Валентина Буянтуева
Конспект ООД «Что мы знаем про тело человека?» для детей старшего дошкольного возраста
Автор Буянтуева В. Б.
Цель: Обогащение знаний детей о частях тела человека.
Задачи:
1. расширить знания детей о частях тела человека и их функциях;
2. учить определять заданный звук в слове;
3. совершенствовать умение согласовывать числительное с существительным; 4. закрепить навыки работы с интерактивной доской;
5. активизировать глагольный словарь;
6. совершенствовать связную речь через описания картины и пересказ;
7. упражнять в подборе антонимов;
8. продолжать развивать слуховое восприятие, логическое мышление, произвольное внимание и память;
Публикация «Конспект ООД „Что мы знаем про тело человека?“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
9. воспитывать у детей культуру поведения.
Словарная работа: выражение «не совать свой нос, куда не надо»
Методы и приёмы. Игровые (дидактические игры, наглядные (ИКТ - показ картинок, иллюстрации, куклы, словесные (рассказ, объяснения, чтение, вопросы, практические (игровые действия, рисование).
Демонстрационный материал. Интерактивная доска, презентация, кукла, сумка, мяч, волшебная палочка.
Раздаточный материал. Смайлики по количеству детей с недорисованной частью лица, карандаши.
Предварительная работа. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок по теме, чтение стихотворения Р. Коренек «Мишка».
Индивидуальная работа. Настольная игра «Собери человечка и назови».
Последующая работа. Тематические викторины, дидактические игры, сочинение сказок про части тела.
Ход занятия
1. На интерактивной доске тема ООД (Слайд)
Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, поприветствуем их
(Да)
Приветствие «Доброе утро»
Доброе утро улыбчивым лицам! (руки вперёд и вверх)
Доброе утро солнцу и птицам! (правой рукой и затем левой вверх и в сторону)
Пусть каждый становится добрым, доверчивым, (руки вперёд и вверх)
Пусть доброе утро продлится до вечера! (правой рукой и затем левой вверх и в сторону)
Д\и. «Кто назвал, тот и сел». Сядет тот, кто назовёт часть тела, не повторять ответы товарищей, будьте внимательны (голова, рука, нога, туловище, глаз, нос, рот, ухо, лоб, подбородок, щека, волосы, шея, грудь, спина, живот, локоть, колено, пятка, носок, попа). Дети называют по одному части тела и садятся на стулья.
Ребята, вы уже, наверное, догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (о частях тела человека). (Слайд - тело человека)
Д\и. «Ловушка»
Дети, поиграем в игру «Ловушка»? (Да). Попробуйте поймать звук «З», для этого открыли свои ловушки (показываю, сомкните ладони перед собой и разведите в стороны, слушаем внимательно, как услышите в слове звук «З» нужно закрыть ловушку, т. е. хлопнуть в ладоши.
Рот, глаза, нос, язык, уши, зубы, затылок - все поймали звук «з». А теперь пропоём этот звук все вместе, не громко, чётко «з-з-з», чувствуете как воздух выдувается, языку щекотно? (Да). У всех получается чётко.
Приглашаю детей в круг, беру в руки мяч, предлагаю детям поиграть в
игру «Скажи сколько»? Отвечаем на вопрос полным ответом.
Сколько у тебя глаз? У меня …
(рук, ног, языков, ушей, носов, лбов, рук, животов, коленей, спин, подбородков, носочков, пяточек, шей, попок, ртов, затылков, ступней, плеч, ладоней)
Каждый правильно ответил на мой вопрос, спасибо. Спокойно проходим и садимся на стульчики.
Беру сумку, показываю детям. Ребята, посмотрите какая у меня красивая сумка, не правда ли? (Да). Что в ней, вы узнаете отгадав мою загадку.
Что всё это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь - будет спать.
День и два, и даже пять? (Кукла)
К нам в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. (Кукла здоровается с детьми, затем усаживаю еёна видном месте). Что за помощники вы узнаете, если отгадаете! Слушайте внимательно!
1. Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле … (ножки).
Приглашаю ребёнка, который отгадал загадку подойти к интерактивной доске и открыть следующий слайд на интерактивной доске, картинку с отгадкой.
2. Оля ягодки берёт
По две, по три штучки,
А для этого нужны
Нашей Оле… (ручки).
3. Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Оле … (ушки).
4. Оля ядрышки грызёт,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Оле … (зубки).
5. Оля смотрит на кота,
На картинке в сказке.
А для этого нужны
Нашей Оле … (глазки).
Вот какие у Оли помощники. У нас с вами есть такие помощники? (Да, конечно).
Д\и. «Что для чего»?
Ребята, вспомним и расскажем Оле, что нам помогают делать наши помощники. Напоминаю, отвечать полным ответом, не повторяясь. (Слайды с картинками, какие функции выполняет названная часть тела, открываю после ответа детей).
Руки – (трогать, держать, мыть, гладить, лепить, рисовать, конструировать, строгать, показывать, придерживать,);
Ноги – (стоять, ходить, бегать, прыгать, катать, пинать,);
Глаза – (видеть, рассматривать, моргать, плакать,);
Уши – (слышать, слушать, прислушиваться,);
Нос – (дышать, нюхать,);
Рот – (говорить, петь, улыбаться, кушать, пить,);
Как здорово, ребята, что у нас у всех есть такие замечательные, очень нам необходимые помощники!
(Беру книгу, сейчас я вам прочитаю рассказ, который называется «Про нос и язык». Автор рассказа писатель Евгений Пермяк. Сели удобно, спины выпрямили, внимательно слушаем (читаю рассказ).
(Задаю вопросы детям).
1. О чём этот рассказ?
2. Чего у Кати было по два?
3. Чего у Кати было по одному?
4. О чём спросила Катя у бабушки?
5. Что бабушка ответила на Катин вопрос?
6. Как вы понимаете слово «болтала»?
7. Как вы понимаете выражение «не совать свой нос, куда не надо»? (Обьясняю, уточняю) Не влезать в чужие разговоры; не перебивать когда разговаривают взрослые; не мешать людям, когда они заняты.
(Предлагаю ребятам немного отдохнуть).
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять! (шагаем на месте)
Все умеем мы считать! (хлопаем в ладоши)
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)
Руки за спину положим, (руки за спину)
Голову поднимем выше (подняли головы)
И легко – легко подышим (глубокий вдох – выдох) Повторить
(На слайде показываю картинку к рассказу «Про нос и язык», где бабушка сидит на стуле и читает внучке). Художник нарисовал иллюстрацию. Кого вы на ней узнали? Кто изображён на ней? (Дети рассматривают иллюстрацию и рассказывают, что они видят).
Ребята, вы правильно поняли, что эта иллюстрация посвящена нашему рассказу. Я вам ещё раз прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте, чтобы смогли пересказать его. (Повторно читаю рассказ).
Кто желает первым пересказать? Эта иллюстрация будет вашим помощником. (пересказ ребёнка). Благодарим тебя за смелость. А сейчас, я попрошу выйти (называю имя ребёнка, с хорошей памятью, но робкий, или заскучавший, или) выходи к доске, ты тоже смелый (пересказ ребёнка, при необходимости оказываю помощь). Как необычно (как весёло) ты пересказал. А сейчас (называю имена двоих детей) покажут как вдвоём можно дружно пересказать (один начинает, второй продолжает). Спасибо, нам интересно было вас слушать. Пересказ (имя ребёнка) получился (акцентирую) длинный, а у (имя ребёнка) (акцентирую) короткий. Ребята, скажите, пожалуйста, чем отличаются эти два слова? (означают всё наоборот). Да, правильно заметили. Это слова противоположные по смыслу, их называют антонимы, вспомнили, мы много раз упражнялись с вами, я предлагаю ещё раз поиграть в игру «Скажи наоборот». Встали в круг, дети передают друг другу волшебную палочку - помощницу, у кого она в руках, тот называет слово – антоним в ответ на предложенный вариант:
1. У Вани большой мяч, а у Тани …
2. Коля высокий, а Петя …
3. Элина весёлая, а Надя …
4. Папа идет, а сын …
5. Мама разговаривает, а дочка …
6. Тоня весёлая, а Ира …
7. Вера плачет, а Галя …
8. Толя сильный, а Федя …
9. Ручей узкий, а река …
10. Железо тонет, а дерево …
11. Куст низкий, а дерево …
12. Зима холодная, а лето …
13. Золушка добрая, а мачеха …
14. Лошадь быстрая, а черепаха …
15. Днем светло, а ночью …
16. Снег белый, а сажа …
17. Камень тяжелый, а пушинка …
18. Дедушка старый, а внук …
19. Суп горячий, а компот …
20. Лев смелый, а заяц …
21. Посмотри налево, а затем …
Замечательно, каждый постарался дать быстро и правильно ответ, приятно было наблюдать как вы переживали и помогали друг другу. Проходим, пожалуйста, на свои места.
Д\и «Что забыл нарисовать художник»? (Раздаю детям листочки, на которых нарисовано лицо мальчика с недостающими частями).
Художник рисовал смайлики детей, но к нему неожиданно пришли гости и он не успел дорисовать. Давайте поможем художнику, сначала рассмотрите и ответьте, что не успел художник дорисовать. (Опрашиваю тех детей, которые испытывают затруднения отвечать полным ответом, подбадриваю их, при необходимости оказываю помощь «Художник не дорисовал на портрете нос, я дорисую мальчику нос»). (После ответов 5 детей) Достаточно, ребята, вы все внимательны, думаю, что быстро дорисуете недостающую часть лица и прошу показывать нашим гостям (присутствующим на занятии и кукле Оле). Молодцы, художник очень рад, благодарит вас за помощь.
3. Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Кто сегодня проявил себя умником? Почему ты так считаешь? Что на ваш взгляд было интересным? (Беру в руки куклу Олю, от её имени) «Ребята, вы быстро раскрыли секреты моих помощников, и ваши помощники вам здорово помогли справиться со всеми заданиями. Мне интересно и приятно было, вы много знаете, умеете, дружные и воспитанные. До свидания!». И мы попрощаемся с гостями (до свидания). Ребята, уберите карандаши на место, спасибо вам за сотрудничество.