Получи документы

Конспект ООД по речевому развитию на тему «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Алина Селихова
Конспект ООД по речевому развитию на тему «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ООД по образовательной области Развитие речи : речевое развитие на тему «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка» : определять жанр произведения, чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств, понимать характеры и поступки героев, правильно осознавать их мотивы, замечать переживания, чувства.

Публикация «Конспект ООД по речевому развитию на тему „Чтение русской народной сказки „Хаврошечка“» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию художественного произведения;

- Продолжить работу над овладением словарного состава русского языка (подбор антонимов);

- Познакомить детей с новыми незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета.

Развивающие :

- Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;

- Совершенствовать диалоговую речь;

- Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к устному народному творчеству;

- Воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться за других.

Интеграция образовательных областей:

Художественно- эстетическое развитие : -Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;

-Закреплять знания о разнообразии русских народных сказок.

Социально-коммуникативное развитие : - Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх;

- Вызвать эмоциональный положительный отклик на игровые действия;

- Воспитывать культуру честного соперничества в играх – соревнованиях (дружеские взаимоотношения).

Познавательное развитие :

- Расширять кругозор детей;

-Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию;

- Продолжать развивать речь как средство общения;

Методы и приё мы:

Наглядный: показ, демонстрация; Словесный: чтение, беседа, диалог,игра-викторина, педагогическая оценка ; Игровой: сюрпризный момент, создание игровой ситуации.

Словарная работа: Холсты, наливные яблочки, пуд, прясть, рябая корова, лихо.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций. Составление рассказов описательного характера по предметным картинкам. Экскурсия в библиотеку, работа с родителями.

Оборудование: Выставка книг с русскими народными сказками, презентация к сказке «Хаврошечка», книга, игрушка коровушка, портрет автора, картинки к словарной работе, макет веточки яблони, иллюстрации персонажей из сказок.

Ход ООД

Организационный момент: Дети заходят под сказочную музыку в группу, встают в полукруг, взявшись за руки.

Воспитатель: «Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке - заходи.

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди».

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки?

Дети: Авторские, народные.

Воспитатель: Что значит авторские сказки?

Дети: Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки.

Воспитатель: Что значит народные сказки?

Дети: Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё

Воспитатель:

Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

Есть волшебство, то… (волшебная);

Есть добро, то… (добрая);

Есть радость, то… (радостная);

Есть загадки, то. (загадочная);

Есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

Воспитатель: В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных. К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, но чтобы узнать кто же это, нужно отгадать загадку.

Загадка:

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Громко: «Му-у-у!» кричит хозяйке,

- «Сена мне побольше дайте». (Коровушка)

Показ игрушки коровушки.

Воспитатель: Поздоровайтесь с Коровушкой. Коровушка, она какая? Дети: Добрая, большая, домашняя.

Воспитатель: Ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Например, чёрного и белого, как у нашей коровушки.

Основная часть Воспитатель: Коровушка принесла с собой книгу. Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным-давно. А услышал ее от народа великий русский

писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее (показ портрета писателя). Ребята, а давайте вспомним, как начинаются русские народные сказки, с каких слов?

Воспитатель: Что вы видите на обложке книги?

Дети: Иллюстрации.

Воспитатель: Можно ли по иллюстрации догадаться, о чём эта книга? Что в этой книге рассказ или сказка?

Дети: Сказка.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Здесь нарисованы сказочные герои.

Воспитатель: Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.

Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.

Пуд - старинная русская мера веса. Пуд – это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес. Прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить, из которой можно связать носки, свитера и другую одежду. Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткацких станках. Ткать – работать на ткацком станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа. В тексте также встретится слово «лихо» или «зло», что-то злое, не хорошее. Встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее). Воспитатель: А теперь, дети, давайте послушаем русскую народную сказку, которая называется «Хаврошечка». Слушайте внимательно.

Воспитатель читает сказку.

Воспитатель: Коровушка предлагает нам отдохнуть.

Физкультминутка

Коров пастух привёл на луг (Шагаем на месте); Стадо мычит, спасибо говорит (Голову тянем и говорим протяжное «му-у-у», вытянув губы трубочкой); Очень вкусная трава - (Давайте покажем, как жуё т коровушка: посмотрите на меня)

Идёт кругом голова. (Вращение головой в одну и другую сторону); Бегают коровки по лужочку ловко. (Бег на месте)

Игра-викторина

(за каждый правильный ответ ребенок получает одно яблочко)

1. Воспитатель: Действительно ли вы послушали сказку, а не рассказ? Как вы догадались? Какие сказочные слова вы услышали? Дети: Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – всё готово, Яблоки наливные, веточки серебряные. Листья золотые. 2. Воспитатель: Кто является главными героями сказки? Дети: Хаврошечка и коровушка. 3. Воспитатель: У кого жила Хаврошечка? Дети: У хозяйки, батюшки и у трё х дочерей: Одноглазки, Двуглазки, Трехглазки.

4. Воспитатель: Какими были мачеха и её дочери? Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми. 5. Воспитатель: Какой вы представляете себе Хаврошечку? Дети: Доброй, умной, работящей. 6. Воспитатель: Как помогала Хаврошечке коровушка? Дети: Помогала выполнять ей тяжё лую работу: Хаврошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберёт. 7. Воспитатель: Как узнала мачеха об этом? Дети: Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Триглазка всё увидела, как Хаврошечка в одно ухо влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у неё два глазка заснули, а третий смотрел и всё видел.

8. Воспитатель: Помните, как рассердилась хозяйка и коровушки не стало. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их. Что выросло на этом месте? Дети: На том месте выросла яблоня с наливными яблочками. 9. Воспитатель: Чем закончилась сказка? Дети: Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком, Хаврошечка угостила, и барин женился на ней. 10. Воспитатель: Как вы понимаете выражение «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать»

Дети: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

Дети:Да! Воспитатель: Чему нас учит сказка?

Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.

Воспитатель: Кто знает пословицы о доброте, дружбе, вежливости?

Дети:

- Вежливости открываются все двери.

- От доброго не бегай, а плохого не делай.

- За добрые дела всегда ждёт похвала.

III. Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. Подойдите пожалуйста ко мне (дети встают в круг). Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам веточку яблоньки. Веточками яблоня качает и игру нам предлагает «Яблонька наклонись». Вы, ребята, в круг вставайте. Перед вами лежат перевёрнутые иллюстрации. Я буду яблонькой, буду ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:

Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (два наклона вперёд)

К доброму, к хорошему потянись, потянись (потянуться вверх)

От злого и плохого отвернись, отвернись (опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону)

Кого яблонька заденет, тот берёт иллюстрацию, называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравится или не нравится и почему?

Воспитатель: Кто это? Какой он?

Дети: Емеля – ленивый.

Воспитатель: Что он любил делать?

Дети: Лежать на печи.

Воспитатель: Кто это? Как он хвастал?

Дети: Это заяц – хвастун. Он хвастал – у меня не усы, а усищи…

Воспитатель: А кто это? Какие добрые дела она делала?

Дети: Это – Хаврошечка. Она добрая, трудолюбивая. Ткала холсты, кормила коровушку, всю работу по дому выполняла…

Воспитатель: А кто это? Какая она?

Дети: Это лисичка. Она хитрая.

Воспитатель: С кем из этих героев вы бы стали дружить?

Дети: С Хаврошечкой.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что она добрая, трудолюбивая.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: Слушали сказку «Хаврошечка», познакомились с новыми, незнакомыми словами, объясняли их смысл, повторили тип и вид сказки

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что дает нам эта сказка, к чему призывают поступки героев?

Дети: Не обижать близких людей, помогать всем.

Воспитатель: Чему нас учит сказка?

Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям

Воспитатель: Вот какие мы с вами молодцы! Погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием.

Дети показывают большой палец. Воспитатель: А в подарок коровушка хочет угостить вас яблочками.

А, эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу, даже можно взять домой и почитать эту сказку с родителями.

Публикации по теме:

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» МАТРИЦА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ Воспитатель: Афанасенкова Светлана Викторовна Тема: Чтение русской народной сказки.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо» Технологическая карта Дата проведения: 9 Октября 2019г. Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Развитие речи Тема: .

Конспект интегрированного занятия «Ознакомление детей с книжной графикой по сюжетам русской народной сказки «Хаврошечка» Цель: создание условий для ознакомления дошкольников средней группы с книжной графикой художника-иллюстратора А. Ненашевой. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» Возрастная группа: дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе. Чтение и пересказ русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»Конспект по развитию речи во второй младшей группе. Чтение и пересказ русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» Область: «Речевое развитие» Раздел: «Чтение художественной литературы» Тема: «Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» Интеграция образовательных.

Конспект занятия по речевому развитие во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Заяц и Лиса» Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Заяц и Лиса» Цели: Познакомить с русской народной сказкой,.

Конспект по речевому развитию во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Колобок» Цель: создать условия для знакомства детей с русской народной сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского) Задачи: 1. Познакомить детей с русской.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Ручеёк» «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: познакомить детей.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» (вторая младшая группа)Конспект НОД по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» (вторая младшая группа) Задачи: напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой). Помочь.

Конспект занятия по речевому развитию «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» в подготовительной группе Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка». Задачи: 1. Воспитывать умение выполнять координированные движения, сочетая с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по речевому развитию на тему «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 21:17
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по речевому развитию на тему «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»» (включая файлы) размещена пользователем Алина Селихова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД