Мартынова Алла Сергеевна
Конспект ООД в ОО «Речевое развитие» в разновозрастной группе «Звуки [Ж] и [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать правильное произношение звуков родного языка
Интеграция образовательных областей:
- Речевое развитие (чистоговорки, проговаривание звуков, стихи)
- Социальнокоммуникативное развитие (игры, беседы)
- Познавательное развитие (знакомство со звуком, дидактические игры)
- Физическое развитие (физминутка)
- Художественно-эстетическое развитие (использование музыки, рассматривание картинок)
Образовательные задачи
Публикация «Конспект ООД в ОО „Речевое развитие“ в разновозрастной группе „Звуки [Ж] и [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Средняя группа
1. Познакомить детей со звуком Ж и Ш.
2. Отрабатывать произношение звуков Ж и Ш в слогах, словах, чистоговорках. Научить произносить звуки медленно и быстро.
3. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении.
Старшая группа
1. Познакомить детей со звуком Ж и Ш.
2. Отрабатывать произношение звуков Ж и Ш в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи. Научить произносить звуки медленно и быстро.
3. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении.
4. Обогащать лексический запас.
1. Развивать фонематическое восприятие, интонационную выразительность, умение внимательно вслушиваться в речь взрослого.
2. Развивать чувство физиологического дыхания.
Воспитательные задачи
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, эмоциональную отзывчивость.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации, игрушки-атрибуты, фонарики на каждого ребёнка, зеркала на каждого ребёнка, кубик с картинками.
Предварительная работа
Д/и «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвёртый лишний». Рассматривание картинок, определение с какого звука начинается слово.
Методика проведения:
Приход лесовичка (воспитатель)
- Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! (Дети здороваются)
- Вы меня узнали? ( Ответ детей: «Да! Вы – старичок-лесовичок!»)
- А я знаю что вы говорите всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, чётко говорите,
Потому что не спешите!
- А хотите совершить путешествие в мой лес? (Да)
- Я непростой лесовичок, а волшебный и поэтому в гости ко мне я предлагаю отправиться на ковре-самолёте. Согласны? (Да)
(Растелаю ковёр, приглашаю детей на ковёр).
- Давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова «Раз, два, три! Повернись и в лесу очутись!»
(Звучит музыка).
- Вот мы и в волшебном лесу. Послушайте как тихо в лесу и на деревьях совсем не осталось листочков. Как вы думаете почему нет листочков? ( Дети: «Потому что глубокая осень.»). Ребята, каждый лесной житель говорит на своём языке, с некоторыми из жителей мы скоро встретимся и научимся различать их звуки. Но какие звуки произносят жители леса я вам не скажу, а расскажу про них рассказ. Слушайте меня внимательно, рассказ называется «Путешествие весёлого языка».
- Однажды язык проснулся и выглянул в окно. Посмотрел направо – никого, посмотрел налево – и там никого. Тут язык услышал Ш-Ш-Ш. Ой, кто тут шипит? Он посмотрел вниз и увидел как по земле ползёт змея и грозно шипит Ш-Ш-Ш. У неё родились детки и она очень боялась что их кто-нибудь обидит. Но тут над его ухом кто-то прожужжал Ж-Ж-Ж. Язык посмотрел на верх и увидел как по небу летит весёлый жук и жужжит Ж-Ж-Ж. Языку так понравились эти песенки, что он непременно решил их выучить и по дороге домой всё время повторял их чтобы не забыть.
- Давайте и мы вместе с языком повторим эти звуки. Вспомните, какой звук вы слышали когда шипела змея? (Ш-Ш-Ш)
- А когда летел жук как он пел? (Ж-Ж-Ж)
- А сейчас произнесём звук Ш ещё раз. Вы наверное устали, давайте присядем на лужок. Хотите посмотреть как поёт ваш язык ( Дети: «Да!»). У меня в волшебном лукошке есть зеркала, возьмите кааждый себе по одному (раздаю). Посмотрите в зеркало и скажите, как расположены ваши губы (трубочкой). А как расположен язык? (Широкой чашечкой поднялся кверху).
- А сейчасс произнесём звук Ж. Как сейчас расположены губы? Язык? Сложите свои зеркала в лукошко (сложили).
- Давайте узнаем включается ли голос когда мы произносим эти звуки или нет. Приложите ладошку к горлу и произнесите звук Ш. Дрожит горлышко или нет? (Нет). Значит звук у нас не включается. А если произнесём звук Ж – дрожит? (Да). Значит при произношении звука Ж у нас включается голос и это означает что он звонкий. (Раздаётся шелест листвы).
- Ой, посмотрите, кто это? (Дети встают).
- Дети, змея! Но будьте очень осторожны: змеи очень опасны. Чем опасны змеи? (Их укус ядовит, можно умереть).
- Как вы думаете как она будет шипеть? (Ш-Ш-Ш – повтор несколькими детьми).
- А как будут шипеть её детки? (Ш-Ш-Ш – повтор несколькими детьми).
- Ребята, я ведь волшебный лесовичок и змеи мои волшебные, они для меня и для вас не опасны. Давайте с ними поиграем: если я покажу вам большую змею, то вы будете шипеть как взрослые змеи, а если покажу её деток, то шипите как маленькие змейки.
- Посмотрите, кто у нас ещё здесь есть? (Жук).
- А как будет жужжать большой жук? (Ж-Ж-Ж).
- А маленький? (Ж-Ж-Ж – повтор несколькими детьми).
- Молодцы! Чтобы ваш язычок научился произносить эти звуки хорошо давайте проговорим весёлые чистогорорки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчётливо, проговариваем правильно:
жа-жа-жа – тут ежата у ежа,
ша-ша-ша – моет мама малыша,
жу-жу-жу – я вам сказку расскажу,
ши-ши-ши – любят песни малыши,
аж-аж-аж – летом все идут на пляж,
аш-аш-аш – есть у Кати карандаш.
(Индивидуальные и хоровые ответы детей).
- Присаживайтесь на лужок. Посмотрите, у меня в лукошке есть ещё фонарики. Давайте возьмём по одному фонарику жёлтого цвета и по одному синего цвета. Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в названии которого есть звук Ж, поднимите жёлтый фонарик, а если слово со звуком Ш – синий фонарик. Итак, начнё м: ЁЖ, ЖИРАФ, ШАРИК, КОШКА, СУШКА, КАША, ЖАДИНА.
- Молодцы! А сейчас мы с вами отдохнём, становитесь в кружок!
ФИЗМИНУТКА
Жук
На лужайке, на ромашке
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко накланяюсь.
- Ну вот, ребята, наше путешествие закончилось, пора нам возвращаться в группу. Давайте закроем глаза, встанем на ковёр-самолёт и произнесё м: «Раз, два, три! Повернись и снова в группе очутись!» (Воспитатель снимает одежду лесовичка).
- Вот мы и дома! Понравилось вам в лесу? (Да). Присаживайтесь на стульчики, но путешествие нашего языка продолжается. (Влетает кубик).
- Что это? Ой, да это же кубик! Непростой, с картинками. С ним можно играть! Я покручу кубик и как только появится какая-нибудь картинка вы должны назвать её отчётливо и громко. Итак, «Кубик, кружись, кружись! Картинка, покажись!»
- Жираф! (Повтор индивидуальный и хоровой. И т. д. : жук, шишка, шапка, ромашка, ёжик).
- Молодцы, всё правильно назвали! (Раздаётся звук – гудит самолёт).
- Ребята, здесь самолёт зовёт в полёт! Как гудит самолёт? (У-У-У. Показ игрушек на столе).
- Посмотрите, у меня здесь много пассажиров, но вот беда: мест всем не хватит, а полетят только те пассажиры, в названии которых есть звуки Ш и Ж. Поможете мне усадить их в самолёт? (Дети выбирают игрушки, в названии которых есть звук Ш или Ж).
- Кошка, мышка, лягушка, ёжик (они полетят в самолёте потому что в слове кошка есть звук Ш, в слове ёжик есть звук Ж и т. д.).
- Молодцы! Ну что ж, все пассажиры на своих местах, но у нас осталось ещё одно место – это для нашего Владика, теперь самолёт может отправляться в путь. Скажем всем «Счастливого пути!». А вам я предлагаю стать разведчиками. Вы знаете кто такие разведчики? (Да! Это люди, которые что-то ищут.)
- И вы будете искать в группе предметы, в названии которых есть звуки Ж и Ш. Когда найдёте, то объясните почему взяли эти игрушки. (Я взял кошку потому что в этом слове есть звук Ш).
- Ребята, я знаю очень весёлые стихи, в которых очень много звуков Ш и Ж. Хотите послушать?
Кукушка кукушонку
Купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон
Как в капюшоне он смешон!
- Давайте все вместе попробуем сказать. Теперь только девочки. Сейчас мальчики. Какой звук вы слышите сейчас? (Ш). А теперь другое:
Жук упал и встать не может,
Ждёт он кто ему поможет.
(Хоровое, индивидуальное повторение).
- Какой знакомый звук вы слышали в этом стихотворении? (Ж).
- Ребята, понравилось вам наше путешествие? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? А теперь давайте попрощаемся с гостями.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим.
- О чём это стихотворение?
- О том, что нужно стараться говорить красиво и чётко.
- Сегодня я подобрала весёлые чистоговорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчётливо, проговариваем правильно.
жа-жа-жа – тут ежата у ежа,
ша-ша-ша – моет мама малыша,
жу-жу-жу – я вам сказку расскажу,
ши-ши-ши – любят песни малыши,
аж-аж-аж – летом все идут на пляж,
аш-аш-аш – есть у Кати карандаш.
(Индивидуальныые и хоровые ответы детей).