Инна Балаба
Конспект образовательной деятельности «Этот удивительный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Ромашка» г. Светлограда Петровского муниципального района
Конспект образовательной деятельности
для детей старшей группы
на тему «Этот удивительный песок»
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Подготовила:
воспитатель МКДОУ
ДС №4 «Ромашка»
И. В. Балаба
16.09.2014г.
г. Светлоград
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Этот удивительный песок“» размещена в разделах
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие» :
Образовательные :
- систематизировать знания детей о песке и его свойствах посредством исследовательской деятельности;
- формирование умения осуществлять осознанную деятельность - дать элементарные представления о свойствах разных видах песка (сахарного и строительного).
Развивающие:
- развивать мелкую моторику, умение рассуждать;
-сравнивать результаты опытов и экспериментов, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
-умение соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Задачи ОО в интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие» : формировать умение вести диалог с педагогом; взаимодействовать со сверстниками, развивать мышление, развивать интеллектуальные способности, эмоциональную составляющую;
«Речевое развитие» : формировать умение самостоятельно формулировать свое высказывание, четко проговаривать слова во время физминутки, активизация словаря: по теме «Свойства песка» : сыпучий, растворимый.
«Физическое развитие» : формировать умение следить за посадкой за столом, развивать крупную и мелкую моторику рук при выполнении заданий, активность детей в двигательной деятельности.
Предпосылки учебной деятельности : активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками; владеет связной речью как средством общения, самостоятельно проводит опыты и эксперименты, решает логические задачи, поет песню, четко произносит при этом слова, выполняет движения под музыку.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности : аудиозаписи песен «Каракум» и звуков дождя; физическая карта мира ; презентация с фотографиями пустыни, ее обитателей и пляжей с разноцветным песком; магнитный мольберт; пульвелизатор, ведро со строительным песком ;сахарный песок; вода; салфетки; картон; клей ПВА; пластиковая бутылка с отрезанным дном; кусок паралона, лупы и тарелки (по одной на каждого ребенка).пластиковые стаканы (по одному на каждого ребенка,баночки (по две на каждого ребенка).магнитофон с пультом.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением пустыни и ее обитателей; беседа по теме: «свойства песка»; игры в песочнице с сухим и мокрым песком.
Содержание ОД Образовательная
область (вид детской деятельности) Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребёнка Формы
работы Образовате
льные цели и задачи Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей)
I. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
1. Мотивация
Воспитатель: У нас сегодня необычный гость-это джинн Он прибыл к нам из далеких краев. Вы помните сказки про джиннов? (ответы детей).
Джинн: Здравствуйте, о ребята! Я джинн-житель пустыни. Во время путешествия ветер порвал мой ковер-самолет, мне пришлось сделать вынужденную посадку.
Воспитатель: Добро, пожаловать!
Джинн: Как у вас интересно! А куда я попал? (ответы детей) А что вы делаете? (ответы детей)
Воспитатель: У нас здесь лаборатория. Мы изучаем свойства веществ.
Джинн: А у меня с собой как раз волшебный мешочек с одним веществом. Я загадаю загадку, а вы угадаете, что у меня в мешочке
Он желтый и сыпучий
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И с ним весело играть. (Песок)
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
(коммуникативно – игровая деятельность) Слово
видеоанимационная запись Ситуативный разговор Вовлекать детей в разговор, формировать умение вести диалог с педагогом, развивать сопереживание, отзывчивость, формировать готовность детей к совместной деятельности, активизация словаря по теме «Песок» Активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, владеет связной речью, участвует в совместной деятельности, умеет быть отзывчивым, доводить начатое дело до логического завершения
II. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Джинн: О, мудрейшие из мудрейших! Вы отгадали мою загадку! давайте теперь исследовать песок (насыпает песок в стаканчики детям)
1. Исследование песка:
Воспитатель: Для начала возьмите стаканчик и медленно пересыпайте песок из него в тарелку. только обязательно надо помнить о мерах безопасности.
-на песок нельзя дуть
-нельзя подносить его к лицу
-после работы с песком надо вымыть руки
(дети пересыпают песок)
Воспитатель: Если песок сыплется, то он какой (сыпучий)
Песок-сыпучее вещество.
Познавательное развитие
Речевое развитие
(коммуникативно-игровая деятельность) Слово,
стаканчики,тарелки. Игровая деятельность Развивать логическое мышление, умение ;исследование предмета Активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками; владеет связной речью как средством общения,
Умеет исследовать предмет
Воспитатель: А теперь возьмите лупы и внимательно рассмотрите песчинки. Какого они цвета (темные и светлые)
А по размеру они одинаковые (не одинаковые, есть крупные и мелкие)
Познавательное развитие
Речевое развитие
(Продуктивно-игровая деятельность) Лупы, видеоанимационная запись Конструирование Учить проводить опыты и эксперименты Активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, решает логические задачи
Воспитатель: Давайте понюхаем песок, только из далека (он не пахнет).
Значит, сухой песок не имеет запаха.
Воспитатель: Теперь нарисуем для джинна веселый смайлик (дети рисуют на песке в тарелках)
Джинн: Какие молодцы! А я могу сделать так, что ваши рисунки исчезнут (трясет тарелки, рисунки исчезают).
Воспитатель: Почему рисунки исчезли? (песок движется, поэтому рисунок исчез)
Джинн: А я могу сделать так, чтоб рисунки не исчезали? (брызгает из пульвелизатора песок в тарелках)
Нарисуйте смайлики снова! Джинн,попробуй еще раз! Получается? (джинн трясет тарелками рисунок не исчезает
Джинн: О, умнейшие из умнейших, вы меня удивили!
Воспитатель: Дети, вы видите: если песок мокрый, то рисунки на нем сохраняются. Знаете ли вы откуда на земле песок (ответы детей)
Вода долгими тысячелетиями перекатывает камни в реках, морях и океанах. Камни ударяются друг о друга, разрушаются и получается песок. Или представьте горы. Там дует ветер, идет дождь, бывает мороз. И это все разрушает горы. И тоже образуется песок. Песок бывает разного цвета: желтый. белый, черный, розовый и даже красный. (показываю фото с презентации)Песок используется в строительстве домов. А еще из песка делают стекло. Когда-то давным-давно путешественники развели в пустыне костер, а на утро обнаружили на кострище куски стекла. После этого с помощью огня и песка люди стали изготавливать стекло. Познавательное развитие
Речевое развитие
(коммуникативно-игровая деятельность) Слово, видеоанимационная картинка, пульвелизатор с водой Игровая деятетьность,
беседа,
ситуативный разговор формировать умение самостоятельно исследовать предмет.
Активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками; владеет связной речью как средством общения,
2. Физминутка.
(Звучит аудио-запись дождя)
Воспитатель: кажется дождь собирается, но мы дождя не боимся! (дети выходят из-за столов)
Капля раз, капля два
(Ловят капли)
Очень медленно сперва
(прыжки на месте)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
(Бег на месте)
Мы зонты свои раскроем
(Руки в стороны)
От дождя себя укроем.
(смыкаем руки над головой, дети снова садятся за свои столы).
Воспитатель: Вот и прошел дождик. Что остается на земле после дождя? (Лужи)
Джинн: А у нас в пустыне никогда не бывает луж.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так происходит? Художественно-эстети
ческое развитие, физическое развитие (двигательно-музыкаль
ная деятель
ность) Слово, аудиозапись звуков дождя, действие аудиозапись, подвижная игра Упражнять в четком проговаривании слов во время звучания музыки-дождя, активность детей в двигательной деятельности Владеет связной речью, четко произносит слова, выполняет движения под музыку
3. Опыт «Песок пропускает воду»
Джинн: Сейчас мы это узнаем. Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем, вложим в горлышко кусочек губки или паралона, насыпем песок. А теперь нальем в бутылку воду. Что происходит? (вода выливается, остается мокрый песок)
Воспитатель: Так почему в пустыне нет луж (потому что песок хорошо пропускает воду)
Джинн: Да, в пустыне не бывает луж, и почти нет воды. Поэтому там мало растений. Но в пустыне так красиво! (показываю фото с презентации). Давайте посмотрим на карту. Пустыня обозначается желтым цветом. Посмотрите, какие огромные пространства занимают пустыни. Там водятся животные, которые могут жить долго без воды: змеи и ящерицы, верблюды и разные насекомые (показываю фото с презентации).
Я люблю пустыню, сейчас я научу вас изображать пустынный пейзаж. Вместо красок мы возьмем песок и клей. На фотографиях вы видели. что в пустыне тоже есть горы-барханы из песка. С помощью клея мы изобразим горы, а сверху посыплем песком (наносит на картон клей волнообразными движениями и сверху посыпаем песком, стряхиваем лишний песок и показываем изображение).
Вот такая картина получилась! Нравится вам? А теперь сами попробуйте сделать такую же картину (дети выполняют работу)
Воспитатель: Джинн, спасибо, что научил нас изображать пустыню. А мы тебе сейчас покажем такой песок, которого в пустыне нет. (показываю сахарный песок).
Дети, как этот песок называется? (сахарный).
Сахарный песок назвали так потому, что он похож на песок обыкновенный. Правда, джинн? Но этот песок съедобный. Попробуй!
Джинн: (пробует). Он сладкий! Хотел бы я, чтоб все барханы превратились в сахарные!
Воспитатель: только тогда они исчезнут, как только на них попадет вода.
Джинн: Как это?
Воспитатель: Сейчас мы тебе покажем Познавательное развитие
Речевое развитие
(Самостоятельная, коммуникативно-игровая деятельность) Пластиковая бутылка, паралон, песок, вода,
физическая
карта, картон,клей Ситуативный разговор, работа с песком Формировать умение правильно проводить опыт, умение самостоятельно форму
лировать свое выска
зывание, формировать умение следить за посадкой за столом, развиватьмелкую моторику рук при выполнении заданий. Активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками; владеет связной речью как средством общения, решает логические задачи.
4. Опыт: «Растворимость веществ»
Воспитатель: Для проведения опыта вам понадобятся две баночки с водой. В одну положим обычный песок и размешаем, во вторую сахарный и тоже размешаем. (дети выполняют задание)
Куда исчез сахарный песок? Что произошло с обычным песком (сахарный растворился,а обычный нет).
Да, сахарный песок растворяется в воде. Мы все это знаем, потому что каждый день кладем его в чай. А еще с сахарным песком можно сделать очень вкусные сладости. И сейчас я вас ими угощу. Спасибо, джинн что побывал у нас в гостях. Познавательное развитие
Речевое развитие
(Коммуникативно-игровая деятельность) Баночки с водой. песок (сахарный и строительный) Беседа Закрепить умение проводить опыты, формулировать свое высказывание, формировать умение следить за осанкой, развивать мелкую моторику рук Решает логические задачи
III. Заключительная часть
1. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, я думаю вам очень понравилось знакомство с джинном.
Мы много нового узнали о свойствах песка.
Где нам может пригодиться в жизни обычный песок? А сахарный?
Может кто-то из вас когда вырастет отправится в путешествие и своими глазами увидит настоящую пустыню слово Беседа Формировать умение вести диалог с педагогом и сверстниками Активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками; владеет связной речью как средством общения,