Елена Ларина
Образовательная деятельность в подготовительной группе «В гости к Белоснежке»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : «коммуникация», «художественная литература», «познание», «социализация», «здоровье», «физическая культура».
Цель: закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте», уметь применять их в практической деятельности.
Задачи:
Образовательные :
– проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте;
– закрепить названия букв, звуков, знания о различении гласных и согласных звуков, умении давать основные характеристики звуков;
Публикация «Образовательная деятельность в подготовительной группе „В гости к Белоснежке“» размещена в разделах
– закрепить умение делить слова на слоги;
– закрепить понятие, что такое предложение, упражнять в составлении предложений с помощью схемы;
– показать слогообразующую роль гласного и значение ударения;
– обратить внимание на написание большой буквы в начале предложения, в именах людей и кличках животных;
– обращать внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения);
– совершенствовать умение согласовывать слова в роде, числе, падеже;
– совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение полно и последовательно пересказывать художественный текст.
Развивающие:
– формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения;
– развивать у детей фонематический и речевой слух, внимание;
– развивать память;
– развивать воображение, способность к импровизации, интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде;
– проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
Оборудование:
Демонстрационный материал: музыка «Пение птиц», сказочный герой – Белоснежка, плакат с пословицей, елочки, деревья с буквами, цветные воздушные шары, игра «Какой? Какая? Какое?», слоговая таблица, карточки со словами, разноцветные листочки, цветы из бумаги, корзинки с буквами.
Раздаточный материал: схемы предложений, пунктуационные знаки, цветные квадратики для анализа звуков, карточки со словами, шапочки гномиков по количеству детей.
Словарь: звук, буква, гласные, согласные, ударение, предложение.
Методы:
– словесной передачи и слухового восприятия (стихи, вопросы, музыкальные вставки);
– наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, дидактические игры);
– технология управления интеллектуального развития (использование схем);
– элементы ТРИЗ;
– контроля и самоконтроля;
– создания ситуации занимательности;
– беседа, художественное слово, практическая деятельность.
Ход деятельности
Дети входят под музыку в группу, становятся полукругом, здороваются с гостями. Предлагаю детям поздороваться друг с другом и завязать узел дружбы. Протягиваю детям свою ладонь, они кладут свои ладони на мою и ладони друг друга.
– Вот какой крепкий узел получился у нас, он поможет нам дружить и помогать другу другу.
Обращаю внимание детей на книгу, лежащую на столе.
– Дети, кто-то нам оставил книгу и хочет, чтобы мы читали ее. Вы хотели бы ее почитать?
– Ребята, а вы хотели бы читая книгу оказаться в этой книге, например, в сказке, подружиться с любимыми героями, помочь им.
– Вот сегодня у нас и есть такая возможность.
Тогда давайте соберем все свои силы и знания, закрываем глаза и повторим все вместе:
«Мы спокойны, мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо»
Предлагаю детям надеть волшебные колпачки и оказаться в сказке. Слышится плач. Под деревом сидит, гномик и плачет. Он не может найти Белоснежку, ее заколдовала злая королева.
– Ребята, давайте отправимся в сказку и поможем ему.
Ребенок говорит: «Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес
Все открой, не утаи
Ты же видишь: мы свои»
И прежде чем отправиться в путь, мы должны вспомнить:
– Из чего состоит наша речь?
– А предложения?
– Из чего состоят слова?
– Какие вы знаете звуки?
– Какие бывают согласные звуки?
– Чем отличаются звук от буквы?
Молодцы, теперь мы можем идти дальше. Под деревом стоят две корзинки: красная и синяя. Прошу детей разделить листочки с буквами на дереве по этим корзинкам. Уточняю с детьми правильность выполнения. Дети подтверждают правильность выбора.
Гласные тянуться в песне звонко.
Могут заплакать и закричать
В темном лесу могут звать и аукать
И в колыбельке Аленку баюкать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть
Но не хочется им петь
– Ребята, посмотрите, божьи коровки тоже хотят нам помочь.
– Что это?
–Что мы можем из них составить?
Сначала читаем слоги, а потом составляем слова: домик, гномик, лесной, бочок, колпачок.
Продолжая с детьми передвигаться по группе, видим слова, которые разбросал ветер. Читаем их.
– Что мы можем из них составить.
– Да, предложения.
Составляя предложения, обращаю внимание детей на то, какие это предложения.
– Сколько слов в предложении?
– Какие это предложения?
– Какие это предложения?
– Какой знак ставим в конце каждого предложения?
Вывод делает ребенок:
«Расскажу тебе дружок,
Я про предложение:
У меня на этот счет:
Есть такое мнение:
В предложении неважно
Много слов или одно,
Но законченные мысли
Выражать оно должно,
Ты всегда с заглавной буквы
Предложение пиши
Ну, а где поставить точку
Знают даже малыши».
Обращаю внимание детей на имена наших гномиков в сказке, показываю на мольберте. Дети анализируют, читают.
– Почему гномиков так назвали? Предлагаю детям нарисовать их словесные портреты:
Простак – просто ни с кем не разговаривает.
Тихоня – очень застенчивый, чуть что сразу краснеет, смущается.
Соня – все время хочет спать.
Ворчун – ворчит все время, вечно недоволен чем-то.
Док – умный гном, вечно недоволен, носит очки, много знает.
Весельчак – этому смешинка в рот попала, всегда веселый и жизнерадостный.
Чихун – этот гном чихает без конца.
– Ребята, у всех гномиков были говорящие имена.
– Какой в сказке была Белоснежка?
– А гномики?
– А королева? Уточняю с детьми правильность ответов.
Ребята, давайте позовем Белоснежку.
– Ау, ау, Белоснежка. Но Белоснежка не отзывается.
– А давайте спросим у птичек. Может они нам что-то скажут. Дети ложатся на ковер и слушают пение птиц.
– Мы отдохнули, набрались сил.
Давайте отправимся дальше. Дети садятся за столы.
– Ребята, сейчас мы с вами сделаем звуковой анализ слов: «гномик», «домик», делим на слоги, ставим ударение. Уточняю правильность детских ответов.
Ребенок уточняет:
«Ударный слог
Он назван так недаром
Эй, невидимка молоток
Отлить его ударом
И молоток стучит, стучит
И четко речь моя звучит»
Продолжая работать с детьми, составляем предложения, делаем их схему, анализируем, какие знаки ставим в конце предложения и почему.
– Иногда буквы могут спрятаться. У детей зашифрованы буквы. Дети находят эти буквы.
Закончив работу за столами, переходим на ковер.
– Ребята, Белоснежка очень любила своих гномиков. Она любила их побаловать вкусной едой, сейчас мы узнаем, какая это еда.
Игра «Какой? Какая? Какое?»
Уточняю с детьми правильность ответов, по необходимости поправляю их.
Игра «Он. Она. Оно.»
Называю детям слова, а дети определяют, куда можно отнести это слово, к какой группе.
Выкладываю цветные палочки (красные, синие, зеленые).
– Дети, на полу у нас «кочки», мы должны их перейти. Дети передвигаются по группе, по сигналу останавливаются около одной кочки и быстро называют, какой здесь звук (согласный мягкий твердый гласный).
Ребенок говорит:
Такие проказницы
Буквы бывают
Из слова они иногда выпадают
И будет отличником тот
Кто буквы эти на место вернет.
Дети выставляют буквы в пословицу: «Делу время, потехе час».
Ребята, а давайте сделаем цветы королеве, возможно она станет доброй. На лепестках написаны слова – названия цветов. А середина цветка – окошки для слогов. Дети под музыку собирают цветы. А в это время появляется Белоснежка и говорит :
– Ох, как долго я спала.
– Нет, ты не спала, тебя заколдовала злая волшебница.
– Это мои гномы?
– Нет, это обычные дети из детского сада.
– Раз, два, три, колпачки сними.
Дети снимают колпачки.
– Наши дети скоро идут в школу и своими знаниями мы победим злую королеву.
– Спасибо, вам ребята. У меня есть волшебная корзинка-угощение и я вам ее дарю.