Альбина Белова
Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет «Ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая
образовательная
область Художественно – эстетическая,
2. Вид деятельности детей художественно - эстетическое,
познавательная,
игровая,
продуктивная.
Методическая информация
1. Тема занятия «Ярмарка».
2. Методы
и приёмы
реализации
содержания занятия Методы:
Наглядные:
ИКТ (дидактическая игра); (показ образцов работ гжельских мастеров);
Словесные:
Темочки:
диалоги;
- (рассказ про Гжель, Хохлому, Дымковскую игрушку)
мотивационные:
помощь гжельским мастерам;
целеполагание:
решение помочь расписать тарелки в росписи Гжель.
Практические:
постановка проблемной ситуации,
моделирование ситуаций,
сравнение,
эксперимент,
анализ и выводы,
знаково-символические средства,
хороводная игра
Приемы поддержания интереса у детей:
чередование видов детской деятельности,
наводящие вопросы к детям
новыми видами коммуникаций: интерактивная игра.
Приемы оценки:
поощрения;
определение качества детской деятельности;
взаимопомощь детей.
3. Интеграция
образовательных
областей познавательное развитие,
речевое развитие,
социально-коммуникационное развитие.
4. Возрастная группа подготовительная (с 5 - 6 лет).
5. Цель: - формировать умение детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров нетрадиционным способом.
Совершенствовать знания детей о русских народных промыслах (гжель, хохлома, дымка).
6. Задачи:
6.1 Образовательные :
- познакомить детей с одним из нетрадиционных приемов рисования (соленым тестом).
6. 2 Развивающие:
продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи;
обогащать словарный запас, по народным промыслам.
закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных.
продолжать учить выразительному рассказыванию стихотворений, эмоциональной окраске голоса;
6. 3 Воспитательные:
воспитывать любовь к Родине, русским традициям, народному творчеству;
вызывать уважение к труду народных мастеров;
формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров;
7. Планируемые результаты:
умеет поддерживать беседу, отвечает и задает вопросы педагогу,
активно и доброжелательно взаимодействуют и соавторствуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач,
умеет полным ответом отвечать на вопросы, дети демонстрируют умение слушать воспитателя и друг друга,
умеет видеть проблему,
умеет выдвигать гипотезы,
умеет анализировать,
умеет наблюдать,
умеет делать выводы и умозаключения.
8. Организация среды для проведения занятия - столы для ярмарки.
- Атрибуты для мастеров (фартук, платок).
- Гжельская и хохломская посуда.
- Дымковские игрушки.
- Изображения элементов дымковской росписи.
- Карточки с элементами хохломской росписи.
- Аудиозапись «Еле, еле – закружились карусели».
- Аудиозапись «Ярмарка»
- пластиковые тарелочки (используются в качестве основы);
- стеки; баночки с «волшебной краской» из солёного теста гуаши (синяя, голубая, белая) ложечки; салфетки.
9. Подготовка к занятию в режимных моментах
– беседы о русских народных промыслах России.
– Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
– Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
– знакомство с элементами росписи (завиток, цветок, листок, веточка, волнистая линия, точки и др.);
– показ презентации о декоративной посуде и её назначении;
– рассматривание иллюстраций Гжель.
I. Вводная часть
1. 1 Введение в тему Воспитатель:
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Эй, не стойте у дверей, заходите к нам скорей
Скоморох (ребёнок) : Здравствуйте, почтенные господа!
Мы приехали на ярмарку сюда!
На ваш товар поглядеть,
Себя показать!
Вместе: Народ собирается, ярмарка открывается!
Воспитатель: Подходите ближе, гости-господа!
Просим вас пожаловать к мастерам сюда.
Вот в посуде гжельской неба синева,
Золотом покрыла доски хохлома.
От игрушек разных аж в глазах пестрит,
Это Чудо-Дымка нас к себе манит!
мне это понять».
Рассматривают посуду.
1 торговец:
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка.
Ветка плавно изогнулась,
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая…
Воспитатель: Какая красивая посуда. Ребята, а что вы знаете о Хохломе и её мастерах.
Воспитатель: С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная. А какой главный элемент хохломской росписи? (Ответы детей. Например: главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор. Этот элемент называется завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок).
Воспитатель: В хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод.
Давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково». Я буду называть элемент, а вы произносить правильно – ласково и находить карточку с изображением этого элемента.
В хохломской росписи есть элемент осока.
В узорах хохломской росписи есть элемент трава.
В хохломских узорах рисуют усы.
Хохломские узоры украшают каплями.
Хохломские узоры расписывают листьями.
В хохломской росписи рисуют цветы.
В хохломской росписи рисуют ягоды.
Воспитатель: Молодцы ребята! Может, Вы и стихотворение о Хохломе знаете?
Дети переходят к следующему прилавку.
2 торговец:
Эй, ребята подходите,
На игрушки поглядите!
Воспитатель: Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барыня и свистулька и лошадки. Что же это за узор?
2 торговец: Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.
Воспитатель: Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие.
Воспитатель: Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет игрушки диковинные. Самое интересное, что слепив и закалив в печи фигурки, которые становятся крепкими и звонкими, их белят мелом, разведенным на молоке. И только потом начинают раскрашивать - расписывать.
В чём отличие дымковской росписи?
Воспитатель: А из чего он состоит?
Воспитатель: Сочетания каких цветов используют для этой росписи?
Воспитатель: С давних пор люди на ярмарку не только за товаром ходили, а чтобы повеселится. Хотите на карусели прокатиться?
Хороводная игра:
Еле-еле-еле-еле закружились карусели (медленно идем по кругу)
А потом-потом-потом (немного ускоряемся)
Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)
Тише, тише, не спешите (замедляемся)
Карусель остановите. Стоп
3 торговец:
Эй, ребята подходите,
На Сказочную Гжель теперь посмотрите.
Воспитататель: Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
3 торговец:
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает в полях васильковая,
Незабудковая …
Воспитатель: Почему эту посуду называют гжелью?
Воспитатель: Как же она получается такой белоснежной?
Воспитатель: Правильно. Рисуют на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получается посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо». А почему её так называют?
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру. Которая называется «Гжельская посуда», для этого нам надо подойти к экрану.
- Давайте с вами представим, что мы — это замечательная красивая Гжельская посуда. Вставайте и повторяйте за мной.
4. Физкультминутка «Посуда»
Вот большой глиняный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
Вот и глиняные ложки,
Вот фарфоровый поднос -
Он посуду нам принес.
звучит веселая музыка ярмарка, дети подходят, к столам с различными изделиями
дети со скоморохом подходят к товарам из хохломы
… ответы детей
… ответы детей
ответы детей. Например: главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор. Этот элемент называется завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок).
дети называют элементы хохломской росписи, находят соответствующую карточку.
ребёнок читает стихотворение
дети подходят к прилавку с Дымковскими игрушками.
ответы детей
ответы детей
ответы детей
дети играют в игру самостоятельно
дети переходят к следующему прилавку
ответы детей
ответы детей
ответы детей
дети действуют по словесной инструкции воспитателя:
на экране появляется игра,
видеоряд с изображением различной посуды
"надуть" живот, одна рука на поясе
другая изогнута, как носик.
Приседать, одна рука на поясе.
Кружиться, рисуя руками круг.
Потянуться, руки сомкнуть над головой.
Сделать большой круг.
1.2 Мотивация
деятельности
детей Воспитатель: Ребята, Гжельские мастера так на ярмарку торопились, что не успели расписать вот эти тарелочки дети предлагают помочь
дети высказывают гипотезы
1. 3 Целеполагание Воспитатель: Вы хотите им помочь, стать Гжельскими мастерами? ответы детей:
II. Основная часть
2.1 Актуализация
ранее приобретенных
знаний
Добывание (сообщение и приятие) нового знания - Сегодня вы будите мастерами и распишите тарелочки по мотивам гжельской росписи.
-Садитесь поудобнее, начинаем работу.
-Давайте приготовим наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Это жидкое волшебное тесто. Ребята, это тесто волшебно тем, что не нужно ждать пока высохнет один цвет, а можно сразу накладывать разные цвета друг на друга и создавать красивые и яркие композиции.
- Для начала нам нужно сделать фон нашей композиции.
Для него понадобится белый цвет, как в Гжельской росписи. Тесто наливаем так, чтобы было закрыто все дно. В середину наливаем ложкой синее тесто и даем растечься в форме круга. В середину синего круга наливаем голубое тесто, но немного меньше, и третьим слоем наливаем белое тесто.
Воспитатель: -Ребята, давайте вспомним правила обращения с острыми предметами?
-не тыкать в тело, лицо.
-не брать в рот.
Правильно ребята, теперь продолжим.
Стекой протягиваем тесто от внешнего края синего круга к середине, так повторяем пять раз. У нас получился цветок из 5 лепестков. Посмотрите, как красиво!
Воспитатель:
- Ребята, что мы ещё можем нарисовать с вами на тарелочке?
- Я предлагаю вам по краям тарелки маленькие точки синего и голубого теста. Сделать это можно с помощью стеки или коктейльной трубочки. Стекой проводим линию по центру маленьких кругов на протяжении всей линии. У нас получилась линия «сердечек». С другой стороны, изобразим веточку с листьями. Стекой набираем цветную краску и рисуем линию вдоль края тарелки. По бокам капаем немного краски и стекой вытягиваем в форму листочка.
дети делают движения пальцами рук, имитируя движения лепестков цветов
Воспитатель показывает этапы работы.
ответы детей
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения
III. Заключительная часть
3.1 Подведение итогов,
самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний Воспитатель: - А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, и посмотрим ваши работы.
Воспитатель: Какие красивые тарелочки у нас получились. А кто подготовил стихотворение о гжели?
- Какие узоры в росписи вы использовали?
- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (
- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут?
- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
- Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.
Ребенок:
Ой вы гости дорогие!
У нас тарелки расписные.
Расписали их, старались.
Ребёнок рассказывает стихотворение
ответы детей
ответы детей
ответы детей
IV. Определение перспективы дальнейшей деятельности
4. 1 Воспитатель: «Вам хотелось бы ещё узнать о других способах рисования? А рисовать жидким тестом понравилось? Тогда я предлагаю на днях попробовать, ещё один способ рисования: Граттаж. Ответы детей
Анализ работы детей на занятии и результаты занятия.
Длительность занятия соответствует гигиеническим качествам нормам СаНПиН для детей данного возраста.
ОД соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Формирование знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала,доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребенка в активный процесс.
Первая часть ОД «Ярмарка» построена в форме беседы с детьми о народно – прикладном искусстве и рассматривание картинок,художественное слово. При отборе содержания учитывались возрастные особенности развития детей, их речевые возможности. После беседы с детьми была проведена, хороводная игра, интерактивная игра физминутка,которая сменила деятельность и напряжение детей
В основной части ОД,учитывая все возможности детей,структуру совместной деятельности взрослого и детей постаралась выстроить так, что бы постоянно активизировать внимание :это наглядность (картинки, проблемная ситуация (помощь Гжельским мастерам).Выстраивая структуру деятельности использовала вопросы, направленные на активизацию имеющих знаний, сообщала новый материал, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание. Детям было предложено расписать тарелки Гжелью нетрадиционным способом рисования – жидким цветным солёным тестом, при этом соблюдая последовательность выполнения работы и культурно-гигиенические навыки. В течение практической работы у детей наблюдался повышенный интерес к заданию., заинтересованность детей, утомление не наблюдалось. Во время речевого общения при выполнении работы воспитанникам давала позитивную оценку детской деятельности,ответам детей Речевая активность, умение слушать и понимать собеседника -_эти умения дети получили в непринужденной форме. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. При затруднениях детей повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четками,понятными,доступными.
направлены на личностное развитие детей и явились эффективными в достижении поставленных целей.
Задания, предъявленные детям, были посильны, и задания выполнены. В ходе занятия ребята ориентированы на общение, они слышат, удерживают словесную инструкцию, работают с интересом. Занятие получилось интересным, логичным, последовательным. Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.