другие — гуляющих детей. «Комары» произносят. «З-з-з», — и бегут за ребятами, которые стараются спрятать-ся от них. в «долинки» (отгороженные уголки). Потом участники игры меняются ме-стами.
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар.)
Воспитатель. Ребята, как нам от комаров избавиться?
1-й ребенок. Позовем на помощь птиц.
2-й ребенок. Наденем юбки на голову, чтобы не кусали лицо.
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
Воспитатель. Вот мы из болота и выбрались. Как же нам муравейник найти?
1-Й ребенок. Забраться на высокое дерево и оглядеться.
2-й ребенок. Спросить нашего муравьишку, может быть, он помнит, где его дом?'
3-й ребенок. Понаблюдать за другими муравьями и пойти за ними.
4-й ребенок. Поискать какой-нибудь муравейник и спросить муравьев, где домик нашего муравья. (Около трех березок.)
5-й ребенок. Спросить у зайца, он и кору грызет, и по лесу бегает, может, он видел три березы разной высоты, растущие рядом (вместе).
6-й ребенок. Спросить у кого-нибудь из тех, кто умеет летать и с высоты все видит: у птиц, у летающих насекомых, у людей на вертолетах.
Игра
«Поймай жучка»
Воспитатель. Вот высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не повредите жучка. (Дети подпрыгивают. ловят)
Воспитатель. Жук-жучок, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья, он около трех берез, растущих вместе?
Жук. Знаю, и выручу вас. Только объясните мне, чем похожи и чем нет: муравей и панелевоз; стрекоза и вертолет; бабочка и воздушный шарик (цветок, бантик); паук и ткач; водомерка и водный велосипед; жук и трактор. (Ответы детей.)
Жук. Вот и три березы. А домик-муравейник только что кто-то сломал!
Дели находят разбросанные спички или веточка, палочки.
Воспитатель. Кто же это сделал?
1-й ребенок. Мальчишки сломали.
2-й ребенок. Медведь разворотил: он есть хотел.
3-й ребенок. Прошел ураган, сильный ветер все разметал.
Воспитатель. Давайте скорее построим новый домик для муравьишки и его друзей.
Дети складывают палочки и строят домик.
Воспитатель. Что сделать, чтобы домик не ломался? ( или: — Кого поставить для охраны домика) Давайте придумаем фантастическое насекомое. Какие части от других насекомых мы возьмем?
I-й ребенок. Жало от осы.
2-й ребенок. Большие глаза от стрекозы.
3-й ребенок. Крылья от бабочки.
4-й ребенок. Ноги от кузнечика и от водомерки.
5-й ребенок. Рога от жука-оленя.
6-й ребенок. Туловище от пчелы.
Воспитатель. Что это насекомое должно делать? Какое оно? Давайте придумаем. В этом нам поможет игра «Чудесные вещи».
В конце второго занятия дети рисуют волшебное насекомое, придумывают ему назва-ние.