Симонова Тамара Васильевна
Конспект образовательной ситуации на основе системно-деятельностного подхода «Поможем солнышку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации на основе системно-деятельностного подхода «Ранняя весна»
Тип образовательной ситуации : проблемно-игровая
Образовательные области : познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: средняя группа.
Тема: «Ранняя весна».
Цель: Закрепить знания детей о смене времен года, о признаках ранней весны.
Публикация «Конспект образовательной ситуации на основе системно-деятельностного подхода „Поможем солнышку“» размещена в разделах
Задачи: - Уточнить, обобщить и систематизировать представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе, расширить знания детей по теме «Ранняя весна» через игровые обучающие ситуации. Учить детей выявлять зависимость изменений в природе от смены времен года. Мотивировать детей на продуктивную деятельность.
- Развивать лексико-грамматические основы речи; мелкую моторику пальцев рук; умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить понятия: вверху, внизу, справа, слева.
-Развивать двигательные навыки, умение выполнять точные и четкие движения; формировать умение детей выслушивать друг друга, не перебивая; формировать дружеские отношения в детском коллективе;
-Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование: Желтый круг, лучики 8 штук, демонстрационный материал: картинки для фланелеграфа с изображением зимы и весны (крупные, мелкие картинки с изображением примет зимы и весны; стенды из фланелеграфа (рабочее поле) – 3 штуки; физкультурные модули, картинки для фланелеграфа перелетные и зимующие птицы; макет «Кормушка», макет «Скворечник»; счетные палочки (по 8 штук на каждого ребенка, круги желтого цвета; бумажные кораблики и желтые фломастеры (на каждого ребенка); мнемотаблица «Весна».
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Цель: Мотивировать детей на включение в деятельность.
Дети заходят в группу. Воспитатель держит в руках желтый круг (солнышко).
Восп. – Здравствуйте, дети.
Мне очень нужна ваша помощь. Представляете, сегодня утром ко мне в окно заглянуло солнышко, оно было такое печальное. Оказывается, его зима заколдовала и забрала у него все солнечные лучики. А как вы думаете, без теплых солнечных лучей сможет солнце согреть землю и растопить снег? (Нет). Так что, тогда и весна не вступит в свои права? Вот беда.
Потеряло солнышко яркие лучи.
Где же эти лучики солнышку найти?
-Ой, сорока к нам летит,
Что-то детям говорит.
Восп. : (Обыграть с сорокой). Сорока говорит, чтобы лучики нам найти, нужно разные задания выполнить. Справимся? (Да). Тогда собираемся в дорогу. (Прикрепляю солнышко на фланелеграф).
-Солнышко мы здесь поместим и все найденные лучики вокруг него будем размещать.
2. Актуализация знаний
Цель: Учить детей выявлять зависимость изменений в природе от смены времен года.
-А в лесу сейчас еще холодно, много снега! Что же нам сделать, чтобы не замерзнуть? (тепло одеться). Правильно. Что сначала надеваем? (Игра «Одеваемся на прогулку». Собрались? Тогда отправляемся в путь!
Дорога будет не простая: впереди большие сугробы. Идти надо осторожно, чтобы не упасть. Чтобы в лесу не потеряться, надо идти всем вместе, друг от друга не убегать. Вот они, сугробы! Я сейчас первая пройду, проверю, а потом вам помогу. (прохожу по физкультурному модулю, руки в стороны) – Смотрите, как я аккуратно иду, чтобы не упасть, и вы будьте осторожны. Сможете? (да).-
-Готовы? Тогда идем!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым,
Поднимай повыше ногу,
Покажи другим дорогу.
Вот мы шли, шли, шли,
И в лесок пришли!
(Дети идут друг за другом по физкультурному модулю).
-Хорошо в лесу! Воздух свежий! Закройте глаза и вдохните в себя свежий воздух. Дышим носом медленно, глубоко, не торопитесь. Молодцы. Открывайте глаза.
-А вот и первое задание (Подходим к фланелеграфу)
Восп. : В народе говорят: «Зима с весной встречаются». Что это означает? (На смену зиме приходит весна). Посмотрите, перед вам две картинки. (Показываю на левую картинку) – Какое время года на ней изображено? (Зима). Почему вы решили, что это зима? Назовите признаки зимы? (Много снега, деревья в снегу, дети тепло одеты, катаются на санках, лепят снеговиков). Правильно.
(Показываю на правую картинку) -А какое время года на этой картинке? (Весна) Почему вы так решили? Назовите признаки весны (Солнце пригревает, снег тает, появляются лужи и побежали ручейки, сосульки свисают с крыш, прилетают птицы). Молодцы. Все правильно назвали.
Зима и правда не хочет уходить. Посмотрите, что она натворила: (на столе перепутала все картинки с изображением признаков зимы и весны). Нужно по очереди подойти к столу, взять любую картинку, сказать, что на ней изображено и разместить рядом с зимой или весной. (Дети выполняют задание).
-Все сделали правильно и мы получаем первые лучики солнца! (прикрепляю на макете «солнце») Мало еще лучиков, не растопит солнышко снежные сугробы.
-Идем дальше? От меня не отходите, можно заблудиться. А в лесу дорога непростая, все кочки да кочки. Нужно идти осторожно, чтобы с кочек в подтаявшую воду не упасть. (Дети идут по кочкам-модулям). Вот и вышли мы на полянку! Устали? Присаживайтесь на пенечки. (Дети садятся на стульчики)
-Давайте отдохнем, поговорим. Чтобы помочь солнышку, нужно по очереди рассказать, какое оно? (Обращаю внимание детей на макет «солнце). (Желтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, веселое, лучистое, румяное).
-Какие красивые слова вы знаете про солнышко! Вот вам еще лучики! (Прикрепляю их на макет «солнце»).
-Отдохнули? Идем дальше. Осторожно, проходим над пропастью, не оступитесь. Внизу течет очень быстрая река! Идем аккуратно, руки в стороны для равновесия. Все прошли? А теперь давайте немножко освежимся. Делайте вместе со мной:
- Наклонились, берите в ладошки чистую и прохладную воду, поднимите руки вверх и осторожно выливайте воду между пальцами. Как вода течет? С-с-с-с-с. (Повторить два раза).
Освежились? Садитесь на пенечки.
Вот и следующее задание: Признаки весны назвали, про солнышко все рассказали, а про главных вестников весны-то забыли! Как вы думаете, кто это? (Перелетные птицы)
-А почему их называют перелетными? Куда это они перелетают? (Осенью они улетают в теплые края, чтобы не замерзнуть). Правильно. А как называются птицы, которые никуда зимой не улетают и с нами остаются? (Зимующие) Назовите, какие птицы с нами зимовали? (Воробьи, снегири, синички, сороки, вороны). Им, наверное, трудно было зимой? Вы им помогали? Как? (Подкармливали зернышками, семечками, пшеном). А куда корм насыпали? (В кормушки). Какие вы молодцы! Не бросили птичек в трудное время.
(Выставляю на фланелеграфе макет кормушки). – Да, зимой птиц в кормушках мы подкармливаем, а перелетным птицам какие домики весной делаем? (Скворечники). (Выставляю рядом макет скворечника, внизу под макетами в произвольном порядке размещены зимующие и перелетные птицы)
-Сколько много птиц к нам прилетело! Нужно по очереди брать любую птицу, назвать ее и разместить зимующую рядом с кормушкой, а перелетную – рядом со скворечником (Дети выполняют задание)
-Посмотрите внимательно, всех ли птиц вы правильно разместили? Не ошиблись? Молодцы, ребята. За это вам еще солнечные лучики! (Размещаю на макет «солнце».
3. Открытие нового знания
Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить понятия: вверху, внизу, справа, слева.
- Посмотрела я на ручеек и вспомнила, как в детстве мы пускали вот по таким ручейкам бумажные кораблики! Я хочу каждому из вас подарить по кораблику (показываю детям бумажные кораблики). Только смотрите, они все одинаковые и я боюсь, в ручейке они перепутаются. Нужно что-то сделать. Предлагаю вам всем немножко потрудиться.
-(Обращаю внимание детей на макет «солнце») : Посмотрите, осталось совсем немножко лучиков найти и наше солнышко снова засияет! Садитесь за столы. Перед вами лежат бумажные кораблики и счетные палочки. Предлагаю вам на выбор выложить солнышко или нарисовать солнышко на кораблике. Из каких деталей будем выкладывать солнышко? (из желтого круга и счетных палочек). Показываю алгоритм работы:
-В центр листа кладем желтый кружок, затем кладем палочку над кругом, потом под кругом, далее одну палочку справа от круга и одну палочку слева от круга. Остальные палочки располагаете между выложенными лучиками. (сопровождаю показом). Точно так же надо нарисовать солнышко на кораблике (Показываю).
4. Включение нового знания в систему знаний детей
Цель: Закрепить полученные знания на практике.
(Дети выполняют задание, слежу за правильной последовательностью выполнения). Все справились? Молодцы! Возьмите свои кораблики и пустите их по ручейку! Пусть себе плывут! А вы получайте еще лучики!
Засияло наше солнышко, стало тепло, снег начал таять и с крыш закапала… (капель) Давайте поиграем. (Пальчиковая игра «Капель»)
Растопило солнце снег, появились лужи, как же нам домой прийти и ног не замочить? Можно наступать на лужи? (Нет). Почему? (Ноги промокнут и можно заболеть). Правильно, через лужи нужно перешагивать. (Дети перешагивают через лужи, подходят к макету «солнце»)
5. Осмысление ситуации
Цель: Закрепить полученные знания, побуждать детей анализировать ситуацию, делать выводы.
Вот вы и помогли мне собрать все лучики для солнышка! Вы очень хорошее и доброе дело сделали! Спасибо вам за помощь! (Выставляю рядом с макетом мнемотаблицу «Весна»). Вы не только солнышку помогли, но и все признаки весны вспомнили. Давайте их еще раз назовем. Что происходит весной? (Солнце на небе высоко, стало теплее, снег тает, капает капель, прилетели перелетные птицы).
Вам понравилось мне помогать? (Да) А что вам больше всего сегодня понравилось? (Ответы детей) Спасибо вам огромное!