Елена Черемисина
Конспект ООД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Финансовая школа для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей основных экономических знаний и понятий, через игровую деятельность.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Познавательное развитие: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста; создавать условия для мотивации с целью повышения их финансовой грамотности; расширить представление детей о необходимости рационального использования денег; о том, из чего складывается семейный бюджет; побуждать к анализу того, что можно купить за деньги, а что нет; развивать способность анализировать (на примере игр «Профессия – продукт труда», «Самое необходимое»); уточнить понятие товарообмена и упражнять в осуществлении его; систематизировать знания о доходах и расходах, упражнять в определении этих понятий.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий
- Темочки
Интеграция образовательных областей: речевое развитие; художественно-эстетическое; физическое развитие.
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие: продолжать способствовать развитию владения речью как средством общения и культуры; содействовать обогащению и активизации словаря; совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Упражнять в монологической речи и способствовать ее развитию. Продолжать приобщать детей к жанру устного народного творчества (загадки, пословицы, активизируя их словарь. Совершенствовать звуковую культуру речи, побуждая к звуковому анализу и умению добавлять недостающие буквы в словах. Стимулировать развитие интонационной выразительности речи, побуждая к участию в инсценировке.
Художественно-эстетическое развитие: способствовать стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений; создавать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей (театральной).
Физическое развитие: Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления в результате нетрадиционной формы занятия в виде квест-игры.
Предполагаемый результат: дети закрепляют и уточняют некоторые экономические понятия; систематизируются знания финансовой грамотности в игровой деятельности; развивается умение анализировать, классифицировать, синтезировать; дети совершенствуют навык самостоятельной театральной деятельности; развивается интонационная выразительность речи; совершенствуются диалогическая и монологическая форма речи. Повышается уровень и качество экономических знаний детей.
Виды деятельности: познавательная, игровая, речевая, театрализованная, двигательная.
Формы организации совместной деятельности: вся ООД проходит в виде квест-игры. Театральная инсценировка; Игровое виртуальное «путешествие» на поезде; загадывание «экономических» загадок; д/и «Профессия – продукт»; финансовая задача; д/и «Что можно купить», «Самое необходимое», «Обмен», «Доход-расход», «Назови правильно», «Собери пословицу».
Предварительная работа: работа в кружке финансовой грамотности; Д/И «Собери купюру»; беседа о деньгах, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок; чтение художественной и познавательной литературы по финансовой грамотности; разные виды продуктивной деятельности; организация коротких инсценировок в соответствии с планом кружка; знакомство с монетами на занятиях по математике в соответствии с программой и методическими рекомендациями (И. А. Помараева.) Прослушивание аудиосказок, просмотр видеофильмов, мультфильмов, решение логических задач; с/р игра «Магазин», «Наш супермаркет» и т. д.
Словарная работа: бюджет, доход, расход, реклама, банк, банкомат, пенсия, стипендия, экономия, нужда.
Материал к ООД: ноутбук, проектор, экран; музыкальный слайд с изображением поезда; элементы костюмов Буратино и Лисы Алисы; набор иллюстрации к д/и «Профессия - результат труда»; «Что можно купить», «Самое необходимое»; набор предметов для игры «Обмен»; набор карточек с изображением «плюс» и «минус» на каждого ребенка к игре «Доход-расход»; в красивой коробке лежат отпечатанные вторые половины пословиц (первые –на экране); на экране – написаны слова с пропущенными буквами; карточки с изображением пропущенных букв; бумажные желтые «монеты» со стрелкой с обратной стороны, коробочка для «монет».
Методические приё мы:
Словесные: беседа, вопросы, стихотворение для физминутки, загадки, пословицы. д/и, уточнения, пояснения, обобщения.
Наглядные: просмотр слайдов, просмотр детьми небольшой инсценировки.
Практические: физминутка, д/игры, участие детей в инсценировке.
Ход ООД:
1. Организационный момент.
СЛАЙД 1
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами закроем глаза, и в гости к нам придёт сказка. Раз, два, три, сказка в гости приходи! Откройте глаза.
Звучит музыка и выбегает Буратино. Из-за ели появляется лиса.
Буратино: Привет, Алиса.
Лиса Алиса: Здравствуй, Буратино. Что это ты такой веселый?
Буратино: Вот здорово! Сейчас я куплю себе самую большую, самую красивую азбуку.
Лиса Алиса: Азбуку? А у тебя есть деньги?
Буратино: Нет, денег у меня нет.
Лиса Алиса: А на что же ты купишь свою азбуку?
Буратино: В одной волшебной стране есть Поле чудес. Там растёт большое волшебное дерево, а на нём вместо листьев - монеты.
Лиса Алиса: Ой, Буратино, насмешил! Да разве так бывает, чтобы деньги на деревьях росли? Их надо заработать. Если мне не веришь – у ребят спроси.
Буратино: Ребята, скажите, разве деньги не растут на деревьях? (ответы детей). А где же мне их взять?
Дети: Их надо заработать.
2. Основная часть.
Воспитатель: Буратино, не переживай, мы вместе с детьми и нашими гостями поможем тебе заработать не только на азбуку, но и на школьные принадлежности. Присаживайтесь вместе с Алисой к детям и присоединяйтесь к нашей квест-игре, во время которой вы и ребята будете выполнять различные задания. По стрелкам, нарисованным на монете, вы должны попасть в то место, где находится следующее задание. Выполнив одно из заданий, вы получаете золотую монетку. В конце игры у вас будет столько золотых монет, что ты, Буратино, сможешь купить себе и азбуку, и даже школьные принадлежности.
Воспитатель: Итак, отправляемся на первую станцию.
Перед каждой станцией слайд с изображением и звуком поезда.
СЛАЙД 2
1. Станция «Покупки» (СЛАЙД 3).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю нам поиграть в игру, которая называется «Что можно купить»?
(Столик находится перед экраном на небольшом расстоянии).
Воспитатель: Перед вами на столике лежат иллюстрации с изображением на них различных товаров. Постарайтесь выбрать те из них, на которых изображены товары, которые можно приобрести в магазинах. Каждый выбирает и берёт только одно изображение. (Дети рассматривают иллюстрации вместе с воспитателем, рассуждают, какие товары можно купить в магазине, и выбирают по одной картинке, стоят лицом к гостям).
Воспитатель: Ребята, почему эти три картинки остались, и их никто из вас не выбрал (ответы детей : что дружба, жизнь, любовь не продаются, и их нельзя купить ни за какие деньги.)
Воспитатель: Молодцы ребята, верно, есть такие вещи, которые не продаются, и не покупаются! Получайте золотую монету. На обратной стороне, стрелка, которая указывает направление (движемся от экрана к окну).
(Монеты складывают в копилку).
Слайд с изображением поезда.
СЛАЙД 4
2. Станция «Финансовый эрудит» (СЛАЙД 5).
Воспитатель: - Теперь попробуйте отгадать мои загадки:
На товаре быть должна
Обязательно… (цена)
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким… (доход).
Как ребенка нет без мамы,
Продажи нету без… (рекламы).
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в … (банке).
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь… (товар).
И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату)
Дети получают монету.
(Движутся прямо, к центру исследований)
Слайд с изображением поезда.
СЛАЙД 6
3. Станция «Профессия – результат труда» (СЛАЙД 7).
Воспитатель: Выслушайте следующее задание. Вам необходимо поделиться на пары и собрать парные картинки: профессия-результат труда. Один из вас ищет картинку, где изображена какая-то профессия, а другой - картинку с изображением результата труда этой профессии. Например: результат труда кондитера – торт, пирожное и т. д.
Дети получают монету.
Слайд с изображением поезда.
СЛАЙД 8
(Движутся в направлении середины группы. Стоят лицом к гостям и воспитателю.)
4. Станция финансовой грамотности (СЛАЙД 9).
Воспитатель: Ребята ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
- Что такое бюджет?
(Бюджет – это подсчет доходов и расходов.)
- Что такое доход?
(Доход – это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.)
- Что такое расход?
(Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.)
- Где взрослые могут получить деньги за свою работу? (в банке, в банкомате, можно получить наличными).
- А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (Ответы детей.)
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.
Воспитатель: Послушайте внимательно финансовую задачу, которую вам необходимо решить.
СЛАЙД 10
Задача.
Воспитатель: подружились Крокодил Гена, Чебурашка и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и за это получал зарплату. Чебурашка учился в летной школе, хотел стать лётчиком, и за свою учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала пенсию.
Вопрос: Из чего состоял бюджет семьи Крокодила Гены?
Дети: Зарплата, пенсия, стипендия.
Дети получают монету.
Воспитатель: Давайте немного отвлечемся от выполнения заданий и проведем физкультурную минутку.
Физминутка:
Мы бежали по дорожке (бежим на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (хлопаем в ладоши перед собой, один раз)
Что же делать? Как нам быть? (поочередно разводим руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (качаем головой, из стороны в сторону)
Будем туфли покупать! (ходьба на месте 4 раза)
Станем денежки считать!
Один рубль, два, три, четыре (поочерёдно сгибаем пальчики на руке)
Вот мы туфельки купили! (поочередно выставляем в перёд правую, левую ногу).
Слайд с изображением поезда.
СЛАЙД 11
( Смотрим направление движения на монете: по центру прямо в направлении к гостям.)
5. Станция «Умей выбирать» (СЛАЙД 12).
Воспитатель: Мы с вами приехали на станцию «Умей выбирать». Для жизни человеку нужно много разных вещей. Но самое главное, без чего мы с вами не проживём – это еда.
Игра «Самое необходимое».
Воспитатель: Я предлагаю вам игру, которая называется «Самое необходимое». На столе лежат картинки с изображением разнообразных продуктов питания. Вы должны выбрать из них самые необходимые для жизни человека продукты и сложить их в эту корзину. А в другую – положить те, без которых можно обойтись, они не важны для здоровья человека, более того – даже вредны.
Игра «Обмен».
Воспитатель: На столе вы видите четыре сумочки, а в сумочках находятся товары, которых у вас много. Поделитесь на четыре команды. Каждая команда выбирает себе любую из сумок.
- Вы должны договориться между собой постараться так произвести обмен, чтобы никому не было обидно. Например, у меня много яблок, а мне нужно молоко. Я договариваюсь с Машей и, если ей нужны яблоки, мы меняемся.
(Дети осуществляют игровые действия).
Воспитатель: Посмотрите, что получилось. Не имея денег, мы получили нужные товары. Все получили желаемый результат? Какие вы молодцы: справились с задачей и обменяли один товар на другой. Состоялся обмен.
Воспитатель: Ребята, а вы обмениваетесь между собой в группе?
Дети: ответы из личного опыта.
Дети получают монету.
(Движутся в направлении среднего окна, берут со стола карточки и выстраиваются полукругом (два полукруга) лицом к гостям.)
Слайд с изображением поезда.
СЛАЙД 13
6. Станция «Доход-расход» (СЛАЙД 14).
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая так и называется «Доход-расход».
- У вас есть карточки, где нарисован плюс или минус. Когда я произношу предложение, которое обозначает семейный доход, вы поднимете карточку со знаком плюс, а если это будет обозначать расход, тогда карточку со знаком минус.
Например: если родители получили зарплату, значит в вашей семье – доход. Вы должны поднять карточку со знаком плюс. Итак, начнём.
- Папа и мама получили зарплату – доход
- Заболела бабушка – расход
- Мама выиграла приз – доход
- Сестра потеряла кошелек – расход
- Заплатили за квартиру – расход
- Сын получил стипендию – доход
- Купили телевизор - расход
- Бабушка продала пирожки – доход
- Брат порвал куртку – расход
- Купили путевку на море – расход
- Сестра нашла монетку – доход
- Купили брату конструктор – расход
- Бабушка выиграла в лотерею – доход
- Купили продукты в магазине – расход
- Брат случайно нашёл 100 руб - доход
- Папа получил премию – доход
- Порвалось платье у сестры – расход
- Бабушка получила пенсию - доход
- Маме купили новые туфли - расход
- Сестра получила деньги в подарок на день рождения – доход
- В доме сломалась стиральная машина – расход
- Дедушке купили лекарство - расход
Воспитатель: Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему?
Дети положили карточки опять на стол.
Команда получает монету.
Слайд с изображением поезда.
СЛАЙД 15
(На монете указано, что дети присаживаются на свои стулья).
7. Станция «Назови правильно» (СЛАЙД 16, 17).
(На экране возникают три слова с недостающей буквой. Ребенок должен назвать и показать карточку с этой буквой.)
Воспитатель: В словах не хватает некоторых букв. Исправьте ошибку в них и назовите слово: расход, банк, экономия.
8. Станция «Собери пословицу» (задание для гостей).
(СЛАЙД 18).
Воспитатель: Ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Заработали для Буратино семь монет. У нас осталось последнее задание, и мы предложим его выполнить нашим гостям.
Воспитатель: Вам, уважаемые гости, предлагается собрать пословицы из двух частей. Начало пословицы мы все увидим на экране, а её продолжение, написанное на карточке, нужно отыскать вот в этом сундучке.
Деньги не люди, лишними не будут.
Деньги — что вода: пришли и ушли, только и видели.
Получишь доход — явится и расход.
Купишь — платишь, продашь — плачешь.
Не деньги богатство — бережливость да разум.
Кто не бережет копейки, тот сам рубля не стоит.
Денег наживёшь - без нужды проживёшь.
Деньги — гости: то нет, то горсти.
Не деньги нас, а мы их нажили (рус.).
Ста рублей нет, а рубль не деньги (рус.).
Ищи себе прибыли, а другому не желай гибели (рус.).
Лучше с умным потерять, чем с глупым найти (рус.).
Деньги не щепки, на полу не подымешь.
На дворе мороз, а в кармане денежки тают.
(СЛАЙД 19 – ответы)
3. Итоговая часть ООД.
(СЛАЙД 20)
Воспитатель: Видишь, Буратино, ребята и взрослые помогли тебе заработать. А теперь пойди купи себе азбуку и кое-что из школьных принадлежностей.
Буратино: Спасибо вам за помощь и советы. Алиса, пойдем вместе в школу учиться, получать профессию! До свидания!
Дети прощаются с Буратино и Лисой Алисой.
Ведущий: Наше путешествие закончилось. Буратино вместе с Лисой Алисой купит азбуку и отправится в школу, и нам с вами тоже пора возвращаться в группу.
(СЛАЙД 21 с изображением поезда)
Путешествие окончено.