Нина Тименская
Конспект образовательной деятельности по экологии с детьми подготовительной группы «Грибное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Грибное царство»
Цель: Систематизировать представления детей о грибах. Упражнять в составлении описательных рассказов о грибах. Развивать внимание, память, речь.
Оборудование и материалы: игрушка «Лесовичок», задания на осенних листочках с цифрами, иллюстрации и муляжи съедобных и несъедобных грибов, корзинки.
Ход занятия:
Группа оформлена в виде лесной полянки
Организационный момент:
Здравствуйте дети! Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все
Публикация «Конспект образовательной деятельности по экологии с детьми подготовительной группы „Грибное царство“» размещена в разделах
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
вместе. Рассаживайтесь на свои места. Садитесь ровно иприготовьтесь работать. Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте подарим им свои улыбки. От ваших улыбок в зале стало светло и уютно.
Сообщение темы занятия:
Сегодня у нас с вами занятие по экологическому воспитанию, но занятие необычное. Я приглашаю вас в путешествие по сказочному лесу, который полон загадок и чудес. Здесь нас ждёт хозяин леса –Лесовик, который проверит ваши знания, поиграет с вами. В конце путешествия нас ждёт сюрприз.
Вы готовы к путешествию? Тогда отправляемся в путь. Ребята, вы на занятиях беседовали о растениях, животных, воздухе, а сегодня мы поговорим о грибах.
Основная часть:
Воспитатель:
Ребята, какое время года скоро наступит?
Дети: Скоро наступит время года –зима.
Воспитатель:
Какое время года наступит вслед за зимой?
Дети: Вслед за зимой наступит - весна.
Воспитатель: Почему это происходит?
Дети: Это происходит, потому что Земля вращается вокруг Солнца и поворачивается к нему то одним, то другим боком.
Воспитатель: А какое время года сейчас? Почему осень называют грибной порой?
Осенью часто идут дожди, а после дождя появляются грибы.
Воспитатель: Поднимите руки, кто из вас ездил с родителями в лес за грибами? Как вы думаете, трудно собирать грибы, если ты их не знаешь?
Дети: Трудно.
Воспитатель: Правильно, трудно и опасно.
Воспитатель: Ребята, какие бывают грибы?
Дети: Грибы бывают съедобные и ядовитые.
Воспитатель: Какие грибы относятся к съедобным?
Дети: К съедобным относятся грибы, которые можно есть.
Воспитатель: Чтобы вам знать какие грибы можно собирать, а какие нельзя, мы сейчас с вами поучимся, а кто уже знает названия грибов, тот закрепит свои знания.
Итак, я приглашаю вас в сказочный лес за грибами. (перед детьми открывается сказочная полянка)
Воспитатель:
Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы –любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?»
Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга.
И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Но перед тем как
собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов.
Дети:
Не срывать, не топтать ядовитые грибы –они нужны многим жителям
леса;
Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их –можно повредить грибницу;
Не раскапывать палкой грибницу –она может высохнуть, не прикрытая листвой;
Не собирать грибы у проезжей части;
Собирать только известные грибы;
Не срывать старые и очень маленькие грибы
Воспитатель:
А мы с вами отправляемся в путь дальше. А чтобы нам в пути не устать, возьмём с собой весёлую песенку.
Песня «Грибной урожай» (слова Е. Косцовой–Чучаловой)
Воспитатель:
А вот и первый гриб.
Он хочет загадать нам загадку о себе.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы
Дети:(боровик)
Воспитатель:
Верно это боровик. Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой
ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка. А ещё его называют белым грибом. Почему?
Дети:
Его называют белым грибом, потому что после сушки он не меняет
своего цвета, как остальные грибы.
Воспитатель:
Когда я была маленькой, мне было интересно знать, почему
боровик называют белым. А моя бабушка подвела меня к шкафу и показала две коробочки: в одной были светлые грибы, а в другой совсем чёрные. Она сказала: «Вот это белые грибы и подберёзовики. Белые не боятся ни варки, ни жарки, ни сушки. Они так
и остаются белыми. А подберёзовики почернели, поэтому в народе их ещё называют чернушками. И все грибы темнеют, кроме белых, поэтому белый гриб ещё называют гриб –полковник.
Ребята, кто хочет быть боровиком? (надеваю на ребенка маску –шапочку боровика).Полезай к нам в корзинку. (ребёнок садится в макет корзины)
Воспитатель:
А вот и другой гриб.
Я в красной шапочке расту.
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту.
Зовусь я. (подосиновик).
Воспитатель:
Почему его так называют?
Дети:
Его так называют, потому что чаще всего он растёт под осиной.
Воспитатель: Расскажите, что вы знаете об этом грибе.
Дети: Это съедобный гриб. У него прямая ножка и ровная круглая шляпка.
Воспитатель: Ребята, кто хочет быть подосиновиком? (надеваю на ребенка маску–
шапочку подосиновика) Полезай к ним в корзинку. (ребёнок садится в макет корзины)
Воспитатель:
Этот гриб тоже
хочет загадать вам загадку.
Не скрою: не белый я, братцы, попроще,
Расту я обычно в берёзовой роще
(подберёзовик)
Воспитатель:
Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что
между собой они очень похожи и растут рядом.
Как же всё –таки их различить?
Дети:
На изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлым.
Воспитатель:
Ребята, кто хочет быть подберёзовиком? (надеваю маску – шапочку подберёзовика)
. Полезай к ним в корзинку. (ребёнок садится в макет корзины)
Воспитатель:
А вот сразу несколько грибов, целая семейка.
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растём в лесу,
Как веснушки на носу
(опята)
Воспитатель:
Какие бывают опята?
Дети:
Опята бывают летние и осенние.
Воспитатель:
Где они обычно растут?
Дети:
Они растут на пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь.
Воспитатель:
Ребята, кто хочет быть опятами? (надеваю маску –
шапочку опят). Полезайте к ним в корзинку. (дети садятся в макет корзины)
Воспитатель: Вот как много грибов мы собрали. Давайте с ними
потанцуем, ведь мы на волшебной поляне. (физминутка)
Музыкально –ритмическая композиция «Дети и природа»
(муз. О. Юдахиной «Песенка о разных языках»)
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с берёзой –
подберёзовик, с осиной –подосиновик, эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть. -Кто знает, что это?
Дети: Это дом для грибницы.
Воспитатель: Правильно, это дом для грибницы, потому что у самой грибницы корешки очень нежные и тонкие и её нельзя перенести без домика. А в таком виде грибы можно переносить в другой лес на новое место и даже выращивать у себя на балконе.
-Ребята, посмотрите, кто в гости к нам пришёл? Это старик Лесовик.
Он все лесные тайны знает.
Лесовик:
Здравствуйте ребята!
О каких грибах вы сейчас говорили?
Дети:
Мы говорили о съедобных грибах.
Лесовик:
А какие есть ещё грибы в моём лесу?
Дети:
Несъедобные или ядовитые.
Лесовик: Какие грибы относятся к ядовитым?
Дети: К ядовитым грибам относятся те, которые содержат яд, вызывают отравление.
Лесовик:
Отгадайте, как называется самый известный ядовитый гриб?
А вот кто–то важный на беленькой ножке,
Он в красной шляпке, на шляпке горошки. (Мухомор)
Лесовик:
А почему его так называют?
Дети: Его так называют, потому что мухи боятся его и падают замертво от него.
Лесовик: А кто им лечится?
Дети: Им лечатся лоси, проглатывая целиком.
Лесовик:
А какие ещё ядовитые грибы вы знаете?
Дети: Бледная поганка, ложный опёнок, белая поганка, сатанинский гриб.
Лесовик:
Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи
на съедобные. Научу я вас ребята, как определить, какие вы грибы собрали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый –
луковица посинеет.
А что можно приготовить из грибов? Как их можно готовить?
Дети:
Грибы можно варить, жарить, сушить, мариновать, солить.
Лесовик: Ну вот вы, ребята, и знаете почти всё про грибы. Мухоморы и поганки не станете собирать. Ну-ка, проверим. Давайте поиграем в игру
Игра «Собери съедобные и несъедобные грибы».
Лесовик:
Молодцы ребята, вы все знаете, а теперь мне пора,
Воспитатель:
Вам понравилось в лесу, было интересно, а сейчас ребятки пойдемте на свои места.