Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе «История кукол»

Ольга Митряева
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе «История кукол»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Приобщать детей к народной культуре. Знакомить с элементарными приёмами рукоделия. Познакомить с историей куклы, выделяя её достоинства. Развивать фантазию, вкус, творческое воображение.

Задачи:

Развивающие :

Развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности : словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта.

Развивать фантазию, мышление, внимание.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе „История кукол“» размещена в разделах

Обучающие:

• Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

• Привлечь внимание детей к народной игрушке – кукле.

• Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, фартук, видеть их красоту.

• Совершенствовать умения изготавливать куклу, учить работать с тканью; знакомить с малыми формами фольклора.

Воспитательные:

• Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

• Стимулировать развитие коммуникативных навыков.

• Воспитывать ценностное отношение к семейным и народным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Интеграция образовательных областей :

«Социально – коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Художественно – эстетическое»;

«Физическое развитие».

Словарная работа: матрёшка, соломенная кукла, кукла «Барыня», «На счастье», «Жених», «Зернушка», «Пеленашка».

Форма проведения: образовательная деятельность.

Материал к ОД.

Демонстрационный: фотографии и картинки тряпичных кукол, дымковской барыни, японской куклы «Фукуруму», соломенной куклы, матрёшек, лоскуты для изготовления куклы-пеленашки, тряпичные куклы, современные куклы фабричной и ручной работы.

Раздаточный: лоскуты для изготовления куклы-пеленашки.

Предшествующая работа: беседы с детьми на темы: «Путешествие в прошлое куклы», «Путешествие в прошлое одежды», ознакомление с хохломской, дымковской росписью и гжелью, разучивание хороводов, народных игр, стихов, ОД: «Знакомство с дымковской игрушкой».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас, как ясные соколы!

А девочки как аленькие цветочки!

Воспитатель: Ой, а что это за коробка! Необычная, загадочная! Что же там, давайте, посмотрим? (Подходит к коробке. Развязывает ленту. Открывает.)

Воспитатель: Кто же это? (Ответы детей.)

Правильно – это кукла!

Кукла: Здравствуйте, дорогие ребята! Я жительница страны «Кукляндия». Я приглашаю вас в нашу страну в музей кукол. А вы знаете, что такое музей? (Ответы детей.)

Кукла: Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется - музей кукол, потому что там находятся разные куклы.

Воспитатель: Ну, что ребята отправимся в страну «Кукляндию»? (Ответы детей.)

Воспитатель: В музее наряду с современными куклами есть куклы и в русских сарафанах. Неслучайно, в укладе и быте жизни русского народа, придавалась большая роль, традиционному русскому костюму такому, какой сегодня вы видите на мне. Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках у детей не было, столько игрушек, как у вас сейчас, дети придумывали и делали себе игрушки сами, а иногда им помогали и родители.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам расскажу историю об одной удивительной кукле, она деревянная и жила в далекой стране, которая называется – «Япония». Много лет назад в Россию из далёкой страны - Японии привезли деревянную фигурку - добродушного, лысого старичка. Изображала эта кукла мудреца - «Фукуруму». Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья (Показ фото).

Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем - Матрёной.

- Как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно Матрёшка! Матрешка это любимый всеми российский сувенир. Появилась матрешка очень давно. Это настоящая русская красавица. Чем знаменита русская матрешка?

Ребенок:

Матрешечка, матрешка, русская краса:

Румяные щечки, глазки – бирюза,

Белая рубаха и русский сарафан,

На голове платочек – не найдешь изъян!

На первый взгляд – простая, но радует взор

В росписи одежды затейливый узор,

Милая улыбка и секрет внутри

Сколько же в ней куколок?

Ну – ка разбери!

Воспитатель: Да – это кукла с секретом. Что за секрет у матрешки?

Ребенок:

Разломлю я пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется.

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку.

Русские красавицы

Всем нам очень нравятся!

Воспитатель: Да, действительно, кукла с секретом. Матрешка – это расписная, веселая деревянная кукла, ее сделали народные умельцы. Все матрешки разные: они разного размера, у них разное настроение. Для работы художники использовали только яркие краски. Какие? (Ответы детей.)

Воспитатель: Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем - то и схожесть. Чем похожи матрешки?

Воспитатель: Правильно? У каждой матрешки есть платочек на голове, одежда яркая, праздничная.

Воспитатель: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.

Физкультминутка «Веселые матрешки» под муз. сопровождение.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

Топают матрешки то правую ногу, то левую)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку)

Топают матрешки (топают).

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку:

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой.

Веселит, ласкает взор

Пё стрый радужный узор:

Клетки, кольца, завиточки,

Змейки, ленточки и точки!

Просто загляденье!

Всем на удивление!

Воспитатель: Найдите куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке.

- Верно! Это дымковская кукла!

Воспитатель: Кто мне скажет, почему кукла называется дымковской? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, она названа по имени села Дымково, в котором ее сделали. Ребята, а что мы с вами знаем о дымковской кукле? Из чего, она сделана? (Из какого материала) (Ответы детей.)

Воспитатель: Посмотрите, внимательно, какие цвета использовали художники? (Ответы детей.)

Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать? (Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии).

Воспитатель: А вот ещё одна кукла, для ее изготовления сначала собирали солому, затем варили, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали. И какая же получилась кукла у человека? (Соломенная кукла).

- Соломенных кукол не продавали, а делали люди для себя, т. к. эта кукла приносила удачу. А еще это была любимая кукла деревенских детей.

Воспитатель: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему? (Ответы детей.)

- Правильно! Она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть.

Воспитатель: Ребята, а сейчас, мы поговорим о другой кукле из нашего музея, о современной кукле (Показывает.)

Воспитатель: Ребята, а из чего же сделана современная кукла? (Ответы детей.)

- Современная кукла сделана из пластмассы. У нее есть руки, ноги, они двигаются, голова поворачивается в разные стороны, есть волосы, красивая одежда. Некоторые куклы могут ходить, говорить, петь. Куклу можно купать, переодевать и т. д. У современных кукол даже есть дома, мебель посуда. Современную куклу делают на фабрике и не только!

Воспитатель: Ребята, а вот рядом тряпичная кукла, посмотрите. (Показывает.)

Воспитатель: А, почему она так называется? (Ответы детей.)

(Потому что сделана из тряпочек, обрезков ткани.)

Воспитатель: Существует очень много видов тряпичных кукол (показать в музее). Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей. А какие тряпичные куклы есть в музее:

Кукла «Барыня» предназначалась для игры в дочки – матери. А барыней называлась потому, что у нее руки, как у барыни – руки в боки.

Маленькая куколка-девочка с длинной косой - и игровая кукла, и оберег. Люди считали, что длинная коса приносит Удачу, именно из-за длинной и толстой косы, она и называется “На Счастье”.

Кукла Жених. Мужской образ русской куклы называли «куклак». Куклак Жених – это игровая кукла.

Кукла «Зернушка». Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. Она символизировала достаток в доме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Как называется эта кукла? (Ответы детей.)

- Правильно! Эта кукла называется – «Пеленашка».

Воспитатель: А кто из вас знает, почему эта кукла получила такое название? (Ответы детей.)

- Кукла Пеленашка – младенчик в платочке, запеленатый в пеленку. Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали.

- Ой, ребята, посмотрите, а здесь ещё и клубочек есть, он не простой, хотите в гости попасть? Мы пойдём туда, куда он покатится.

- А покатился он к бабушке Арине и её внучке Алёнке. (Бабушка Арина встречает гостей).

- Здравствуйте, бабушка Арина, а что это вы делаете?

Бабушка Арина: А я своей внучке Алёнке мастерю куклу – пеленашку. Хотите и вас научу?

Воспитатель: Конечно, хотим.

Бабушка Арина: Ну тогда, смотрите – эти куклы, при изготовлении которых использовались старинные техники и технологии. По назначению они делятся на несколько групп : куклы игровые, обрядовые и куклы – обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Отсутствие лица служило то, что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная вселению в неё злых сил.

- Я вам покажу, как делать куклу – пеленашку (т. е. малышку).

1. Берем белую ткань и сворачиваем её как полено, и связываем;

2. Сверху покрываем платочек;

3. Затем, в ткань её пеленаем и снова завязываем, чтобы не распеленалась.

- Вот и получилась у нас кукла.

Воспитатель: Уважаемые гости, а у вас есть такая кукла? (нет) А вам хотелось бы иметь такую куклу – оберег? (да). Ребятки, давайте нашим гостям подарим таких кукол - пеленашек.

Ребенок:

Наши куклы дороги и ярки,

Примите их в подарки.

Приходите в гости к нам

Рады мы всегда гостям.

Бабушка Арина: А теперь вы, ребята, расскажите, что у вас было нового и интересного. (Рассказ детей).

- Вот видите как хорошо, сколько вы нового и интересного узнали и рассказали. А я вас за это угощу пирожками (Угощает).

Дети благодарят и прощаются с бабушкой Ариной и её внучкой.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Уфа — безопасный город» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №293 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

«Мастерим кормушку». Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию Цель: прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. проявлять заботу об окружающем мире.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Домашние животные» Конспект НОД по ОО «Социально – Коммуникативное развитие» в средней группе на тему «Домашние животные». Грибенникова Яна Николаевна МБДОУ.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Дорогою добра» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский Сад №5» города Энгельса Саратовской области Воспитатель: Чиркина.

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с элементами сказкотерапии Конспект образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию с элементами сказкотерапии с детьми подготовительной к школе.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «В поисках Феи Доброты» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Семицветик» с. Булгаково муниципального района Уфимский район.

Конспект совместной образовательной деятельности в средней группе по социально-коммуникативному развитию «Секреты дружбы» План-конспект совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Секреты дружбы» Составила: Сапунова Наталья.

Конспект занятия в средней группе по социально-коммуникативному развитию «Родина-Россия» Занятие в средней группе по социально-коммуникативному развитию «Родина-Россия» Цель: формирование патриотических чувств. Задачи: — формировать.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Зимние забавы» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе на тему : «Зимние забавы».Цель : • Расширить словарный запас детей,.

«Развиваем целостное отношение к труду». План образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию Образовательная область" Социально-коммуникативное развитие" раздел «Развиваем целостное отношение к труду» (подготовительная группа). №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе «История кукол»
Опубликовано: 15 июня 2018 в 13:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе «История кукол»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Митряева (УИ 1603316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД