Анна Мултуева
Конспект ООД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения гномиков Умника и Торопыжки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения Умника и Торопыжки»
Автор – Мултуева Анна Владимировна, урок с включением дидактических элементов по финансовой грамотности»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи:
Образовательные:
• Повторить понятие «потребности человека»;
• Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;
• Уточнить от чего зависят потребности человека;
• Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
• Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
Развивающие:
• Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
• Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
Воспитательные:
• Способствовать воспитанию нравственных качеств;
• Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Методы:
• Игра
• сравнение
• метод вопросов
• метод повторения
• решение логических проблем
• сравнительный анализ
• оценка
• разъяснение
• воображаемая ситуация
• совместный поиск выхода из ситуации,
• проигрывание положительных ситуаций
• обсуждение способа действия
• прием опосредованного воздействия.
Приемы
погружение в игровую ситуацию
наглядный, словесный
практический
Материал и оборудование: иллюстрации по тематике ООД, бумажные купюры, монеты, мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор)
Структура ООД составлена в соответствии с программным содержанием – в занятии 3 основные части:
1. введение в игровую ситуацию (вводная)
2. закрепление знаний и умений учитывать важность и необходимость покупки, финансовой грамотности дошкольников (основная)
3. рефлексия (заключительная)
Итогом проведения ООД стало:
• осознание и соизмерение своих потребностей и возможностей;
• активное использование в игровой деятельности основных экономических
понятий и категорий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и т. д.);
• контролирование ответственности за свои поступки, которые могут
положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении
семьи и самого ребенка.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: «Здравствуйте»!
Сегодня я хочу познакомить вас с двумя братцами гномиками.
А вот и они! (показ гномиков игрушек, показ на слайде)
Гномики здороваются.
Воспитатель: Давайте знакомиться.
Первый гномик на все вопросы всегда отвечает «Нужно подумать!». И его назвали Умник. А второй – не задумываясь, говорит «Ай, пусть так». И назвали его Торопыжка. С ними часто происходят разные истории. И сегодня я расскажу вам одну из них.
Однажды два братца отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны.
Основная часть
Звучит весёлая музыка и Гномики отправляются в путь.
Воспитатель: В дорогу каждый из них взял….
Отгадайте что:
Послушайте мою загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
- Что это?
Дети: Деньги, монеты.
Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно!
- В дорогу каждый из гномиков взял кошелёчек с монетками.
- Сколько монеток у Умника?
- А у Торопыжки?
- Сравните.
Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.
- Что такое потребности?
Ответы детей.
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Перед вами картинки, вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).
Воспитатель: вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.
И решили гномики выбрать себе дом.
(На экране изображения трё х домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).
Торопыжка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.
А Умник стал думать и рассуждать.
Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.
Как вы думаете почему?
(Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).
И взял домик за две монетки.
А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?
(Ответы детей)
Так и вышло! В этом домике Торопыжке было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.
Воспитатель: Давайте поможем гномикам сосчитать оставшиеся монетки.
(Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет. Сколько осталось)
Стало холодно. И гномики вспомнили ещё про одну важную потребность.
Какую? (Одежда).
И купили её, потратив по одной монетке.
- Отложим из их кошелёчков по одной монетке.
А потом у гномиков забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую?
(Потребность в еде)
Взяли Гномики по одной монетке, и пошли в магазин.
Посмотрите, что они купили.
(В корзинке у Умника крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Торопыжки много разных сладостей.)
Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?».
Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.
Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?
Ответы детей.
Воспитатель:
Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители только не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.
Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Доход -расход».
Игра «Доход -расход».
Перед вами лежат карточки. Ваша задача распределить к чему относится данная картинка, к доходу или расходу.
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Заглянули гномики в свои кошельки, а там…
Подсчёт детьми.
У Умника осталась одна монетка. Торопыжка спросил у него, что он с ней сделает.
А что бы сделали вы? Ответы детей.
Умник : Эта монетка поможет нам заработать много других монеток, но это уже другая история и я расскажу её вам в следующий раз.
Заключительная часть
А сегодня давайте напомним гномикам правила обращения с деньгами:
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. Потраченные средства уже не вернешь.
3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
4. Невозможно иметь все, что хочешь.
5. Бережно относиться к деньгам.
6. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.
А гномики дарят нам на память вот эти кошелёчки. В них можно хранит монетки. Они все белого цвета. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, восковых мелков и фломастеров сможет разукрасить свой кошелёк, так, чтобы он стал самым красивым.
Гномики благодарят детей и прощаются с ними.