Татьяна Флигер
Конспект ОД «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной деятельности
в старшей группе
Тема «Грибы»
Цель: Умение различать съедобные и ядовитые грибы.
Задачи:
1. Образовательные:
расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах;
познакомить с другим названием белого гриба - боровик;
формировать представления о правилах сбора грибов;
объяснить значение для лесного сообщества несъедобных для человека грибов.
2. Развивающие:
развивать наблюдательность, связную речь;
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
умение отгадывать загадки, находить изображение необходимых ответов;
различать, называть и описывать съедобные и несъедобные грибы
3. Воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его дарам.
Методы и приемы:
Наглядные: использование наглядных пособий, декораций, музыкальное сопровождение.
Словесные: проблемные вопросы к детям, объяснение, указания, использование художественного слова, поощрение, пояснение.
Практические: сюрпризный момент, игры, творческая деятельность детей.
Оборудование:
Картинки с изображением грибов, аудиозапись музыки (пение птиц, «Вот мы в автобусе сидим», «На горе-то калина»). Гуашь: синяя, красная, зеленая, желтая; влажные салфетки, силуэты дымковской барышни, маски грибов; плоская корзина с прорезями, конверт с письмом. Карточки с изображением цифр от 1 до 9 (2-3-х цветов, картинки к правилам.
Предварительная работа:
Беседа о грибах, чтение стихотворение Е. Трутневой «Грибы», экологической сказки Е. Шикова «Гриб», рассматривание тематического альбома «Грибы»
Виды детской деятельности:
игровая;
коммуникативная;
трудовая;
познавательно-исследовательская;
продуктивная;
музыкально-художественная;
чтение.
Образовательная деятельность
Дети, заходя в группу, обращают внимание на корзину, которая стоит на столе. Встают полукругом возле воспитателя.
Воспитатель: Кто бы мог оставить эту корзину, как вы думаете?
Дети: Лесовичок, бабушка, мама.
В: Посмотрите, здесь лежит конверт, открывать его или нет?
Д: Откроем!
В: (читает содержимое письма) «Дорогие мои дети! Приехали ко мне внучата в гости и просят пироги с грибами. Я бы им испекла, да только вот беда ноги у меня больные. Прошу вас о помощи. Ваша знакомая, бабушка Наташа». Ребята, как же быть?
Д: Нужно помочь.
В: А где нам взять грибы?
Д: В магазине купить, в лесу нарвать, кого-нибудь попросить принести.
В: Ребята, а я слышала, что в Бузулукском бору растут самые вкусные грибы. Только вот беда как же нам туда попасть?
Д: На машине, на самолете, на поезде.
В: А давайте поедем на автобусе. Посмотрите, он на остановке стоит и гудит. А садиться мы будем, согласно купленным билетам. (Воспитатель раздает детям карточки с изображением цифр, точно такие же прикреплены на спинках стульев).
Звучит музыка «Вот мы в автобусе сидим» (дети выполняют движения согласно тексту).
В: Вот мы и приехали (дети встают со стульев). Какая здесь красота. А воздух! Потяните носом воздух, расслабьте плечи.
Звучит запись – пение птиц.
Дыхательная гимнастика 2 – 3 раза.
В: Чем пахнет в лесу?
Д: Опавшими листьями, прелой и мокрой древесиной, грибами.
В: Да, грибами и правда пахнет. Но вот только прежде чем начать собирать грибы, мы должны знать грибы в лицо и соблюдать правила. Я предлагаю немного посидеть на полянке и побеседовать.
(Дети присаживаются на палас)
Гимнастика для глаз.
Справа гриб и слева гриб (глаза вправо – влево)
Сверху шляпка (глаза вверх)
Снизу ножка (глаза вниз)
Впереди бежит дорожка (быстро моргать глазами)
Беседа о грибах.
Многие думают, что грибы растут сами по себе. Это не так. Под землей есть грибница, а от нее тянуться тонкие длинные нити к грибу. Значит, грибы поодиночке не растут, обязательно рядом еще один или два будет. Вы об этом знали раньше? (Нет) А какие грибы вы знаете?
Д: Опята, подосиновик, лисички, белый гриб.
В: А вот белый гриб еще называют боровиком. Он растет на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог. А вот в глухомани его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая. Низ шляпки, как губка – губчатый, у молодого гриба – белого цвета, а у зрелого – желтоватая, с зеленым оттенком. Боровик – съедобный гриб.
Пальчиковая гимнастика «Боровик»
Меж больших еловых лап (дети ладонями хлопают по коленям)
Дождик кап-кап-кап (хлопают в ладоши)
Где листок к листку прилип (скользящие движения ладоней)
Вырос гриб – боровик (одну руку согнуть в кулаке, а другой накрыть сверху, как шляпкой)
А еще в наших лесах растут несъедобные грибы, т. е. ядовитые: бледная поганка, мухомор. Их легко узнать – у них белая юбочка на ножке есть. Что вы сделаете, если повстречаете в лесу мухомор?
Д: Пну ногой, сломаю, стукну палкой.
В: А вот и напрасно. Людям есть его нельзя, а вот многим животным в лесу без него не обойтись. Например, лось или волк – они даже лечатся ими. А вы знаете, что век (жизнь) у гриба не долог, несколько дней и все. А вот грибница – подземные нити живут 100 лет. Вот почему говорят, что надо аккуратно в лесу ходить и грибы ножиком подрезать. Чтобы грибница дольше жила и жизнь грибам давала.
А теперь давайте мы с вами составим правила для грибника :
1. собирать можно только те грибы, которые ты знаешь и только со взрослыми;
2. чтобы не повредить грибницу, срезай грибы ножом;
3. ядовитые грибы не трогать, они лекарство для животных леса;
4. деревья и грибы дружат между собой.
В: Прежде чем приступить к сбору грибов, давайте еще раз вспомним их в лицо. Отгадайте-ка загадки и найдите отгадки.
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый. (боровик)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются. (опята)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются. (лисички)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется. (рыжик)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный. (груздь)
С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке. (мухомор)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная. (поганка)
Кто повыше, кто пониже, —
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята)
Этот гриб найдешь весной
На опушечке лесной.
Весь в морщинках старичок
С именем смешным. (сморчок)
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются. (лисички)
Правила составлены, грибы мы вспомнили, теперь пора их собирать.
Подвижная игра «Собери гриб» (детям одевают маски грибов, остальные встают в круг. Водящий бегает и старается осалить (поймать) как можно больше грибов).Грибы крепят на плоскую корзинку (в прорези).
В: Пока мы с вами собирали грибы, на поляну вышла девушка. Вы ее узнали.
Д: Это дымковская барышня.
В: Только почему-то она грустная?
Д: Нет подружек у нее.
В: Как это исправить? (Нарисовать).
Продуктивная деятельность детей.
Дети подходят к столам, на которых стоят тарелочки с гуашью, лежат влажные салфетки и силуэты барышень. Они берут себе «подружку» и обмакивая палец в гуашь рисуют полоски и кружочки на ее юбке. Затем подходят к доске, и крепят магнитом.
В: В хороводе мы пойдем,
Песню дружно запоем!
Звучит хороводная песня «На горе-то калина…» (дети выполняют движения согласно тексту).
В: Но пришла пора с лесом прощаться, в детский садик возвращаться. Садимся в наш автобус.
Лес остался позади
Детский садик впереди
Мы шагаем по дорожке
И грибы несем в лукошке.
Релаксация.
В: Вот и закончилась наша с вами поездка в Бузулукский бор за грибами. Теперь мы можем многое рассказать и бабушке Наташи не стыдно грибы показать. А вы что нового узнали?
Д: Узнали, что грибница живет 100 лет; что нельзя уничтожать мухомор – это лекарство для животных; лес и грибы – друзья, можем отличить съедобные грибы от несъедобных.
Используемая литература:
Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы)
/ Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Николаева, С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.