Екатерина Шишова
Конспект ОД по лепке «Чугунок и ухват» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала Конспект ОД по лепке «Чугунок и ухват» в подготовительной к школе группе.
воспитатель МБДОУ «Светлячок» Шишова Е. А.
Цель:
познакомить со старинными предметами быта чугуном и ухватом.
Задачи:
-Сформировать бережное отношение к старинным вещам;
-Развивать познавательные интересы и любознательность.
-Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
Публикация «Конспект ОД по лепке „Чугунок и ухват“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
-Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.
Материалы и оборудование:
Предметы старинного быта чугун, ухват. Досочки для лепки, пластилин, стека.
Предварительная работа:
-Чтение русских народных сказок;
-Рассматривание иллюстраций;
-Просмотр презентаций;
-Рассматривание макета русской избы.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята загадаю вам загадки, а вы дружно отгадайте.
Загадки
Сама в избе, а нос — наружу.
Его я грею только в стужу,
А вместе с ним и всю семью,
Но круглый год семью кормлю. (Печь)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват)
Что хозяйка в печку ставит
Кто из вас ребята знает?
(Чугун)
Молодцы ребята, с загадками справились на отлично. Хочу еще раз вам напомнить, что в старину печка являлась сердцем избы русской.
А вы ребята мне напомните, почему печка являлась сердцем избы.
Ответы детей: -потому что она давала тепло, обогревала избу;
- В печи готовили еду.
- На печи можно было полежать и погреться в сильные морозы.
Воспитатель: Совершенно верно ребята. Еще хочется сказать вам о том, что отверстие, которое вело в топку (это место, где горели дрова и готовилась пища) называлось устье печи. Часть печи, которая находилась перед устьем называлась шесток.
А вот на шесток ребята ставился чугун, чтобы можно было задвинуть его ухватом. (Рассматривание макета русской печи)
Ухват или рогач - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили (и вынимали) в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. (Рассматривание ухвата)
Чугун имел форму шара с вытянутой нижней частью.
Первые чугунки делали из металла чугуна, поэтому они так и называются. Дети, как вы думаете, что можно положить в чугун? Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, можно положить овощи, фрукты, налить воды. А знаете, ребята, в этом чугуне можно сварить борщ, суп, кашу, компот и всё что захотите, если поставить чугун в топку. В таких чугунах варили кушать наши прабабушки.
Как вы думаете где можно увидеть больше предметов тех далёких времён? Ответы детей: –
Воспитатель: Правильно в музеях. Вот и сегодня, наш с вами мини музей пополнился новыми экспонатами чугуном и ухватом.
Физкультминутка
Чтобы ребята приготовить кушать, нужно печку затопить
Чтобы печку затопить, нужно дров в нее сложить! За дровами мы идём
И пилу с собой несём, Вместе пилим мы бревно
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки! ( Источник: https://needlewoman.ru/articles/rasskaz-o-russkoy-pechke-dlya-detey.html)
А теперь садитесь за столы, я предлагаю вам слепить из пластилина ухват и чугун.
Ребята ещё раз посмотрите предметы и скажите какого цвета возьмем пластилин.
Ответы детей:
Воспитатель: Я тоже вам советую взять пластилин черного или коричневого цвета. Из этих цветов я предлагаю вам слепить чугун и рога ухвата.
Для чугуна скатываем шар, вытягиваем нижнюю часть. С помощью стеки делаем в шаре углубление.
Для ухвата скатываем два жгутика. Один темного цвета он пойдет на рога ухвата. Другой, можно взять желтого цвета – это будет черенок ухвата.
Рога и черенок нужно соединить. Ухват готов.
Итог занятия:
-Ребята с какими старинными предметами сегодня мы свами познакомились?
Ответы детей:
-понравились ли вам сегодняшнее занятие;
Ответы детей:
- Чья работа понравилась больше?
- Давайте сделаем выставку в раздевалке нашей группы, чтобы папы и мамы тоже могли увидеть ваши работы.