Светлана Суворина
Конспект ООД «Богатыри земли русской» в образовательной области «Речевое развитие» по картине Васнецова «Три богатыря»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление рассказа по картине Васнецова «Три богатыря»
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Введение в игровую ситуацию
-Я приготовила для вас отрывок стихотворения «Богатыри» Валентина Берестова
На лбу бывали шишки,
Под глазом - фонари.
Уж если мы - мальчишки,
То мы - богатыри.
- Кто такие богатыри? - Какие бывают богатыри?
Темочки:
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Васнецов В. М. Картина «Богатыри»
- Васнецов В.М., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
- Древнее это слово. Богатырь – значит, смелый и храбрый воин, удачливый и в бою счастливый.
- Чем они занимаются?
- В наше время живут богатыри?
- В наши дни тоже есть защитники своего отечества, только называем их по - другому.
- Это люди военных профессий, которые охраняют нашу мирную жизнь.
2. Мотивационная игра
Игра «Третий лишний»
Летчик, самолет, футболист.
Танкист, танк, парашютист.
Автомат, пистолет, танкист
Капитан, артиллерист, корабль.
Беседа
- Как называется наша страна?
- Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живём, находились равнины, реки, горы, непроходимые леса, полные зверей и птиц. Жить в таких условиях могли очень сильные, выносливые и храбрые люди.
- Страна наша называлась Русью.
- В те далёкие времена защитниками были богатыри русские.
Воспитатель помещает на мольберт картину Васнецова «Три богатыря»
3. Затруднение в игровой ситуации
- Что нам хотел сказать художник – потомкам древних русичей в этой картине? - Давайте постараемся проникнуть в тайны этой картины вместе.
4. Поиск выхода из ситуации.
- О подвигах этих и других богатырей сложены народом былины, художниками нарисованы картины, композиторами написана музыка.
Русский дух царил повсюду,
Как сначала повелось.
Никакому Чуду-юду
Здесь спокойно не жилось.
Беседа
- Русский народ сложил много пословиц о воинах:
- «Один в поле не воин»; - Как вы понимаете эти слова?
- Кого вы видите на картине?
- Картина Васнецова «Богатыри» изображает трех русских витязей на мощных конях, стоящих на рубежах своей Родины. Эти персонажи все хорошо знают по русским сказкам и былинам.
- Как одеты богатыри? Все трое богатыря одеты в военные доспехи и в любой момент готовы вступить в бой на защиту родных рубежей.
- Неспокойно на границах Руси, враги близко, но богатыри готовы к бою. Три воина на могучих конях. Стоят на страже русских границ.
- Давайте рассмотрим центральную фигуру, самый сильный и мудрый Илья Муромец, и копьё его готово к бою. Зорко в даль смотрит он.
- Конь – Бурушка как будто прислушивается, чует топот чужих коней. Круглый шлем плотно обхватывает голову, прижимает седые кудри. Мощное тело охраняет щит, не пробиваемый стрелами, да крепкая кольчуга – рубашка из тысячи металлических колец. И щит, и рубашка очень тяжелые, только богатырь сможет ими пользоваться.
- По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич.
- Что можно сказать о Добрыни Никитиче? Он уже и саблю из ножен вынул, и белый конь его готов к бою. Добрыня и горяч, и храбр. А по одежде и по вооружению мы видим – он не крестьянский сын, он из богатого и знатного рода».
- Третьего богатыря зовут Алёша Попович, вооружен он луком со стрелами калёными. Он смел, молод и со своими старшими товарищами готов сразиться с врагами.
- Что с собой прихватил этот богатырь? - Гусли! Художник, наверное, хотел этим сказать, что любит Алеша песни петь, на гуслях звончатых играть. И мы чувствуем, что душа у Алеши — тонкая, поэтическая.
- Каждый герой наделен своей индивидуальностью, каждый представляет тип русского воина. Вместе с тем, они вместе являют собой одно целое, одну объединенную силу. Они вместе и, значит, непобедимы. Они смогут защитить свою землю.
- Какое настроение у природы в день богатырской заставы?
- При помощи цвета можно увидеть настроение (Радость, грусть, веселье, тревога, нежность и т. д.).
- Тревожно: небо хмурится, враги – кочевники близко.
- За могучими плечами богатырей мы видим на картине леса, холмы, небо. Родина! И как же прекрасны и суровы эти необъятные просторы! Как всё величественно и тревожно в природе в минуту опасности!
В бескрайнем холодном небе клубятся белые, тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле, колышет осенний ковыль, треплет конские гривы. Хищная птица и камень – могильник напоминают о прошлых битвах. А темно – зеленые холмы у горизонта спокойны и величественны.
Физкультурная минутка:
«Богатыри»
1. Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё, через левое плечо.
Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)
Мы теперь богатыри!
5. Самостоятельное применение «нового».
Подготовка к рассказу по картине.
Дети составляют рассказы, используя схему
6. Итог
- О чём мы сегодня говорили?
- Какую картину рассматривали?
Игра «Я загадаю, а ты отгадай!»
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.
(Кольчуга).
- Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)