Марина Ларкина
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «Число и цифра 0»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление воспитанников с числом и цифрой 0.
Задачи:
- формировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
-закреплять состав числа 9 из единиц;
- продолжать формировать умение находить предыдущее число к названному, последующее число к названному;
- уточнять представления о весе предметов;
Публикация «Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений „Число и цифра 0“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
- формировать представления о временных отношениях и обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
- воспитывать умение слушать сверстников и воспитателя.
Направление образовательной деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Материал и оборудование.
Демонстрационный материал. Мяч, матрешка, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 кругов одного цвета, магнитная доска, 3 непрозрачных ведерка с разным количеством пшена.
Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 12 шт. для каждого ребенка).
Методы и приёмы. Словесный (объяснение, беседа, вопросы, ответы, чтение стихотворения А. Усачёва); наглядный (показ карточек с цифрами, животными; рассматривание демонстрационного материала); практический (игровые упражнения, совместная деятельность воспитанника и воспитателя).
Предварительная работа : чтение рассказа Н. Носова «Мишкина каша», дидактические игры: «Весёлый счёт», «Сравни и запомни», «Математическое лото», «Назови число».
Место проведение. Групповая комната.
I часть. Игровое упражнение «Назови число».
(Воспитанники встают полукругом.)
(Воспитатель держит в руках мяч.)
Воспитатель. Ребята, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «Назови число». Вы уже знаете, что у числа есть два соседа : одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите, пожалуйста, предыдущее число числа пять.
Воспитанники. Четыре.
(Воспитатель передает мяч воспитаннику, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю.)
Воспитатель. Назовите, пожалуйста, последующее число числа 5.
Воспитанник. Последующее число числа 5 – это 6.
(Воспитатель передаёт мяч следующему воспитаннику.)
Воспитатель. Предыдущее число числа 7?
Воспитанники. Предыдущее число – 6.
(Воспитатель передаёт мяч следующему воспитаннику.)
Воспитатель. Последующее число числа 3?
Воспитанники. Последующее число – 4.
(Воспитатель передаёт мяч следующему воспитаннику.)
Воспитатель. Предыдущее число числа 8?
Воспитанники. Предыдущее число – 7.
(Воспитатель передаёт мяч следующему воспитаннику.)
Воспитатель. Последующее число числа 6?
Воспитанники. Последующее число – 7.
(Воспитатель передаёт мяч следующему воспитаннику.)
Воспитатель. Последующее число числа 2?
Воспитанники. Последующее число – 3.
(Воспитатель аналогично спрашивает оставшихся воспитанников для определения предыдущего и последующего чисел к названному.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, с заданием справились. Пройдите за столы.
II часть. Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы».
(У воспитанников на столах наборы цветных кругов.)
Воспитатель. Посмотрите, какую красивую матрёшку я вам принесла.
(Воспитанники рассматривают матрёшку.)
Воспитатель. Предлагаю сделать бусы для неё, чтобы она стала ещё краше. Вы согласны?
Воспитанники. Да.
Воспитатель. У вас на столах лежат круги разного цвета. Это и будут бусы для нашей матрёшки. Возьмите 9 бусинок разного цвета и сделайте из них бусы.
(Воспитанники выполняют работу.)
Воспитатель. Молодцы ребята, очень красивые получились бусы.
Воспитатель. Сколько бусинок вы взяли?
Воспитанники. Мы взяли 9 бусинок.
Воспитатель. Сколько бусинок, какого цвета?
(Ответы воспитанников.)
Воспитатель. Как вы составили число девять?
(Ответы воспитанников.)
Воспитатель. Сколько единиц в числе девять?
Воспитанники. В числе девять - девять единиц.
III часть. Игровое упражнение «Сколько осталось?».
(На доске цифровой ряд (от 1 до 9).)
Воспитатель. Разложите на столе карточки с цифрами от 1 до 9.
(Воспитанники раскладывают карточки.)
(Воспитатель прикрепляет на доске 9 кругов одного цвета.)
Воспитатель. Посмотрите на доску. Что здесь изображено?
Воспитанники. На доске изображены круги.
Воспитатель. Сколько кругов изображено?
Воспитанники. Девять кругов.
Воспитатель. Покажите карточку с этой цифрой.
(Воспитанники показывают соответствующую карточку с цифрой.)
Физкультминутка
Мы считали и устали.
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали – раз, два, три,
Ножками потопали – раз, два, три.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять считать начнём.
Воспитатель. На доске изображено 9 кругов. Если я уберу один круг, сколько кругов останется?
(Воспитатель убирает один круг.)
Воспитанники. Останется 8 кругов.
Воспитатель. Покажите карточку с цифрой 8.
(Воспитанники показывают соответствующую карточку с цифрой.)
Воспитатель. Уберу ещё один круг. Покажите карточку с той цифрой, сколько кругов осталось.
(Воспитанники показывают карточку с цифрой 7.)
(Далее воспитатель убирает по одному кругу, пока не останется один круг, а воспитанники показывают цифрой, сколько кругов осталось.)
Воспитатель. Сколько кругов осталось?
Воспитанники. Один.
Воспитатель. Сколько кругов останется, если я уберу один круг?
Воспитанники. Ничего не останется.
(Воспитатель убирает последний круг.)
Воспитатель. Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль.
(Воспитатель показывает карточку с цифрой 0.)
Воспитатель. Найдите у себя карточку с цифрой ноль и покажите её.
(Воспитанники показывают цифру 0.)
Воспитатель. Положите эту цифру перед цифрой один в числовом ряду.
(Воспитатель выкладывает цифру 0 на доске.)
Воспитатель. Нарисуем пальчиком цифру 0 в воздухе.
(Воспитатель вместе с детьми обводит пальчиком цифру 0 в воздухе.)
Воспитатель.
Ноль похож на сто предметов —
От браслетов до беретов:
Круглый стол, кольцо, часы,
На кружочек колбасы,
Барабан, баранку, сушку…
И на лысую макушку.
Воспитатель. Предлагаю вам отгадать загадки, а ответ показать карточкой с цифрой :
Сколько ручек у кота?
Сколько перьев у крота?
Сколько лапок у змеи?
А у белки чешуи?
(Воспитанники отгадывают загадки и обосновывают свой ответ.)
IV часть. Игровое упражнение «Мишкина каша».
(На столе стоят три ведерка с разным количеством пшена.)
Воспитатель напоминает детям рассказ Н. Носова «Мишкина каша» и просит помочь мальчику найти ведерко с нужным количеством пшена: оно должно быть не самым тяжелым и не самым легким. («Как найти нужное ведерко с пшеном?»)
Воспитатель предлагает детям взять два ведерка и сравнить их по весу, взвесив на руках. Затем уточняет: «Какое ведерко тяжелее? Какое легче? Тяжелое ведро поставьте на стол. А теперь легкое ведерко сравните с третьим ведерком. Тяжелое ведро поставьте на стол, а легкое ведерко сравните с первым и со вторым ведром попарно и расставьте их в возрастающем порядке по тяжести, называя вес каждого ведерка с пшеном. Из трех ведерок выберите не самое тяжелое и не самое легкое».
V часть. Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».
На доске вывешены картинки с изображением времен года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне стоит мороз,
Льдинкой росписи нанес.
(Зима)
Полюбуйся,
Весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
И. Никитин. Весна
Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию они поставили сначала, а какую потом.
Лето, лето к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком.
В. Берестов. Лето
Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация.
Осень золото роняет,
Холод пташек угоняет…
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на теплый юг.
О. Иваненко. Осень
Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку.
VI часть. Дидактическая игра «Назови соседей».
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже)
Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я… (лето).
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Осень)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)