Марина Коришева
Конспект ООД на основе устного народного творчества «Цветик-семицветик»
Цель: обобщить знания детей по устному народному творчеству : сказкам, потешкам, пословицам.
Задачи:
- воспитывать интерес к устному народному творчеству;
- активизировать и расширять словарь детей;
- способствовать развитию речи с помощью чистоговорок;
- развивать мышление, память;
- воспитывать желание помогать другим;
Публикация «Конспект ООД на основе устного народного творчества „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, желание действовать сообща.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Способы: сюрпризный момент, дидактическая игра «Угадай сказку», чтение чистоговорок, физкультминутка «Посадил дед репку», дидактическая игра «Доскажи потешку», дидактическая игра «Закончи пословицу», дидактическая игра «Добавлялки», физкультминутка «Колобок», волшебство, рефлексия.
Средства: цветок со съемными лепестками (семь лепестков, коробка, семь конвертов с заданиями, записка, магнитная доска.
Предварительная работа: чтение и заучивание потешек, р. н. сказок и пословиц.
Структура проведения.
1 часть (вводная).
Воспитатель приглашает детей в зал. На столе лежит коробка, в которой лежит семь конвертов, цветок без лепестков и записка.
Воспитатель: ребята, посмотрите, что это за коробочка лежит на столе? Давайте её откроем. А что это за цветочек? Где же его лепесточки? А ещё здесь много конвертов и записка, давайте прочтём, кто же это нам написал.
Воспитатель читает записку.
«Здравствуйте дети, пишет вам Женя из сказки «Цветик-семицветик». В нашу сказку ворвался злой волшебник и забрал у моего цветочка все лепестки. Чтобы цветку вернуть лепесточки, злой волшебник оставил задания, которые нужно выполнить. Ребята, помогите мне, пожалуйста, без вас мне не справиться с заданиями».
Воспитатель: ну что, ребята, поможем Женечке?
Дети: да.
Воспитатель: тогда нам срочно нужно отправиться в сказку! Давайте встанем в круг. И произнесем волшебные слова:
Лети-лети, лепесток
через Запад на Восток.
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели,
Вели, чтобы мы оказались в сказке!
2 часть (основная).
Воспитатель: ребята, посмотрите. Как здесь красиво! А в этом конверте первое задание, которое оставил злой волшебник. Давайте прочитаем, какое там задание. (Открывает конверт с заданием). Чтобы волшебник дал нам первый лепесток, нам нужно отгадать сказки, которые спрятались в этом конверте.
Дидактическая игра «Угадай сказку»
1. Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся
Ваша мама пришла,
молока принесла. («Козлята и волк»)
2. Ясни, ясни на небе звёзды!
Мёрзни, мёрзни волчий хвот! («Лисичка-сестричка и серый волк»)
3. Печка, матушка, скажи, куда гуси полетели!
Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу. (Гуси-лебеди).
4. Тянет-потянет, вытянуть не может!
. («Репка»)
5. Долго искала девочка дорогу домой, да так и не нашла, а пришла она в лесу к домику.
. («Три медведя»)
6. Не послушал братец сестрицу, выпил воды из лужицы и стал козлёночком.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).
Воспитатель: молодцы, ребята, все сказки отгадали. А теперь давайте скажем, кто же написал все эти сказки?
Дети: Русский народ.
Воспитатель: молодцы, дети! Посмотрите, вот и первый лепесток появился в конверте! (Достает из конверта лепесток). Давайте закрепим его на наш цветок.
Воспитатель: снова конверт, а там еще задание, давайте прочтем. Чтобы злой волшебник вернул второй лепесток, нужно прочитать все чистоговорки.
«Чистоговорки» (Дети за воспитателем проговаривают чистоговорки)
1. Са-са-са-у сосны стоит лиса,
Си-си-си-мы едем мимо на такси.
Са-са-са-по лесу идет лиса,
Со-со-со-лиса катит колесо.
2. Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше - это утка в камыше.
Ша-ша-ша, выходи из камыша.
3. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
Чо-чо-чо - у меня болит плечо.
Воспитатель: молодцы ребятки. Как мы быстро справились со вторым заданием, посмотрите, вот и второй лепесток появился в конверте. Здесь ещё один конверт! И снова задание. Злой волшебник хочет, чтобы мы посадили с вами репку.
Физкультминутка «Посадил дед репку»
В огороде дедка репку посадил (присели)И водой из лейки репку он полил
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка (потихоньку поднимаемся)
Выросла репка всем на удивленье (тянемся на носочках)
Большая – пребольшая, всем хватит угощенья (хлопаем в ладоши)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся на носочках вверх)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся на носочках вверх)
Воспитатель: вот мы и справились с третьим заданием, посмотрите, третий лепесток появился в конверте. Закрепим его на наш цветок. И ещё задание в конверте. Что же злой волшебник придумал на этот раз?
Воспитатель: в этом конверте спряталась потешка. Да только кто-то порвал листочек, и у потешки потерялись словечки. Давайте вспомним потешку «Кисонька-мурысонька…»
Дидактическая игра «Доскажи потешку»
Кисонька-мурысонка, где была? (На мельнице.)
Кисонька-мурысонка, что там делала? (Муку молола.)
Кисонька-мурысонка, что из муки пекла? (Прянички.)
Кисонька-мурысонка, с кем прянички ела? (Одна)
Не ешь одна, не ешь одна!
Воспитатель: молодцы, ребята, вернули потешке словечки. Вот и четвертый лепесток появился в конверте, давайте его закрепим на наш цветок. Посмотрите, наш цветок преображается, осталось выполнить совсем немного заданий для того, чтобы злой волшебник вернул Цветику-семицветику все лепестки. Давайте посмотрим следующий конверт с заданием. Знаете ли вы пословицы?
Дидактическая игра «Закончи пословицу»
Сделал дело - …. (гуляй смело).
Любишь кататься, … (люби и саночки возить).
Без труда …. (не вытащишь и рыбку из пруда).
Делу время (а потехе – час).
Работа не волк - (в лес не убежит).
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, столько пословиц знаете. Вот и пятый лепесток в конверте. Давайте его закрепим на наш цветок. Ещё одно задание в конверте. Злой волшебник хочет проверить, как хорошо вы знаете русские народные сказки. Поиграем с вами в сказки «добавлялки». Я начинаю – а вы заканчиваете.
Дидактическая игра «Добавлялки»
Ок-ок-ок - стоит в поле….(теремок)
Су-су-су - петушок поймал ….(лису)
Цо- цо- цо - снесла курочка ….(яйцо)
Ёк- ёк-ёк- не садись на ….(пенек)
Ух-ух-ух – нашёл зернышко….(петух)
За-за-за – идёт коза….(дереза)
Воспитатель: хорошо вы знаете сказки, и за это волшебник дал вам ещё один лепесток. Но у нас остался последний конверт с заданием. От бабушки и дедушки укатился колобок! Давайте скорее его поймаем!
Физкульминутка «Колобок»
Непоседа-колобок
Покатился во лесок.
Разве можно удержать? (имитация руками вращающегося колобка)
Тех, кто хочет убежать?
Смотрит бабушка в окошко,
Дедушка глядит с крыльца (слова, сопровождающиеся показом)
Не видали сорванца?
Колобок не устает,
Быстро катится вперед (вращение руками)
Впереди увидел лес,
Где деревья до небес! (встать на цыпочки, потянуться).
Слева пробежал мышонок,
Справа – квакнул лягушонок.
Сороки трещат без умолку,
Усевшись на старую елку (слова сопровождаются показом)
Долго глядя на чистое небо,
Утомился шарик из хлеба.
Он проделал нелегкий путь
И собрался отдохнуть. (садятся на свои места).
Воспитатель: ура! Молодцы, ребята! Мы справились со всеми заданиями! И вот в конверте появился последний лепесток. Давайте скорее его закрепим на цветок.
3 часть (заключительная).
Воспитатель: вот и расцвел «Цветик-семицветик», какой он красивый! Мы положим его в коробочку и отправим Жене в сказку, Женя будет очень рада и обязательно вас поблагодарит. А какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание было для вас трудным? (ответы детей)
Воспитатель: а нам пора возвращаться в детский сад, давайте произнесем волшебное заклинание:
Лети, лети, лепесток
через Запад на Восток.
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели,
Вели, чтобы мы оказались в детском саду.