Галина Поспелова
Конспект образовательной деятельности для детей 5–6 лет «Путешествие по Мировому океану»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №56 «Надежда» г. Орска»
Конспект образовательной деятельности
Тема: «Путешествие по Мировому океану»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возрастная группа: 6-7 лет
Подготовила воспитатель 1 категории Поспелова Галина Валерьевна
Цель:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
Закрепить знания детей об океанах, при помощи метода экспериментирования доказать, что соль растворяется в воде, что плотность соленой воды больше, чем пресной.
Задачи:
1. Образовательные :
1.1. Обобщить знания детей о море, океанах и их особенностях (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
1.2. Уточнить знания детей о значении воды в нашей жизни.
1.3. Учить определять свойства воды: вкус, плотность и т. д. посредством опыт-но-экспериментальной деятельности.
1.4. Совершенствовать умение исследовать предмет (воду) и называть его свойства и особенности.
1.5. Закрепить представление о воде в океане, то есть о соленой воде.
2. Развивающие:
2.1. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
2.2. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
2.3. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
3. Воспитательные:
3.1. Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов.
3.2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помогать друг другу.
Работа над словарем: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, глобус, море, океан.
Приемы руководства деятельностью детей :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : проблемная ситуация : определение какая вода в океане (пресная или соленая, помощь рыбке -клоуну Нэмо в поисках своего папы Марлина.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия : со-здание развивающей среды, создание проблемной ситуации, экспериментальная деятельность, анализ и вывод.
3. Приемы организации практической деятельности детей : работа с глобусом, экспериментирование с водой.
4. Приемы поддержания интереса у детей : чередование видов детской деятельности, игровая деятельность, познавательная деятельность.
5. Приемы оценки и самооценки: похвала, взаимопомощь детей и воспитателя, рефлексия «Морские камушки».
Создание среды для организации и проведения занятия:
Виды детской деятельности в ОД :
Познавательно- исследовательская деятельность : работа с глобусом, рассказ об океанах, экспериментирование «Определи воду (морская, пресная)», «Является ли вода растворителем?», ««Соленая вода».
Игровая: психогимнастика.
Двигательная деятельность : Физкультминутка «К океану мы спустились.»
Коммуникативная : игровая деятельность, свободное общение.
Планируемые результаты:
1.1. Дети имеют представление о море, океанах и их особенностях (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
1.2. Умеют определять свойства воды: вкус, плотность и т. д. посредством опытно-экспериментальной деятельности.
1.3. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
1.4. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
1.5. Дети с интересом наблюдают, познают, умеют сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
1.6. Воспитанники с интересом разбираются в свойствах окружающих нас предметов.
1.7. В детях воспитаны дружеские взаимоотношения между собой, присутствует желание помогать друг другу.
Предварительная работа:
Рассматривание глобуса, беседа о водном мире, опыты с воздухом.
Д/и «Сложи картинку», «Узнай по описанию», «Загадки», рассматривание иллюстраций книги «Океан», беседа «Что такое подводное царство», беседа «Четыре великана, четыре океана», чтение произведений, изодеятельность на тему «Океан и кто в нем живет», аппликация «Радужная рыбка») .
План занятия
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Анализ обследование, выводы.
2. Основная часть:
Показ, комментирование, дискуссия.
Планирование.
Физкультурная пауза
Беседа
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов ОД.
Ход
образовательной деятельности
Части ОД Содержание Области
1. Вводная часть.
Воспитатель звонит в колокольчик, подзывая к себе и приглашает встать в круг, берутся за руки.
Психогимнастика «Встанем в круг»
Для начала встанем в круг!
Сколько радости вокруг
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
Воспитатель:
Все девчонки и мальчишки,
Знаю, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Мотивационная ситуация.
- Ребята, сегодня утром я обнаружила в нашем книжном центре новую книгу.
-Ребята, пройдите в книжный центр. Посмотрите внимательно. Вы заметили в нем новую книгу? (Дети находят новую книгу. Воспитатель рассматривает вместе с детьми книгу)
- Ребята, книга то называется «Морские путешествия». А мы как раз хотели отправиться с вами в путешествие по океанам!
(Из книги падает письмо).
- Ребята, смотрите какое-то письмо! Давайте его прочтем. (Начинают дети, воспитатель помогает)
Письмо детям от Нэмо
«Дорогие ребята! Я рыбка- клоун, зовут меня Нэмо. Я узнал, что вы собираетесь в путешествие по океанам и поэтому решил написать вам письмо. Прошу вас,возьмите меня с собой. Я давно ищу своего папу Марлина. Папа у меня тоже рыбка -клоун. В водах какого из океанов мне его искать я не знаю, потому что потерял его когда был совсем маленьким. Надеюсь с вашей помощью, наконец-то состоится наша долгожданная встреча.»
Заставка рыбка Нэмо плещется в воде.
-Ребята, а вы узнали кто этот герой?
-Ребята, что случилось у рыбки Нэмо?
-Вы хотели бы ей помочь?
-А как мы можем помочь, как мы это можем сделаем (Отправиться в путешествие по океанам и постараться найти папу НЕМО)
- Нэмо мы обязательно поможем тебе найти твоего папу Марлина, ты отправляешься в путешестие по океанам с нами!
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
2. Основная часть.
Дидактический круг
- Ребята, а что такое море? (Большое пространство соленой воды).
- А чем море отличается от океана?
(Морем считается частью океана, имеющая определенные границы с сушей. А океан — это огромное водное пространство, не имеющая определенных границ)
На столике стоит глобус.
Ребята, давайте расскажем Нэмо, как называется этот предмет? (ответы детей - глобус)
А что такое глобус? Для чего он нам нужен?
Глобус- это модель нашей планеты Земля.
- Всё верно, ребята! Послушайте стихотворение о глобусе.
Если на глобус Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть!
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться — Вода!
-Ребята, посмотрите глобус весь разноцветный, коричневые горы, зеленые равнины, синие моря и океаны, но если его очень сильно раскрутить, то глобус, кажется синего цвета. А как вы думаете почему?
(Ответ детей : Земля кажется синего цвета, потому что она состоит из 70 % воды и лишь 30% это земля. Большую часть поверхности Земли занимают океаны.)
- Ребята, раз мы с вами решили отправиться в путешествие
по морям и океанам, давайте решим на чем бы мы могли отправиться в наше путешествие, на каком виде транспорта?
(Дети называют наводный транспорт. Катер, лодка, пароход и т. д.)
-Ребята, у нас ведь с вами есть небольшой пароходик под названием «Надежда».
Звук парохода. Заставка пароход плывет.
(Указывает на пароход и выносит паро-ход)
- Вы хотите отправиться на нем в путешествие по океанам?
(Дети встают вокруг парохода)
- Но прежде чем отправиться в путь, мы должны выяснить, как выглядят океаны? Какого цвета вода в океане?
-Ребята а вы знаете, что в океанах и морях вода соленая?
-Вот я вам и хочу это доказать!
- Вот как раз, посмотрите, на борту нашего пароходика находится лаборатория, в которой мы можем узнать много интересного про океаны.
Опыт №1. Определи воду (соленая, пресная)
Сейчас мы определит на вкус воду из стаканчиков, которые стоят у нас в лаборатории.
- Предлагаю вам попробовать воду из синего (соленая) и из белого стаканчика (пресная – без вкуса, и сказать в каком стаканчике вода соленая. - Ребята, а вы знаете, почему в море вода соленая?- Потому, что в море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из неё минеральные соли и вода становится соленой.
Опыт №2. Является ли вода растворителем?
Вода является растворителем. Она растворяет минералы на невидимые частицы. Давайте перейдем с берега моря в лабораторию и станем исследователями. Сейчас мы проведем опыт.
Опыт – растворимость соли в воде
У вас на столах стаканы с водой. Вода прозрачная, чистая. Ложкой попробуйте, ка-кая сейчас вода на вкус. Понюхайте, есть ли запах? Такая вода без вкуса и запаха называется пресной. А теперь положите немного соли в стакан. Давайте помешаем ложкой. Что произошло с солью? Она рас-творилась. Попробуйте теперь воду на вкус. Какая она? (соленая) так почему мы не видим соль в море? Дети делают вывод самостоятельно.
-Ребята, а вы знаете, что научиться плавать легче в соленой воде, потому, что плотность соленой воды больше и она дер-жит тело, не дает ему тонуть. Сейчас я это вам докажу зкспериментом.
Опыт №3 «Соленая вода»
Ходите провести интересный опыт с морской и пресной водой? В этих 2 банках пресная вода, сейчас мы в одной сделаем морскую воду. Мне нужен помощник (добавить 2 ст. ложки соли).А сейчас давайте опустим яйцо в морскую, в пресную. Что видим? Почему? Соленая вода плотнее, тяжелее, поэтому яйцо не тонет. И поэтому на море плавать намного легче, чем в речке или озере. А Мертвом море (самом соленом, можно даже лежать на воде без усилий и не бояться утонуть. Вот какие есть чудеса у моря!
Вывод: Значит, соленая вода держит лучше. Это происходит потому, что у соленой воды есть свойство выталкивать предметы.
-Ребята, мы вместе с Нэмо провели опыты связанные с соленой водой, а теперь нам надо определить в водах какого океана ей будет комфортно.
- Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть и продолжим наше путешествие.
Физкультминутка
К океану мы спустились,
(Ходьба на месте.)
Наклонились и умылись.
(Наклоны вперед.)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
(Хлопки в ладоши.)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
(Круговые движения руками.)
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
(Прыжки на месте.)
И отправились домой.
(Ходьба на месте.)
(Подходим к карте мира)
-Ребята, наше путешествие продолжается!
- Рыбка Нэмо, а ты плыви с нами, нам надо определить в водах какого океана тебе будет комфортно. Мы не знаем, ребята, холодную воду любит наша рыбке или ей весе-лее и приятнее плавать в теплой водичке.
- Послушайте, ребята, стихотворение посвященное нашим океанам.
На нашей Земле океанов –
Четыре:
ИНДИЙСКИЙ –
Самый соленый в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ
Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ
Все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ,
Конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!
- Назовите мне все океаны, находящиеся на нашей планете.
(Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и множество морей - они обозначены синим цветом.)
-Итак ребята, мы с вами приплыли к Северному Ледовитому океану!
-Кто-нибудь из вас может рассказать мне про этот океан? Или показать этот океан на карте?
Северный ледовитый океан – большую часть года по нему не плавают, как по другим океанам, а ездят на собаках или ходят на лыжах. Лёд в океане пресный, да и вода не слишком солёная. Вода в это океана всегда холодная, он находиться на 4 месте по температуре воды среди океанов.
- Ребята, а как вы думаете сможет существовать в водах этого океана наша рыб-ка?
- Нэмо, а ты хотел бы поплавать в Северном Ледовитом океане?
-Нет, что вы, мои плавнички покроются льдом -говорит мне рыбка. Ладно плывем дальше.
-Итак ребята, мы с вами приплыли к Атлантическому океану!
-Кто-нибудь из вас может рассказать мне про этот океан? Или показать этот океан на карте?
Атлантический океан – широкой изогнутой лентой протянулся с севера на юг самый молодой и самый стройный, образовавшийся из узкой трещины в земной коре миллионы лет назад. Атлантический океан медленно, на половину ширины детской ладошки в год, раздвигает свои берега. Он стоит на третьем месте по температуре воды среди океанов. Атлантический океан можно назвать прохладным.
- Ребята, а как вы думаете сможет существовать в водах этого океана наша рыбка?
-Нэмо, поплывешь в Атлантический океан на поиски своего папы?
-Нет, мой хвостик не привык к холодной воде.
-Ну,хорошо! Тогда плывем дальше к следующему океану.
-Итак ребята, мы с вами приплыли к Индийскому океану!
-Кто-нибудь из вас может рассказать мне про этот океан? Или показать этот океан на карте?
Индийский океан – самый древний из океанов. О древнем возрасте океана говорят глубокие морщины, оставленные временем на его дне. По температуре воды Индийский океан стоит на втором месте, после Тихого, он теплый.
- Ребята, а как вы думаете сможет существовать в водах этого океана наша рыбка?
-Нэмо,а тебе хотелось бы поплавать в Индийском океане?
Да, водичка мне очень нравится теплая, приятная. Но, к сожалению, я не вижу здесь своего папу.
Хорошо, плывем дальше!
-Итак ребята, мы с вами приплыли к Тихому океану!
-Кто-нибудь из вас может рассказать мне про этот океан?
Тихий океан – океан – великан. 10 раз уместился бы Северный Ледовитый на его поверхности. Самый большой и самый грозный из океанов. В нем чаще всего происходят стихийные бедствия: штормы, ураганы, цунами, подводные вулканы. Самый теплый океан в мире.
- Ребята, а как вы думаете сможет существовать в водах этого океана наша рыбка?
-Нэмо, ну а в Тихом океане тебе нравится?
(На экране рыбка весело плещется в воде)
-Ребята, смотрите, наша рыбка просто счастлива ее плавнички и хвостик любят такую теплую водичку. Ребята, рыбка просит нас отпустить её в Тихий океан, она уверена что именно здесь найдет своего папу Марлина. Ребята, рыбка говорит нам спасибо и прощается с нами и дарит вам в подарок за помощь морские камушки.
Воспитатель приглашает детей на корабль, чтобы возвратиться в детский сад.
-Какое общее название можно дать четы-рем океанам?
А все океаны вместе называют Мировым океаном.
-Ну что же, мы теперь много знаем интересной информации про моря и океаны и настала пора отправляться из подводного путешествия домой. Но прежде,ребята, я хотела бы похвалить вас за ваши знания, старания!
1-2-3 все поплывём!
В мир наземный попадем.
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь смотреть во все глаза.
-Вот мы оказались на земле.
(Садимся в дидактический круг) Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Заключительная часть.
-Ребят, где мы с вами побывали?
-А что случилось у Нэмо?
-Что мы сделали чтобы помочь Нэмо?
-Понравилось ли вам ее путешествие?
-Ребята, теперь давайте разберем подарки нашего Нэмо.
Рефлексия «Морские камушки»
-Ребята, посмотрите, какие красивые камушки, они разного цвета. Выберите себе по одному.
Воспитатель предлагает выбрать детям по одному камушку:
Красный – вам понравилось путешествие, было интересно, увлекательно …
Зеленый- было скучно, не все у вас получалось и поэтому не все понравилось на занятии.
Желтый- ничего не понравилось, было скучно и не интересно.
-Ну вот, ребята, все вы выбрали себе ка-мушки.
-Почему вы выбрали красный камушек?
-А что тебе особенно понравилась?
-А почему желтого?
-Тебе совсем не понравилось наше путешествие? А почему?
-Ну ничего страшного мы после занятия развеселим тебя с ребятами.
Ребята, какое замечательное путешествие у нас получилось! Мы нашли папу Нэмо. Нам удалось побывать сразу в 4-х океанах. Посмотрели на океаны и на их красоты. Но мне,почему-то нашего путешествия показалось мало. Давайте в следующий раз мы отправимся в подводное путешествие и узнаем что -же интересного есть в водах наших океанах.
-Спасибо вам ребята за занятие! Социально-коммуникативное развитие