Абдюкаева Зульфия
Конспект образовательной деятельности «Воздух-невидимка»
▼ Скачать +Заказ
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей Познавательно-исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Воздух- невидимка»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Наглядный (показ способов действий, словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение, игровой (сюрпризный момент, практический (экспериментирование).
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
3. Интеграция образовательных областей Речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие
4. Возрастная группа: Старшая группа
5. Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
6. Задачи:
6.1 Закрепить ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
6.2 развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
6.3 воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
7. Планируемые результаты:
7.1 Развиты исследовательские способности, обладает некоторыми способами обнаружения воздуха.
7.2 Проявляет любознательность, потребность к познанию, умеет планировать свою деятельность.
7.3 Испытывает потребность к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки. Салфетки бумажные, контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, чтение стихов о ветре.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся! (Дети действуют в соответствии с текстом).
Воспитатель:
- Ребята послушайте загадку и отгадайте её :
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это (воздух)
Воспитатель: Правильно, это воздух.
1.2 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, хотите узнать, что такое воздух?
1.3 Мотивация деятельности детей
Чтобы это узнать я предлагаю вам отправиться в лабораторию.
Воспитатель: Закрываем глаза, хлопнем 5 раз и наша группа превратиться в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.
Дети считают до 5.
Вот мы с вами в лаборатории.
II. Основная часть:
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Ребята, для чего мы сюда пришли, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Лаборатория чудес начинает работу
- А кто знает, что такое лаборатория?
Дети: ответы детей
(Это помещение где проводят опыты)
Воспитатель: А теперь вспомним как нужно вести себя в лаборатории?
Дети: Не мешать друг другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.
Воспитатель: В лаборатории все должно быть чисто, поэтому мы все наденем наши фартуки.
Дыхательная гимнастика
(Дети встают около стульчиков)
Мы вдохнули глубоко
Дышим мы легко-легко (медленный вдох и выдох)
Подыши одной ноздрей
Подыши другой ноздрей
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель: Как вы думаете, что мы с вами вдохнули?
Дети: воздух
Воспитатель: А кто-нибудь видел воздух?
Посмотрите вверх, вниз налево, направо.
Вы видите воздух?
Дети: нет
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Невидимый
Давайте проведем 1 опыт, чтобы увидеть воздух, его надо поймать.
Хотите научиться ловить воздух?
Дети: Да
Игра «Поймай воздух»
Воспитатель: Ну, что ребята получилось поймать воздух?
Дети: нет
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: невидимый, прозрачный, бесцветный. Вот какой он загадочный.
Без него мы жить не можем, но и увидеть не можем.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета.
Ответьте на вопросы:
- Что внутри пакета? (воздух)
- На что похож пакет? (на подушку, шар)
Он изменил свою форму?
Каким он стал? (надутым, полным)
- Воздух занял все место в пакете, мы его заперли в пакет. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
- Давайте сделаем вывод (обращение к детям) : воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать и закрыть. Его надо запереть в пакете. И мы смогли это сделать!
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где еще люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)
Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.
Опыт № 2: Плавающие предметы.
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.
Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.
Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
Воспитатель: Итак, ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.
- Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)
Давайте проверим?
Опыт № 3: Пузырьки в стакане.
Воспитатель: Ребята мы с вами поймали воздух в пакет, а сейчас я вам предлагаю узнать, есть ли воздух внутри нас?
Пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные)
Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.
Игра с мыльными пузырями.
Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)
- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)
Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.
Воздух который внутри мыльного пузыря он легкий и поэтому он поднимается на верх и летит.
Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.
- Ребята, а как воздух попадает внутрь человека (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)
- Давайте проверим ваши предположения.
Опыт № 4: Движение бабочки.
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки ниточку с бабочкой, и подуем на бабочку, чтобы она полетела. Что происходит?
Вывод: наша бабочка полетела благодаря воздуху, которая внутри нас.
- Что происходит с бабочкой (Она движется, шевелится, качается)
- На что похожа бабочка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)
Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Да или нет»
Я буду говорить утверждения, а вы, если согласны со мной, отвечаете «Да» или «Нет»
1) Воздух окружает нас со всех сторон? (да)
2) Воздух красного цвета? (нет)
3) Воздух прозрачный? (да)
4) Воздух находиться внутри нас? (да)
5) Чистый воздух имеет запах? (нет)
6) Человек может жить без воздуха? (нет)
7) Ветер-движение воздуха? (да)
8) Воздух можно увидеть (нет)
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель : Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
- Вам понравилось быть молодыми учеными? (Ответы детей)
Воспитатель: Закрываем глаза, хлопнем 5 раз и мы с вами вернемся в нашу группу.
Дети считают до 5.
Вот мы с вами в нашей группе.
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Использование на занятиях по художественно-эстетическому развиию Ребята, а вы знаете, что можно рисовать воздухом. (Ответы детей)
Тогда я вам предлагаю порисовать воздухом. Сделаем кляксу. в детском саду