Лариса Дюрягина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «В гостях у Старичка-Лесовичка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
в старшей группе по познавательному развитию
Тема: «В гостях у Старичка- Лесовичка»
1. Цель. Познакомить детей с некоторыми свойствами дерева.
2. Задачи.
Образовательные :
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „В гостях у Старичка-Лесовичка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Старшая группа
- Темочки
Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга, выявить знания о свойствах дерева, упражнять в умении выделять из множества предметов, деревянные, активизировать умение обследовать дерево посредствам различных анализаторов. Развивать связанную речь.
Развивающие :
Развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к деревьям, интерес к сказке, желание помогать любимым героям.
3. Приоритетные образовательные области : «Познание», «Коммуникация»
4. Планируемые результаты: проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности; умеет поддерживать беседу о свойствах древесины, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения.
5. Целевые ориентиры: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными представлениями из области живой природы.
6. Материалы к занятию:
Демонстрационный: письмо, иллюстрации деревьев (берёза, тополь, клён, дуб, липа) и листьев к ним; нарисованные части дерева; карта леса; картинки птиц, животных, насекомых; кукла Старичок-лесовичок.
Раздаточный: деревянные брусочки (спилы).
Оборудование: мультимедийное оборудование.
7. Предварительная работа (при необходимости) : беседа о лесе, деревьях
8. Педагогические технологии: игровые, личностно – ориентированные, информационно-коммуникационные.
Ход образовательной деятельности.
1. Введение в ситуацию.
-Ребята, к нам в гости хотел прийти Старичок - лесовичок, но случилась беда, в его лесу исчезли все деревья. Это злая волшебница заколдовала лес. Он прислал нам письмо, в котором просит вас, ребята о помощи. Давайте, прочитаем его? (читают письмо)
«Дорогие ребята, здравствуйте.
Пишет вам ваш старый знакомый Старичок - лесовичок. Случилась в моем лесу беда: заколдовала его злая волшебница, все деревья исчезли. Как теперь от жары будем прятаться, как печку топить? Не знаю. Помогите, дети мне и лесу, пожалуйста.
Ваш «Старичок - лесовичок»
2. Совместная постановка цели.
Ребята, а чем или как мы можем помочь Старичку - лесовичку?
Предположительные ответы детей.
-Ну, что ребята поможем?
-А, для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес! Старичок-лесовичок, прислал нам карту волшебного леса, которая будет показывать нам дорогу. Если мы выполним все задания, то волшебство исчезнет, в лесу снова появятся деревья.
Вы готовы, ребята?
Берём карту в руки закроем с вами глаза, скажем волшебные слова– «Раз, два, три, четыре, пять –в лес идем мы все гулять». И вот мы с вами в волшебном лесу (звуки леса).
Посмотрите, какая красивая поляна, а что на ней растёт? (Ягоды, цветы и кустарники)
А чего не хватает?
Предположительные ответы детей. (Деревьев)
Отличаются ли деревья от кустарников?
3. Актуализация знаний детей.
- «Какое строение имеет дерево?».
Ответы детей.
Дети называют и выкладывают части дерева (корневая система, ствол, ветви, листья). Дерево растёт, и у него растут все его части.
- Ребята на нашей лесной поляне появились дерево!
-А какие деревья вы, знаете?
-Подберите к дереву нужный лист (дети объясняют свой выбор).
Ответы детей (сопровождаются показом картинок).
-Молодцы, с первым заданием мы, справились!
4. Совместное открытие нового знания.
– Ребята, смотрим на карту и идем дальше.
Посмотрите полянка, на ней пенёк, смотрите какой он большой и круглый. Давайте его рассмотрим. Как вы думаете по пеньку можно узнать, сколько дереву лет?
Ответы детей.
Воспитатель рассказывает: дерево растет, и у него растут все его части, ствол становится толще. На стволе появляются кольца, сколько колец, столько и лет дереву. Давайте посчитаем.
- «Как вы думаете, почему некоторые колечки широкие, а некоторые узкие?»
Предположения детей. (Если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если нет – то узкое.)
- Итак, число колец на стволе показывает, сколько лет дереву. По ширине колец можно определить благоприятный и неблагоприятный для дерева год.
Давайте подойдем к столу и рассмотрим кусочек древесины (спил)
Посчитаем колечки. Потрогаем руками, понюхаем.
Ответы детей. (Дерево твердое, но его можно: рубить, пилить, строгать; тёплое, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах.)
Физкультминутка «Деревья»
Вот поляна, а вокруг
Липы выстроились в круг
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят.
Ветер тихо клён качает.
Влево, вправо наклоняет.
Раз-наклон.
И два наклон.
Зашумел листвою клён.
На горе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ребята, наш волшебный лес никак не хочет оживать, а что бы это скорее случилось нам нужно выполнить следующее задание, которое есть на карте.
Ой, ребята, посмотрите, кузовок. Давайте откроем его. (Достают различные предметы)
5. Первичное закрепление нового знания в речи.
Ребята, для того, чтобы спасти наш волшебный лес нам нужно из всех предметов в кузовке выбрать, только деревянные. (дети берут предметы и объясняют свой выбор).
-А давайте, мы вместе подумаем и расскажем, что хорошего и плохого в дереве?
Предположения детей.
Хорошее: деревья нужны многим птицам и животным, дают тень в жаркие дни, из дерева, делают различные предметы, деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим.
Плохое: об дерево можно пораниться, сухое дерево может упасть, бывает аллергия (на тополиный пух).
6. Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).
- Ребята, сейчас нам надо узнать, кому нужны деревья в лесу?
Игра «Дерево-дом».
-Молодцы! Ну вот, все задания выполнены деревья очень обрадовались, тому, что они всем нужны, зазеленели, зашумели листвой и ожили. Колдовство Злой волшебницы исчезло. Старичок -лесовичек и все лесные жители благодарят ребят.
-А теперь нам пора в детский сад, закрывайте глазки. -«Долго мы в лесу гуляли, все загадки отгадали. Раз, два, три, четыре, пять- мы вернулись в детский сад»
И вот мы вернулись.
7. Совместное подведение итогов. Рефлексия.
-Где мы были?
-Кому помогали?
-Что нового узнали?
- Вам понравилось путешествовать?
-Какое задание было самым трудным?