Ольга Тюпикина
Образовательная деятельность по экологии «Ребятам о зверятах» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
1. Образовательные. Формировать обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных, учить детей определять и называть состояние погоды, дать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме: лиса, медведь, белка, заяц, волк, еж.
2. Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к животным, воспитывать желание помогать другим, любовь к природе родного края.
3. Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счет слов: волчье логово, волчья стая, берлога, дупло, нора. Активизировать словарный запас детей: лиса, заяц, волк, медведь, еж.
Публикация «Образовательная деятельность по экологии „Ребятам о зверятах“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Структура образовательной деятельности и методические приемы по структуре:
1. Начало занятия. Длительность 2-3 минуты. Методические приемы: художественное слово, загадка, рассказ.
2. Ход занятия. Длительность 25 минут. Методические приемы: загадки, беседа-рассказ, напоминание, продуктивная деятельность.
3. Итог занятия. Длительность 2-3 минуты. Методические приемы: напоминание, похвала.
Предварительная работа:
1. Беседы о диких животных, их роли в жизни человека.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные»
4. Использование дидактических игр «Лото. Дикие животные», «Разрезные картинки», «Чей детеныш?» и др.
5. Чтение художественной литературы.
6. Наблюдение за белкой во время прогулок.
Оборудование. Изображение диких животных, слайд-презентация, шаблоны зайца, вата, клей.
Последовательный ход образовательной деятельности
Воспитатель.
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?
Дети: Осенью.
Воспитатель. Ребята, вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна — радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. (Слайд 3,4) Другая — неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. (Слайд 5)А какая сейчас осень?
Дети: Поздняя.
Воспитатель. Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, как готовятся к зиме дикие животные. (Слайд 6). Ребята, а каких диких животных вы знаете? Дети: Еж, медведь, заяц, лиса.
Воспитатель. Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто будет спать в своих домиках?
Дети: Медведь и еж.
Воспитатель. Сколько они будут спать?
Дети: долго, всю зиму
Воспитатель. Они будут спать три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что сейчас должны делать эти животные?
Дети: много кушать.
Воспитатель. Правильно, они сейчас должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики. Ребята, а где будет спать медведь?
Дети: В берлоге
Воспитатель. Где спрячется ежик?
Дети: В норе.
Воспитатель. Еж еле-еле передвигается, спит на ходу. Он приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму. (Слайд 7)
Воспитатель. Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные?
Дети: Заяц, лиса, белка, волк.
Воспитатель
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Кто это?
Дети: Это заяц. (Слайд 8)
Воспитатель. Как же он готовится к зиме?
Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю.
Воспитатель. Она не только теплее, но и другого цвета, какого?
Дети: Белого
Воспитатель. Почему белого?
Дети: Что бы зайца никто не заметил.
Воспитатель. От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка?
Дети: От лисы и волка.
Воспитатель. Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А теперь, давайте посмотрим, что же осенью делает медведь? (Слайд 9)
Воспитатель. Почему медведь ест так много, готовясь к зиме?
Дети: Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест.
Воспитатель. А теперь угадайте загадку и узнаете ещё одного лесного жителя, который готовится к зиме!
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Дети: Белка (Слайд 10)
Воспитатель. Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка?
Дети: В дупле.
Воспитатель. Как она подготовилась к зиме?
Дети: Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.
Воспитатель. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
Физминутка «Звериная зарядка»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Воспитатель. Ребята, как у лисицы называется дом?
Дети: нора
Воспитатель. Там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка как называется дом?
Дети: волчье логово (Слайд 11)
Воспитатель. А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Дети: Да
Воспитатель. Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Но иногда зимой бывают такие сильные метели, вьюги снегопады, что и шубки не спасают, хочется в домике спрятаться. Вот и просят зверята ребят : «Спрячьте нас в наши домики».
Игра «Спрячь животных в их домики» (Слайд 12,13,14)
- Куда спрячем лису? (в нору).
- Куда спрячем зайца? (в заросли).
- Куда спрячем волка? (в логово).
- Куда спрячем медведя? (в берлогу).
- Куда спрячем белку? (в дупло).
- Вот молодцы, ребята, спасли всех зверят.
Воспитатель. А давайте мы поможем зайке и сделаем ему шубку на зиму, что бы ему зимой не было холодно и волки его не нашли. (Дети приступают к работе, звучит осенняя мелодия). Вот такие зайчата у нас получились. Им теперь не страшны зимой в лесу ни лисы, ни волки. Наши ребята помогли им поменять серую шубку на белую и теперь зайчат сложно будет заметить на снегу.
Слайд 15
Воспитатель. Каких животных мы видели сегодня в лесу?
Дети: Зайца, белку, медведя и т. д.
Воспитатель. А как мы их на зовём одним словом?
Дети: Дикие.
Воспитатель. Где они живут?
Дети: В лесу
Воспитатель. Молодцы. Вы сегодня хорошо позанимались.