Ольга Митряева
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе «История кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщать детей к народной культуре. Знакомить с элементарными приёмами рукоделия. Познакомить с историей куклы, выделяя её достоинства. Развивать фантазию, вкус, творческое воображение.
Задачи:
Развивающие :
• Развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности : словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
• Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта.
• Развивать фантазию, мышление, внимание.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе „История кукол“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Обучающие:
• Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
• Привлечь внимание детей к народной игрушке – кукле.
• Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, фартук, видеть их красоту.
• Совершенствовать умения изготавливать куклу, учить работать с тканью; знакомить с малыми формами фольклора.
Воспитательные:
• Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
• Стимулировать развитие коммуникативных навыков.
• Воспитывать ценностное отношение к семейным и народным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Интеграция образовательных областей :
• «Социально – коммуникативное развитие»;
• «Познавательное развитие»;
• «Речевое развитие»;
• «Художественно – эстетическое»;
• «Физическое развитие».
Словарная работа: матрёшка, соломенная кукла, кукла «Барыня», «На счастье», «Жених», «Зернушка», «Пеленашка».
Форма проведения: образовательная деятельность.
Материал к ОД.
Демонстрационный: фотографии и картинки тряпичных кукол, дымковской барыни, японской куклы «Фукуруму», соломенной куклы, матрёшек, лоскуты для изготовления куклы-пеленашки, тряпичные куклы, современные куклы фабричной и ручной работы.
Раздаточный: лоскуты для изготовления куклы-пеленашки.
Предшествующая работа: беседы с детьми на темы: «Путешествие в прошлое куклы», «Путешествие в прошлое одежды», ознакомление с хохломской, дымковской росписью и гжелью, разучивание хороводов, народных игр, стихов, ОД: «Знакомство с дымковской игрушкой».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Здравствуйте, мои милые!
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
А мальчики у нас, как ясные соколы!
А девочки как аленькие цветочки!
Воспитатель: Ой, а что это за коробка! Необычная, загадочная! Что же там, давайте, посмотрим? (Подходит к коробке. Развязывает ленту. Открывает.)
Воспитатель: Кто же это? (Ответы детей.)
Правильно – это кукла!
Кукла: Здравствуйте, дорогие ребята! Я жительница страны «Кукляндия». Я приглашаю вас в нашу страну в музей кукол. А вы знаете, что такое музей? (Ответы детей.)
Кукла: Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется - музей кукол, потому что там находятся разные куклы.
Воспитатель: Ну, что ребята отправимся в страну «Кукляндию»? (Ответы детей.)
Воспитатель: В музее наряду с современными куклами есть куклы и в русских сарафанах. Неслучайно, в укладе и быте жизни русского народа, придавалась большая роль, традиционному русскому костюму такому, какой сегодня вы видите на мне. Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках у детей не было, столько игрушек, как у вас сейчас, дети придумывали и делали себе игрушки сами, а иногда им помогали и родители.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам расскажу историю об одной удивительной кукле, она деревянная и жила в далекой стране, которая называется – «Япония». Много лет назад в Россию из далёкой страны - Японии привезли деревянную фигурку - добродушного, лысого старичка. Изображала эта кукла мудреца - «Фукуруму». Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья (Показ фото).
Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем - Матрёной.
- Как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно Матрёшка! Матрешка это любимый всеми российский сувенир. Появилась матрешка очень давно. Это настоящая русская красавица. Чем знаменита русская матрешка?
Ребенок:
Матрешечка, матрешка, русская краса:
Румяные щечки, глазки – бирюза,
Белая рубаха и русский сарафан,
На голове платочек – не найдешь изъян!
На первый взгляд – простая, но радует взор
В росписи одежды затейливый узор,
Милая улыбка и секрет внутри
Сколько же в ней куколок?
Ну – ка разбери!
Воспитатель: Да – это кукла с секретом. Что за секрет у матрешки?
Ребенок:
Разломлю я пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется.
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся!
Воспитатель: Да, действительно, кукла с секретом. Матрешка – это расписная, веселая деревянная кукла, ее сделали народные умельцы. Все матрешки разные: они разного размера, у них разное настроение. Для работы художники использовали только яркие краски. Какие? (Ответы детей.)
Воспитатель: Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем - то и схожесть. Чем похожи матрешки?
Воспитатель: Правильно? У каждой матрешки есть платочек на голове, одежда яркая, праздничная.
Воспитатель: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.
Физкультминутка «Веселые матрешки» под муз. сопровождение.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку
Топают матрешки то правую ногу, то левую)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку)
Топают матрешки (топают).
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку:
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
Веселит, ласкает взор
Пё стрый радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки!
Просто загляденье!
Всем на удивление!
Воспитатель: Найдите куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке.
- Верно! Это дымковская кукла!
Воспитатель: Кто мне скажет, почему кукла называется дымковской? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, она названа по имени села Дымково, в котором ее сделали. Ребята, а что мы с вами знаем о дымковской кукле? Из чего, она сделана? (Из какого материала) (Ответы детей.)
Воспитатель: Посмотрите, внимательно, какие цвета использовали художники? (Ответы детей.)
Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать? (Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии).
Воспитатель: А вот ещё одна кукла, для ее изготовления сначала собирали солому, затем варили, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали. И какая же получилась кукла у человека? (Соломенная кукла).
- Соломенных кукол не продавали, а делали люди для себя, т. к. эта кукла приносила удачу. А еще это была любимая кукла деревенских детей.
Воспитатель: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему? (Ответы детей.)
- Правильно! Она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть.
Воспитатель: Ребята, а сейчас, мы поговорим о другой кукле из нашего музея, о современной кукле (Показывает.)
Воспитатель: Ребята, а из чего же сделана современная кукла? (Ответы детей.)
- Современная кукла сделана из пластмассы. У нее есть руки, ноги, они двигаются, голова поворачивается в разные стороны, есть волосы, красивая одежда. Некоторые куклы могут ходить, говорить, петь. Куклу можно купать, переодевать и т. д. У современных кукол даже есть дома, мебель посуда. Современную куклу делают на фабрике и не только!
Воспитатель: Ребята, а вот рядом тряпичная кукла, посмотрите. (Показывает.)
Воспитатель: А, почему она так называется? (Ответы детей.)
(Потому что сделана из тряпочек, обрезков ткани.)
Воспитатель: Существует очень много видов тряпичных кукол (показать в музее). Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей. А какие тряпичные куклы есть в музее:
Кукла «Барыня» предназначалась для игры в дочки – матери. А барыней называлась потому, что у нее руки, как у барыни – руки в боки.
Маленькая куколка-девочка с длинной косой - и игровая кукла, и оберег. Люди считали, что длинная коса приносит Удачу, именно из-за длинной и толстой косы, она и называется “На Счастье”.
Кукла Жених. Мужской образ русской куклы называли «куклак». Куклак Жених – это игровая кукла.
Кукла «Зернушка». Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. Она символизировала достаток в доме.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Как называется эта кукла? (Ответы детей.)
- Правильно! Эта кукла называется – «Пеленашка».
Воспитатель: А кто из вас знает, почему эта кукла получила такое название? (Ответы детей.)
- Кукла Пеленашка – младенчик в платочке, запеленатый в пеленку. Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали.
- Ой, ребята, посмотрите, а здесь ещё и клубочек есть, он не простой, хотите в гости попасть? Мы пойдём туда, куда он покатится.
- А покатился он к бабушке Арине и её внучке Алёнке. (Бабушка Арина встречает гостей).
- Здравствуйте, бабушка Арина, а что это вы делаете?
Бабушка Арина: А я своей внучке Алёнке мастерю куклу – пеленашку. Хотите и вас научу?
Воспитатель: Конечно, хотим.
Бабушка Арина: Ну тогда, смотрите – эти куклы, при изготовлении которых использовались старинные техники и технологии. По назначению они делятся на несколько групп : куклы игровые, обрядовые и куклы – обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Отсутствие лица служило то, что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная вселению в неё злых сил.
- Я вам покажу, как делать куклу – пеленашку (т. е. малышку).
1. Берем белую ткань и сворачиваем её как полено, и связываем;
2. Сверху покрываем платочек;
3. Затем, в ткань её пеленаем и снова завязываем, чтобы не распеленалась.
- Вот и получилась у нас кукла.
Воспитатель: Уважаемые гости, а у вас есть такая кукла? (нет) А вам хотелось бы иметь такую куклу – оберег? (да). Ребятки, давайте нашим гостям подарим таких кукол - пеленашек.
Ребенок:
Наши куклы дороги и ярки,
Примите их в подарки.
Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям.
Бабушка Арина: А теперь вы, ребята, расскажите, что у вас было нового и интересного. (Рассказ детей).
- Вот видите как хорошо, сколько вы нового и интересного узнали и рассказали. А я вас за это угощу пирожками (Угощает).
Дети благодарят и прощаются с бабушкой Ариной и её внучкой.