Татьяна Алексеевна Габдулхаева
Конспект образовательной деятельности «Согласие да лад — в семье клад» (средняя группа)
Воспитатель Габдулхаева Т. А.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: воспитание у детей нравственно – патриотических чувств посредством знакомства с понятием семья.
Задачи:
1. образовательные :
-расширять и систематизировать представления о семье, уметь называть членов семьи, знать об обязанностях своих родителей, какие обязанности выполняют дети;
-знать родственные отношения членов семьи, расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, сестра, брат, дочка, сын, внук, внучка);
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Согласие да лад — в семье клад“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
-уметь отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения, развивать внимание и память;
совершенствовать общую моторику, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
2. развивающие:
-развивать выдержку, умение соблюдать правила игры;
-развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки;
3. воспитательные:
-воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, желание оказать посильную помощь взрослым;
-воспитывать уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.
Предварительная работа: запоминание фамилии, имени родителей, рассматривание семейных фотографий, наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи, беседы о семье, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о семье.
Материал:
Картинки членов семьи; клубок ниток со спицами, газета, молоток, помада, машинка, кукла. Мяч; кружки красного и чёрного цвета (по количеству детей); силуэт ладошки из плотного картона, фотографии членов семьи - лицо, клей, клеёночка на каждого ребёнка.
Ход:
Организационный момент (в кругу) :
Здравствуй Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй Солнце! (Руками описать большой круг)
Здравствуй Земля! (Плавно опустить руки)
Здравствуй наша большая семья! (все берутся за руки и поднимают их вверх) Просит детей сесть на свои стульчики.
Воспитатель: - Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение. А знаете, почему? Потому, что сегодня мы будем говорить про каждого из вас и о самых близких вам людях. И пришла я к вам, не с пустыми руками, а с волшебным сундучком. А в нём сюрприз, давайте попробуем открыть и посмотреть что же в нём находиться. (пытаюсь открыть, не открывается)
- Ребята, как же нам его открыть? (ответы детей)
- А сундук – то волшебный и открыть его можно, если только произнести волшебные слова: Сундучок, сундучок, отвори нам свой замок! Не открывается! Что же я забыла, какое слово нужно сказать ( ответы детей: пожалуйста)
- Сундучок, сундучок, отвори, пожалуйста, нам свой замок! (Открываю сундучок, в ней находятся яйца)
- А в какой сказке яйцо нашли в сундучке, что было в яйце? (ответы детей). Давайте откроем первое и узнаем что там? Да здесь загадки и отгадки к ним есть. (загадать загадки, с показом отгадок)
Ласково и нежно деток обнимает
Лучшими словами в мире называет.
Самая красивая, самая родная
Это же, конечно….(мама) дорогая.
Кто в семье высокий, смелый,
Самый сильный и умелый? (папа).
Волосы седые, добрые глаза,
Всех внучаток любит (бабушка) моя.
Добрый, бородатый …
Это папин папа.
С внуками играет,
Кто ж его не знает? (дедушка)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
В. : – Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, так что же такое семья? (ответы детей). Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
В. : – Все члены семьи связаны друг с другом как - будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем доводится, а для этого поиграем в игру «Кто ты мне?» (Я буду показывать картинку с изображением члена семьи, и задавать вопрос, а вы будете находить подходящую картинку с правильным ответом, показывать её и называть.)
Игра «Кто ты мне?»
• Я тебе мама, значит ты мне ( ответ детей: сын, дочка).
• Я тебе бабушка – ты мне ( ответ детей: внук, внучка).
• Я тебе сестра – ты мне ( ответ детей: брат, сестра).
• Я тебе тётя – ты мне ( ответ детей: племянник, племянница).
• Я тебе жена – ты мне ( ответ детей: муж).
-Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
В. : - Мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких. Давайте поиграем в игру «Радость или огорчение?»
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?
Сейчас я вам раздам кружки, и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу;
• вы подрались с другом;
• разбросали по комнате все игрушки;
• помогли маме мыть посуду;
• нагрубили бабушке;
• нарисовали и подарили папе красивый рисунок;
• перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;
• порвали новую книжку;
• хорошо вели себя в детском саду.
В. : - Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших родных. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
В. : – Ребята, а мы с вами говорили, что семья это когда все члены семьи вместе работают, отдыхают, посещают интересные места, ходят в гости. А на праздники вся семья собирается вместе : накрывают стол, беседуют, танцуют и поют. (Провести беседу «Как вы отдыхаете?», а в это время девочки переодеваются к танцу «Бабушки – старушки».
В. : - Ребята, а я знаю таких старушек-веселушек, ну-ка давайте их встретим.
Музыкальная минутка Танец «Бабушки – старушки, остальные дети присоединяются в конце танца.
В. : - Ох какие весёлые старушки, и мы с ними вместе поплясали, а теперь садитесь на стульчики.
В. : – Ребята хочу вас спросить, вы родителям помогаете? (утвердительные ответы детей и рассказывают как помогают.)
Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»
( договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я)
ходит на работу –
вяжет носки –
зарабатывает деньги –
ходит в магазин за покупками –
учит уроки –
готовит еду–
ухаживает за цветами –
вытирает пыль –
моет посуду –
печёт пироги -
убирает в доме –
играет –
стирает –
читает –
забивает гвоздь –
Появление Дяди Фёдора.
В дверь стучат, и входит Дядя Фёдор. (входит под музыку из мультфильма «Трое из Простоквашино»)
Д. Ф. : - Здравствуйте ребята. Меня зовут Дядя Фёдор, я приехал к вам из Простоквашино. Узнал я, что вы сегодня говорите о своей семье, родных и близких людях. У меня тоже есть семья : мама, папа, собака Шарик, кот Матроскин и галчонок. Семья моя большая, дружная. А ещё я люблю играть, хотите со мной поиграть? Я привёз с собой много разных предметов, помогите мне разобраться, что с ними делать? (выкладывает из рюкзака книгу, молоток, газету, куклу, машинку, клубок со спицами). Но игра не простая, вы будете не просто ребятами, а кто-то будет мамой, кто- то папой. А кто-то дочкой, сыном, бабушкой и дедушкой, братом, сестрой (прикрепляет эмблемки ребятам). Выберете подходящий предмет и скажите, кто вы и что будете делать с предметом.
( Например: я мама, возьму книгу и прочитаю сказку для дочки).
Д. Ф. : Молодцы, ребята. Очень интересно было с вами поиграть. Но мне пора возвращаться к своей семье. До свидания! (уходит под музыку из мультфильма «Трое из Простоквашино»)
В. : - А вы любите получать подарки? (ответы детей). А дарить их? (ответы детей). Подарки можно купить, а можно смастерить своими руками. Давайте с вами сделаем небольшие подарочки для ваших родных, но сначала поиграем в игру:
«Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья».
(разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом, с использованием пальчикового театра, называя каждого члена семьи, надевает его на палец). Дети подражают воспитателю.
- О чем же эта игра? ( ответы детей: «О семье»)
-Правильно, о семье. Давайте сейчас мы вашу семью поселим на ладошке. Дети садятся за столы и приклеивают фото с лицами членов семьи на пальцы силуэта ладошки. Подхожу к детям, по необходимости помогаю и прошу назвать, как зовут членов семьи, работа проходит под музыку «Песенка о семье»
Подведение итогов, рефлексия.
В. : - О чем мы сегодня с вами говорили? Какие подарочки приготовили для ваших родных? (ответы детей)
- Спасибо, дети, много я узнала сегодня о ваших семьях, как зовут ваших родителей, чем вы любите заниматься в семье.
- Наш волшебный сундучок сотворил чудо, он приготовил для вас подарочки!