Исмаева Ильмира
Конспект ООД «Полезные ископаемые Республики Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о разнообразии полезных ископаемых и некоторых их свойствах, способах их добычи.
2. Развивать внимание, память, мыслительные операции
3. Формировать понимание необходимости охраны полезных ископаемых;
4. Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
Публикация «Конспект ООД „Полезные ископаемые Республики Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
5. Воспитывать интерес к изучению природы и ее богатств.
Материал и оборудование: коллекция полезных ископаемых, иллюстрации к занятию.
Предварительная работа.
Наблюдение на прогулке за неживой природой (глиной, песком).
Чтение детской энциклопедии «Все обо всем».
Рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых.
Рассматривание коллекции полезных ископаемых.
Ход занятия:
Ребята, вы знаете, как велика наша планета Земля, как богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.
Я сейчас загадаю вам загадки, а вы догадайтесь о каких полезных ископаемых в них говориться.
- Есть ли на территории нашей республики полезные ископаемые?
- Назовите, какие?
Загадка 1. Этот камень черный очень,
Он чернее темной ночи.
Красный камешек не тронь,
Стал горячим, как огонь. (Уголь)
- Почему его называют каменным, и что вы можете рассказать о нем?
(Уголь называется каменным, потому, что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Уголь один из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жилье, дает человеку лекарство. Без угля нельзя приготовить пищу, а еще из него готовят духи и разнообразные пахучие сиропы. Из него получают краски, пластмассы).
Загадка 2 Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть. (Песок)
- Что вы знаете о песке?
(Песок – полезное ископаемое. Он рыхлый, сыпучий, состоит из мельчайших частиц. Мокрый песок лепится. Песок в воде не растворяется. Песок используют в строительстве, для изготовления стекла, зеркал).
Загадка 3. Из него медали льют,
За учебу и за труд.
И колечки, и сережки,
Часики, браслеты, брошки. (Золото)
- Правильно. Что вы можете сказать об этом полезном ископаемом?
Золото - это горная порода, есть оно и в океане. В природе золото встречается в виде зерен и песчинок, встречаются и самородки значительной величины. С древнейших времен известно использование золота в ювелирных изделиях, золотых предметов, монетах. Из золота изготавливали тончайшую проволоку и применяли для вышивания по тканям. Золото применяют для изготовления часов, им покрывают купола церквей.
Загадка 4.
Что в воде родиться,
А воды боится? (Соль)
- Правильно. Расскажите, что вы знаете о соли.
Соляные месторождения - это остатки высохшего древнего океана. Соляные пласты могут располагаться и под землей, и на поверхности, образуя соляные озера. Соль добавляют в пищу, в краску, применяют в авиации, в мыловарении, используют в борьбе с обледенением автомобильных дорог, в изготовлении стекла, зеркал, лекарства, в строительстве. Соль используют в приготовлении минеральной воды для лечебных ванн, в косметологии. Соль необходима не только людям, но и животным.
Загадка 5. Воспитатель предлагает детям придумать загадку про глину. (Варианты загадок детей)
- Что вы можете рассказать о глине?
Она бывает белая, красная, голубая. Из нее делают посуду.
- Это полезное ископаемое, она мягкая как пластилин, из нее делают игрушки, сувениры.
- Из глины делают кирпич, черепицу для крыш, красивую фарфоровую посуду, вазы для цветов, голубая глина лечебная. В воде глина намокает, становится пластичной.
Загадка 6. Она бьет из-под земли,
Фонтан выше головы.
Черен он совсем как ночь
Хочет людям он помочь. (Нефть)
- Кто хочет рассказать, как она образуется и как добывается?
Нефть находиться глубоко под землей. Когда-то, очень давно там, где находится нефть, были моря. Вода ушла, остались водоросли, рачки, ракушки, песок, скелеты рыб. Все это смешалось, гнило и через много лет превратилось в нефть. Ищут нефть геологи, а добывают ее нефтяники. Они бурят скважину, ставят в трубы насос и выкачивают нефть, которая поступает по трубам в цистерны, а затем она отправляется по железной дороге или по морю в танкерах на нефтеперерабатывающие заводы.
Физминутка «Мы насосы»
- Для чего люди добывают нефть?
(Ответы детей) Без нефти не смогли бы ездить машины, летать самолеты, потому что из нефти делается жидкое топливо – бензин, керосин, мазут. Из нефти делают много полезных и нужных вещей : пластмассу, резину, пленку, лекарство, духи, различные краски, лаки. Из пластмассы делают игрушки, цветочные горшки; из резины – надув-ные лодки, спасательные круги, мячи, резиновые сапоги, из пленки делают пакеты, мешки, пленкой укрывают теплицу.
- Совсем недавно мы с вами начали собирать экспонаты для нашего мини – музея по-лезных ископаемых. А сейчас, предлагаю организовать выставку предметов сделан-ных из нефти. Принесите предметы, которые вы считаете, сделаны из нее. (Дети при-носят на общий стол предметы, сделанные из нефти.)
- Вот сколько богатств дает нам земля. Но они не бесконечны и к природе надо относиться с большой осторожностью.
Давайте посидим и послушаем звуки природы. (Включаю запись с шумом моря, кри-ками чаек).
- Что вы слышите? (ответы детей)
Воспитатель выключает музыку и спрашивает детей.
- А сейчас что-нибудь слышите? (нет)
Такое может случиться, когда человек не бережет живое, что окружает его. Часто по вине людей случаются аварии, и от этого страдает природа. На месте, где разлита нефть, растения не растут. Нефть перевозят по морю в танкерах. При столкновении с другими судами, в танкере образуется течь, нефть выливается в море и образуется пленка из нефти. Она затрудняет доступ воздуха, который необходим рыбам. Гибнут не только те, кто живет в море, но и птицы, которые садятся на воду.
Воспитатель обращается к детям с вопросами
- какие полезные ископаемые находятся на территории нашей республики?
- какие полезные ископаемые чаще всего встречаются вам? (соль, песок, глина)