Алина Селихова
Конспект ООД по речевому развитию на тему «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по образовательной области Развитие речи : речевое развитие на тему «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка» : определять жанр произведения, чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств, понимать характеры и поступки героев, правильно осознавать их мотивы, замечать переживания, чувства.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- «Хаврошечка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию художественного произведения;
- Продолжить работу над овладением словарного состава русского языка (подбор антонимов);
- Познакомить детей с новыми незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета.
Развивающие :
- Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;
- Совершенствовать диалоговую речь;
- Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- Воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться за других.
Интеграция образовательных областей:
Художественно- эстетическое развитие : -Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;
-Закреплять знания о разнообразии русских народных сказок.
Социально-коммуникативное развитие : - Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх;
- Вызвать эмоциональный положительный отклик на игровые действия;
- Воспитывать культуру честного соперничества в играх – соревнованиях (дружеские взаимоотношения).
Познавательное развитие :
- Расширять кругозор детей;
-Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию;
- Продолжать развивать речь как средство общения;
Методы и приё мы:
Наглядный: показ, демонстрация; Словесный: чтение, беседа, диалог,игра-викторина, педагогическая оценка ; Игровой: сюрпризный момент, создание игровой ситуации.
Словарная работа: Холсты, наливные яблочки, пуд, прясть, рябая корова, лихо.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций. Составление рассказов описательного характера по предметным картинкам. Экскурсия в библиотеку, работа с родителями.
Оборудование: Выставка книг с русскими народными сказками, презентация к сказке «Хаврошечка», книга, игрушка коровушка, портрет автора, картинки к словарной работе, макет веточки яблони, иллюстрации персонажей из сказок.
Ход ООД
Организационный момент: Дети заходят под сказочную музыку в группу, встают в полукруг, взявшись за руки.
Воспитатель: «Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке - заходи.
Это присказка ребята,
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки?
Дети: Авторские, народные.
Воспитатель: Что значит авторские сказки?
Дети: Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки.
Воспитатель: Что значит народные сказки?
Дети: Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё
Воспитатель:
Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
Есть волшебство, то… (волшебная);
Есть добро, то… (добрая);
Есть радость, то… (радостная);
Есть загадки, то. (загадочная);
Есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
Воспитатель: В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных. К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, но чтобы узнать кто же это, нужно отгадать загадку.
Загадка:
Гуляет летом по полям
И молоко дает всем вам,
Громко: «Му-у-у!» кричит хозяйке,
- «Сена мне побольше дайте». (Коровушка)
Показ игрушки коровушки.
Воспитатель: Поздоровайтесь с Коровушкой. Коровушка, она какая? Дети: Добрая, большая, домашняя.
Воспитатель: Ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Например, чёрного и белого, как у нашей коровушки.
Основная часть Воспитатель: Коровушка принесла с собой книгу. Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным-давно. А услышал ее от народа великий русский
писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее (показ портрета писателя). Ребята, а давайте вспомним, как начинаются русские народные сказки, с каких слов?
Воспитатель: Что вы видите на обложке книги?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель: Можно ли по иллюстрации догадаться, о чём эта книга? Что в этой книге рассказ или сказка?
Дети: Сказка.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Здесь нарисованы сказочные герои.
Воспитатель: Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.
Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.
Пуд - старинная русская мера веса. Пуд – это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес. Прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить, из которой можно связать носки, свитера и другую одежду. Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткацких станках. Ткать – работать на ткацком станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа. В тексте также встретится слово «лихо» или «зло», что-то злое, не хорошее. Встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее). Воспитатель: А теперь, дети, давайте послушаем русскую народную сказку, которая называется «Хаврошечка». Слушайте внимательно.
Воспитатель читает сказку.
Воспитатель: Коровушка предлагает нам отдохнуть.
Физкультминутка
Коров пастух привёл на луг (Шагаем на месте); Стадо мычит, спасибо говорит (Голову тянем и говорим протяжное «му-у-у», вытянув губы трубочкой); Очень вкусная трава - (Давайте покажем, как жуё т коровушка: посмотрите на меня)
Идёт кругом голова. (Вращение головой в одну и другую сторону); Бегают коровки по лужочку ловко. (Бег на месте)
Игра-викторина
(за каждый правильный ответ ребенок получает одно яблочко)
1. Воспитатель: Действительно ли вы послушали сказку, а не рассказ? Как вы догадались? Какие сказочные слова вы услышали? Дети: Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – всё готово, Яблоки наливные, веточки серебряные. Листья золотые. 2. Воспитатель: Кто является главными героями сказки? Дети: Хаврошечка и коровушка. 3. Воспитатель: У кого жила Хаврошечка? Дети: У хозяйки, батюшки и у трё х дочерей: Одноглазки, Двуглазки, Трехглазки.
4. Воспитатель: Какими были мачеха и её дочери? Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми. 5. Воспитатель: Какой вы представляете себе Хаврошечку? Дети: Доброй, умной, работящей. 6. Воспитатель: Как помогала Хаврошечке коровушка? Дети: Помогала выполнять ей тяжё лую работу: Хаврошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберёт. 7. Воспитатель: Как узнала мачеха об этом? Дети: Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Триглазка всё увидела, как Хаврошечка в одно ухо влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у неё два глазка заснули, а третий смотрел и всё видел.
8. Воспитатель: Помните, как рассердилась хозяйка и коровушки не стало. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их. Что выросло на этом месте? Дети: На том месте выросла яблоня с наливными яблочками. 9. Воспитатель: Чем закончилась сказка? Дети: Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком, Хаврошечка угостила, и барин женился на ней. 10. Воспитатель: Как вы понимаете выражение «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать»
Дети: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети:Да! Воспитатель: Чему нас учит сказка?
Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.
Воспитатель: Кто знает пословицы о доброте, дружбе, вежливости?
Дети:
- Вежливости открываются все двери.
- От доброго не бегай, а плохого не делай.
- За добрые дела всегда ждёт похвала.
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. Подойдите пожалуйста ко мне (дети встают в круг). Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам веточку яблоньки. Веточками яблоня качает и игру нам предлагает «Яблонька наклонись». Вы, ребята, в круг вставайте. Перед вами лежат перевёрнутые иллюстрации. Я буду яблонькой, буду ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:
Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (два наклона вперёд)
К доброму, к хорошему потянись, потянись (потянуться вверх)
От злого и плохого отвернись, отвернись (опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону)
Кого яблонька заденет, тот берёт иллюстрацию, называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравится или не нравится и почему?
Воспитатель: Кто это? Какой он?
Дети: Емеля – ленивый.
Воспитатель: Что он любил делать?
Дети: Лежать на печи.
Воспитатель: Кто это? Как он хвастал?
Дети: Это заяц – хвастун. Он хвастал – у меня не усы, а усищи…
Воспитатель: А кто это? Какие добрые дела она делала?
Дети: Это – Хаврошечка. Она добрая, трудолюбивая. Ткала холсты, кормила коровушку, всю работу по дому выполняла…
Воспитатель: А кто это? Какая она?
Дети: Это лисичка. Она хитрая.
Воспитатель: С кем из этих героев вы бы стали дружить?
Дети: С Хаврошечкой.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что она добрая, трудолюбивая.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
Дети: Слушали сказку «Хаврошечка», познакомились с новыми, незнакомыми словами, объясняли их смысл, повторили тип и вид сказки
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что дает нам эта сказка, к чему призывают поступки героев?
Дети: Не обижать близких людей, помогать всем.
Воспитатель: Чему нас учит сказка?
Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям
Воспитатель: Вот какие мы с вами молодцы! Погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием.
Дети показывают большой палец. Воспитатель: А в подарок коровушка хочет угостить вас яблочками.
А, эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу, даже можно взять домой и почитать эту сказку с родителями.