Попова Татьяна Владимировна
Конспект образовательной деятельности «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности (занятие)
ОО «Речевое развитие»
Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблоко, яблоня. Сказки, стихи, детская литература
- Темочки
Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе
Ход занятия
1. Организационный этап:
- Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Правильно, это яблоки.
Давайте вместе рассмотрим яблоки:
Какие яблоки по внешнему виду? (красивые, разного цвета)
По размеру? (Большие, маленькие)
По запаху? (ароматные)
По вкусу? (вкусные, сладкие)
Ребята, сегодня я прочитаю вам рассказ, написал его отечественный писатель Василий Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет»
2. Основной этап:
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.
А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.
Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.
Объяснение фразеологических оборотов «Обьяснялки»
не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался
когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)
не мог одолеть – не мог победить, побороть
когда так говорят? (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)
собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать
когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)
дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)
Физминутка:
Вот так яблоко!
(Встали)
Оно
(Руки в стороны)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс)
Руку протяните,
(Протянули руки вперед)
Яблоко сорвите.
(Руки вверх)
Стал ветер веточку качать,
(Качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать.
(Подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну
(Подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву!
(Хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко!
(Встали)
Оно
(Руки в стороны)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс)
Воспитатель повторно читает рассказ детям.
Проводит беседу по вопросам:
Как звали дедушку, внука? (Корней, Миша)
Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)
Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)
Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра)
Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился)
Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?
Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)
Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет)
- Ребята,я думаю, если мы составим план рассказа, то и пересказывать нам будет легче.
- Вспомните, с чего начинается рассказ? Как можно кратко назвать эту часть рассказа?» Я вам помогу. Вот смотрите как я подобрала картинки к 1 части рассказа. Правильно, молодцы «В саду у дедушки Корнея».
А что же увидел Миша в саду? Как развивалось дальше действие?
Как назвать вторую часть рассказа? Посмотрите, следующая картинка вам подскажет - «О чем мечтал Миша»»
Почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало? Третья картинка.
«Миша победил лень»»
Получил мальчик заветное яблоко? Как это яблоко описал писатель Сухомлинский? Скажите, а когда это яблоко стало не белым, а розовым? (Когда взошла утренняя звезда.)
Итак, план у нас составлен. Сейчас я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили».
3. Заключительный этап:
Ребята, мне очень понравилось, как вы точно и подробно пересказали эту замечательную историю.
Если вам все понравилось, все сегодня получалось, то выберите красное яблоко, а если были небольшие трудности – выберите желтое яблоко, ну а если вам ничего не понравилось и ничего не удалось – выберите зеленое яблоко.