Получи документы

Конспект ООД «Как у наших у ворот веселится народ — праздник в гости идёт»

Юлия Ликунова
Конспект ООД «Как у наших у ворот веселится народ — праздник в гости идёт»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ООД на тему : «Как у наших у ворот веселится народ - праздник в гости идёт». (Игра «Брейн – ринг») Программное содержание: Сформировать устойчивое желание принимать активное участие в совместной деятельности детей и родителей. Актуализировать знания детей о летних христианских и языческих праздниках и традициях русского народа. Способствовать формированию образности речи, потребности в свободном общении друг с другом и со взрослыми, умения высказывать своё мнение, выслушивать друг друга. Сформировать дифференцированные представления о языческих и христианских праздниках русского народа, навыки практического применения полученной информации в игре. Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений. Воспитывать интерес к народным праздникам и традициям.

Публикация «Конспект ООД „Как у наших у ворот веселится народ — праздник в гости идёт“» размещена в разделах

Методические приё мы: Словесные : беседа, вопросы, использование художественной литературы, чтение причетов. Игровые: Игры: «Брейн – ринг», «Горелки», «Завей венок», «Украсим берёзку». Практические: исполнение песен, хороводы. Наглядные: просмотр слайдов, видео.

Предварительная работа : Рассказ воспитателя о праздниках : Святая Троица, Семеник, Агафья - купальница, Иван Купала с использованием видео и слайдовой презентаций, разучивание песен, потешек, причетов, народных игр, чтение сказок, посещение храмов с родителями (по желанию, просмотры мультфильмов по теме.

Оборудование и материалы: Два стола, стулья, экран, видео, слайды по теме игры, ИКТ. Искусственные цветы, бутафорская берёзка, песочные часы, волчок, сувениры, ленточки.

Ход игры.

Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие, желанные. Мы очень рады, что вы примите участие в игре «Брейн – ринг». В игре примут участие две команды: «Дошколята - умные ребята» и команда «Знатоки». Команда «Дошколята», занимайте места за игровым столом. А за этим столом расположится команда «Знатоки». Сегодняшняя игра посвящена летним православным и народным праздникам. Капитаны, ваши команды готовы? Вед. : Первый вопрос для команды «Знатоки». На какие группы, условно, можно разделить все праздники? (Светские, церковные и языческие) Вед: Вопрос для команды «Дошколята». .Перечислите, зимние православные праздники. (Рождество Христово, Святки, Крещение). Вед. Замечательно! Разминка для ума прошла на отлично. Вот и весна кончается, лету красному место уступает. Много забот летом в деревне. Вспомните, «Дошколята», чем летом люди в поле да в огороде занимаются? (Ответы детей.) Вед. Но есть и в эту хлопотливую, трудовую пору праздничные дни. Хороши русские летние праздники! Каждый хорош по-своему, с другим не спутаешь. Назовите летние праздники уважаемые «Знатоки». (Праздник Святой Троицы,Семик, Иван Купала).

Вед. Один из главных скоро наступит. Это праздник Святой Троицы. Троицын день – всей нашей Христовой Церкви день рождения. А еще говорят: на Троицу земля – именинница. Вед. Почему так говорят, дорогие «Дошколята»? (В этот день отдыхает матушка –земля,землю не пашут, не копают).

Вед. Идешь по улице на Троицу и диву даё шься: все дома березовыми ветками украшены, навстречу жители идут нарядные весёлые, радостные. Кто придет в этот праздник в Церковь, глазам не поверит: весь храм березовыми ветвями украшен. Куда ни посмотри – везде зелено. Вед. А чем устилают пол на троицу, уважаемые, «Знатоки»? (Скошенной травой.) Вед. Поэтому и пахнет в этот день в храме травой, листьями берёзовыми, будто в лесу или на лугу во время сенокоса. У людей в руках тоже березовые ветки. Батюшка окропит их святой водой, потом несут освященные ветки домой, ставят их в Красный угол на целый год, до следующей Троицы.

Вед. Когда бывает Троицин день? Жду ответ от вас «Умные ребятки». (В воскресенье) Вед. Верно, а перед этим – тоже праздник, Семик называется. Особенно он по душе красным девицам. Чем занимались девушки в этот день? Ваш ответ «Знатоки». (В этот день собирались девушки, березку украшали, песнями её прославляли, венки плели из березовых веток). Вед. А вы, можете, завивать (плести) веночки? Задание двум командам – как можно больше наплести венков. Времени у вас – три минуты. Игра - соревнование «Завей венок».

Вед. Смотрите (слайд, девочки уже украсили березку, повесили на нее разноцветные ленточки, цветы. Веточки заплели в венки, свили их кольцами, некоторые веточки, самые длинные, с травой сплели. Это и называлось – «заламывать» березку: не ломать,а, пригнув к траве, сплести с ней березовые ветки, чтобы получились вот такие «ворота».

Через такие» ворота» или через веночек девушки целовали друг друга, обменивались

платочками или крестиками и обещались быть верными подружками, кумушками-голубушками. Вед. Наши девочки хотят покумиться. Выходите, вставайте напротив друг друга. Девочки смотрят друг на друга и поют:

Покумимся, кума, покумимся!

Ты мне кумушка,

Я тебе голубушка.

Нам с тобою не браниться,

Вечно дружиться!

(По окончании песни обнимаются, если хотят, целуют друг друга в щёку, улыбаются, берутся за руки и садятся на места.) Вед. Раз вы покумились, больше ссориться нельзя. Да я, думаю, и не зачем, лучше петь да плясать, хороводы водить да в игры играть. ( Видео: Девочки из группы, в русских костюмах, водят хоровод возле украшенной берёзки). Вед. Так праздновали Семик, четверг перед Троицей, а через три дня, в воскресенье, после обеда опять шли к заветной березке – развивать свои венки и опять веселиться до самого вечера : хороводы водить, в горелки играть. Давайте и мы в горелки поиграем! Вед. Объявляется музыкально – игральная, украшальная пауза. Сначала играет команда «Дошколята – умные ребята», а затем команда «Знатоки».

Игра «Горелки»

Дети встают в колонну парами, впереди на 2-3 шага водящий. Все произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подол - Гляди в поле. Едут там трубачи И едят калачи. Погляди на небо: Звёзды горят, Журавли кричат - Гу – гу –гу, убегу. Раз, два, не воронь, А беги, как огонь!

(После слов «как огонь» игроки последней пары бегут, им нужно соединиться впереди «горящего». Если это удаётся, «горящий» водит, а если нет, то оставшийся без пары – становится «горящим».) Вед. Смотрите, ребята, эта березка (бутафорская) пригорюнилась: некому березку заломати, некому ее украшати. Давайте завьем березку, нарядим, пусть и она с нами веселится! (Дети и взрослые завивают и и украшают березку.)

Вед. Теперь пора и хоровод водить, как в старину водили! Хоровод под русскую народную песню «Во поле береза стояла». (Принимают участие и взрослые и дети.)

Вед. Вскоре после Троицы приходит на землю настоящее летнее тепло. Только купаться еще рановато: не прогрелась вода до самого дна. Но детишкам не терпится в воду нырнуть, поплавать, поплескаться. Вот и просят они:

– Бабушка, разреши!

А бабушка возьмет да скажет, чтоб ребятишек припугнуть:

– Нельзя, потому как начало лета – время русалочье, они из воды выходят, людей пугают, защекотать могут, а то и к себе в воду утащить!

Притихнут дети, а самим интересно, вот и спрашивают:

– Бабушка, а кто такие русалки? Вед. Чья команда даст ответ? Отвечают «Дошколята – умные ребята». (Русалки дочки морского царя, водяного).

Вед. Раньше считали, что можно было купаться после определённого дня. Как называется этот день и летний праздник? Ваш ответ «Знатоки». (Иван Купала.) Вед. Верно. На Ивана на Купалу На Руси светлее стало. (Показ слайдов). 6 июля – «Аграфена – купальница: начало купаний, сбора лекарственных трав и кореньев, за собой ведёт прославленного Ивана Купалу (7 июля). Так было – избы, украшали венками, пучками травы, читали причеты, заговоры древние: «Приехала купаленка на семьдесяти тележеньках, привезла нам купаленка добра и здоровья, богатства и здоровья, богатства и почести!» В этот день восхваляли солнышко красное. Посвящен праздник летнему солнцестоянию и расцвету природы. Без огня купаленка не обходилась. Красны девицы да добры молодцы, всю ночь водили хороводы, плели венки, разводили костры по берегам рек и озёр, прыгали через костёр, гадали и умывались росой, купались в реке. Вед. Команда «Знатоки» для вас вопрос: «Назовите обычаи, обряды, связанные с праздником Ивана Купалы. (Перечисляют). Вед. Для вас вопрос, «Умные ребята» : «Цветок, какого растения искали в ночь Ивана Купалы? Зачем?» (Цветок папартника, чтобы быть счастливым всю жизнь). Вед. Настало время подводить итоги. (Подведение итогов, награждение победителей и участников).

Вед. Вот и игре конец, а праздники Семик, Святой Троицы и Ивана Купалы – впереди. Теперь вы знаете, как их на Руси встречали.

Радуйтесь, березоньки,

Радуйтесь, зеленые,

Скоро девочки и мальчики придут,

Вам веночки завьют! Росою умоются чистою, В реке искупаются быстрой. Будут играть и смеяться, Родною природой любоваться.

Вед. Спасибо вам, дети, и, взрослые, за игру, за ваши ответы правильные. Скоро вы в школу пойдете. Доброго вам пути и Божьей помощи!

Литература.

Н. В. Ёлкина, О. В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, Академия развития, 1996. Т. С. Комарова. Народное искусство в воспитании детей. М., Российское педагогическое агентство, 1997. Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова. Занятия для детей 5 – 6 лет по социально-коммуникативному воспитанию. М., ТЦ СФЕРА. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2006.

Приложение. Раньше Ивана Купалу праздновали 24 июня (7 июля). На берегах рек раскладывали костры. Посредине костра ставили шест с укреплённым на нем горящим колесом – символом Солнца. Считалось, что прыгнешь через костёр, получишь удачу и счастье на весь год. Верили, что если молодая пара прыгнет через костер, держась за руки, то они будут вместе до конца жизни, а молодушка обретёт красоту и молодость. Этот праздник долгое время был связан с водою. Люди верили, что в этот день обязательно нужно искупаться в реке, иначе можно обречь себя на одиночество. Молодухи умывались росой, чтобы сохранилась красота и молодость, а мужчины, чтобы стать сильнее. Люди верили, что в этот день цветет папартник, что если найти его,то обретёшь вечное счастье. Это праздник единства человека и природы.

Публикации по теме:

«Как у наших у ворот чудо-дерево растёт»«Как у наших у ворот чудо-дерево растёт» Когда-то вместе с заготовками чайных домиков я получила заготовки двух ёлочек и дерева для бижутерии. Насмотревшись разных идей на МААМе.

Фотоотчет о проведении народного праздника встречи весны «Как у наших у ворот»Фотоотчет о проведении народного праздника встречи весны «Как у наших у ворот» Народный праздник встреча весны: «Как у наших у ворот…» Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического.

Фотоотчёт «Веселись честной народ — в гости Масленица идёт!»Фотоотчёт «Веселись честной народ — в гости Масленица идёт!» Попова Валентина Фото отчёт о праздновании Масленицы "Веселись честной народ - в гости Масленица идёт!" Целую неделю мы готовились.

Фотоотчет «Как у наших у ворот Масленица широкая идет!»Фотоотчет «Как у наших у ворот Масленица широкая идет!» В нашем детском саду прошла Масленица. Все с нетерпением готовились к ней. Изучали историю праздника, играли в народные и подвижные игры,.

Занятие по конструированию из бумаги «Веселится народ, на полянке хоровод!» с детьми 6–7 лет в смешанной группеЗанятие по конструированию из бумаги «Веселится народ, на полянке хоровод!» с детьми 6–7 лет в смешанной группе К Празднику Хоровода. Фотоотчет о занятии по конструированию "Веселится народ, на полянке хоровод!" с детьми 6-7 лет в смешанной группе.

Фотоотчет праздника во 2-й младшей группе «Как у наших, у ворот»Фотоотчет праздника во 2-й младшей группе «Как у наших, у ворот» Представляю Вашему вниманию фотоотчет с народного праздника"Как у наших, у ворот". Праздник посвящен весне,яркому солнцу,народным играм.

Фотоотчёт о развлечении в разновозрастной группе «Веселится народ в старый добрый Новый год»Фотоотчёт о развлечении в разновозрастной группе «Веселится народ в старый добрый Новый год» Старый Новый год – замечательный праздник и ещё одна возможность повеселиться, поиграть, потанцевать, вспомнить репертуар новогоднего.

Как у наших у ворот чудо-дерево растёт.Как у наших у ворот чудо-дерево растёт. «Как у наших у ворот Чудо-дерево растет. Чудо-чудо-чудо-чудо Расчудесное!» (К. Чуковский) В нашей группе «растёт» необычное дерево, необычно.

Сценарий новогоднего праздника в младшей группе «Новый год у ворот — веселится весь народ!» Сценарий новогоднего праздника в младшей группе "Новый год у ворот - веселится весь народ!"Цель. Способствовать созданию положительных.

Праздник для детей старшего дошкольного возраста «Как у наших у ворот игры, смех и хоровод» с инсценировкой сказки «Теремок» Цель:приобщать детей к истокам русской культуры. Программные задачи: Образовательные: Формировать способность к взаимодействию с партнерами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Как у наших у ворот веселится народ — праздник в гости идёт»
Опубликовано: 20 января 2024 в 14:19
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД «Как у наших у ворот веселится народ — праздник в гости идёт»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ликунова (УИ 728728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД