Фомина Виктория
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема «Золотая Хохлома»
Цель: Расширение представлений детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (Хохлома, Гжель); художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях ее росписи, гжельская роспись;
- учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка, в Гжельской росписи (капелька) и видеть красоту;
Развивающие :
- развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской и гжельской росписи;
- развивать умение рисовать кистью декоративные элементы растительного узора в Хохломской росписи;
- совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком, выполнять узор в определенной последовательности;
- развивать творческое воображение, чувство цвета, ритма.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров;
- воспитывать доброжелательность по отношению к своим товарищам при оценке работ.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.
2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций.
3. НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» (декоративное рисование).
4. Рисование элементов хохломского и гжельского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
5. Дидактические игры «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая Хохлома», «Составь узор на тарелочке», «Угадай-ка».
6. Чтение художественной литературы по теме.
7. Выливание тарелок из гипса, тонирование.
Материал и оборудование:
1. Выставка предметов народно-прикладного искусства: хохломские изделия, изделия расписанные под гжель, иллюстрации с изображением хохломской и гжельской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи и элементов гжельской росписи.
2. Гуашь красного, зеленого, желтого, черного и синего цвета, тарелочки желтого, черного, белого цвета; кисти, тычки, ватные палочки, подставки под кисточки, стаканы-непроливайки, салфетки.
3. Компьютер, колонки, записи народных мелодий.
1. Организационный момент.
Встречает мастерица. Дети входят.
(Звучит русская народная мелодия, дети встают полукругом вокруг выставки).
Воспитатель: - Дорогие ребята,здравствуйте!
Вы попали в мастерскую!
Подходите да посмотрите, что здесь вам нравится.
(Дети рассматривают посуду, рассказывают, что им больше всего понравилось).
Как вы думаете, в какую мастерскую вы попали?
Дети: В мастерскую русских народных умельцев.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какие изделия на выставке?
Дети: - Ложки, подносы, стаканчики, тарелки, сахарница, самовар.
Воспитатель: Дети, что общего у этих предметов?
Дети: Все они относятся к русскому народному творчеству.
Воспитатель:А в чем различие этих предметов?
Дети: Они различаются цветом.
Воспитатель: - Посмотрите, из чего сделаны изделия?
Дети: - Эти изделия сделаны из дерева и глины.
Воспитатель: - Да, вы правы. Их сделали русские мастера-умельцы из Хохломы, а так же расписали гжельскими элементами некоторые предметы.
Воспитатель: (показываю на хохломские изделия)
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась.
А трава как бахрома,
Золотая Хохлома! (Дети)
Дети: (1ребенок)
Синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Хохлому называют «золотой»?
Дети: Хохлому называют «золотой», потому что много желтого цвета.
Воспитатель: - Правильно.
С давних времен в маленьких деревнях делали и расписывали посуду из дерева, и везли ее в большое торговое село Хохлому на ярмарку. Поэтому посуду стали называть «хохломской». Посуду развозили по городам, она приобретала популярность, как на царском дворе, так и у простых крестьян. На ярмарках зазывали народ со словами: «Кому посуду для окрошки, чудо чашки и ложки! К вам приехала сама золотая Хохлома»!
Воспитатель:
(дети помогают) - Деревянную посуду расписывали узорами, затем покрывали лаком и ставили в горячую печку. В печке лак становился желтым. Вот и происходит чудо – посуда «покрывается золотом». Отсюда и произошло название «Золотая Хохлома».
Воспитатель: - Какое настроение создает хохломская роспись и гжельская роспись?
Дети: - Радостное, веселое.
Воспитатель: - Ребята, присмотритесь к изделиям народных мастеров, полюбуйтесь на них, и скажите, какого цвета в них больше?
Дети: - Черного, желтого, красного и зеленого в Хохломе, синего в Гжели.
Воспитатель: - А чем украсили посуду, какими элементами?
Дети: - Травкой, цветами, ягодами в Хохломе и капелькой в Гжели.
Воспитатель: - Это называется растительный орнамент.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что деревянные ложки нужны не только как столовые приборы. Ложки можно использовать как музыкальный инструмент.
Возьмите себе по две ложки и сыграем.
(Дети берут по две ложки)
Физминутка
Эти ложки не для каши,
С аппетитом не спеши.
«Ах, вы, сени, мои сени»
Вам сыграли от души.
(Дети стучат ложками друг о друга, припевая).
Воспитатель: - А сейчас я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую.
(Дети садятся на места).
Воспитатель: - Сегодня мы с вами превратимся в мастеров-художникови с помощью кисти, тычка и ватных палочек распишем тарелки.
- Ребята, какой росписью расписывают тарелки?
Дети: Хохломские узоры и Гжельские узоры.
Воспитатель: - Какое мы знаем правило при рисовании узора?
Дети: - Элементы узора рисовать на одинаковом расстоянии, соблюдать ритмичность.
Воспитатель: - У вас на столе лежат тарелочки. Украсим их веточкой смородины.
Воспитатель: - Сначала мы рисуем изогнутую веточку концом кисти по центру. Черной или зеленой краской.
Затем на ветке с помощью тычкарисуем ягодки смородины.
Кончиком кисти изображаем три листочка зеленой краской, два листочка смотрят вверх, один – вниз.
(Потом около ягод и листьев можно нарисовать маленькие и тонкие травинки, они называются – «осочки»).
Воспитатель: - А теперь делаем «оживку», т. е. оживляем рисунок. Берем черную гуашь, ватной палочкой поставим точки посередине каждой ягодки. Прожилки на листьях прорисовываем желтой краской. Если у вас останется время, можно нарисовать кайму по краю тарелочки черной гуашью, поставить ватными палочками красные точки, если тарелочка черная, используем желтую и красную гуашь.
Воспитатель: - А теперь вы сами попробуйте расписать тарелки хохломскимиузорми.
- А может кто-то хочет расписать тарелочку другой росписью, Гжель?
Дети (2 человека) : Да, мы хотим.
Воспитатель: - Давайте мы приготовимся для рисования.
Пальчиковая гимнастика:
Вот все пальчики мои, их, как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Воспитатель: - Не забывайте: сидеть прямо, кисть держать прямо, рисовать элементы концом ворса. А теперь начинайте работу.
(Во время работы детей тихо звучит русская народная мелодия).
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, кем вы сегодня были?
Дети: - Мастерами, народными художниками.
Воспитатель: - А что мы рисовали? Какой росписью мы украшали тарелочки?
(Ответы детей).
Воспитатель: - Кто хочет рассказать, какими элементами вы украсили свои изделия?
(Ответы 2-3 детей).
Воспитатель: - Расскажите, чьи работы вам понравились больше всего, почему?
(Дети оценивают свои работы и работы своих товарищей).
Воспитатель: - Ай да мастера! Какие красивые и необычные у вас получились работы. Мы с вами и дальше будем украшать хохломскими и гжельскими узорами изделия. А кто сегодня не смог выполнить какой-либо узор, мы потренируемся.