Светлана Перцева
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему : «Осень»
Воспитателя первой квалификационной категории Перцевой Светланы Николаевны
Задачи: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнять приметы осени, упражнять в подборе слов-определений, составлении предложений.
Познакомить с народными названиями осенних месяцев, расширять словарный запас детей новыми словами.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Учить соотносить описание природы в стихах, музыке с определением времени года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Материал: картины с изображением осенних пейзажей, труда людей осенью, погодных явлений.
Запись музыки П. И. Чайковского «Времена года».
Ход занятия
Воспитатель приносит детям картинку с изображением осеннего пейзажа и предлагает внимательно рассмотреть её и ответить, какое время года на ней изображено.
Вопросы воспитателя:
Какие времена года вы ещё знаете? (Назвать их в определённой последовательности)
Какие осенние месяцы вы ещё знаете? (Назвать их определённой последовательности)
Ребята, а вам нравится осень?
А скажите, по каким признакам, приметам, вы определили, что на этой картине изображена именно осень, а никакое другое время года?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть ещё несколько картин об осени с изображением погодных явлений, перелёта птиц, подготовке животных к зиме, труда людей в саду, поле, огороде.
Какие приметы осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья)
Как называется это явление? (Листопад)
Какого цвета бывают листья осенью? (Золотые, багровые, пурпурные)
Осенью очень часто идут дожди.
Какие дожди бывают осенью? (Мелкие, моросящие, грибные)
Что вы можете сказать о птицах? (Они улетают на юг)
Что происходит с днём и ночью? (Дни становятся короче, а ночи - длиннее)
Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме)
Чем занимаются осенью люди? (Собирают урожай)
Ребята, как вы думаете, осень – это весёлое или грустное время года? (Грустное)
А почему? (Потому что природа как бы замирает)
Недаром великий русский поэт А. С. Пушкин писал об осени :
Унылая пара! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Сейчас мы с вами послушаем музыку великого русского композитора П. И. Чайковского «Времена года». Когда вы будете слушать, то закройте глаза и представьте себе всё то, о чём мы с вами сегодня говорили. А когда послушаем музыку, вы мне расскажите, что вы услышали.
Воспитатель слушает ответы детей.
Игра «Будь внимательный»
Я буду называть слова, когда вы услышите слово относящееся к осени – встаньте (мышь, курица, дождь, земля, ромашка, ветер, лошадь, грибы, дом, листопад, дети, собака, урожай, рука и др.)
Ребята, а вы знаете, у всех осенних месяцев есть ещё и народные названия: сентябрь – хмурень (небо хмурится, солнце часто прячется за тучами, октябрь – грязник (под ногами грязь из-за частых дождей, ноябрь – листогной (листья опали, гниют; в слове листогной спятались два слова – листь и гнить).
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение об осени И. Михайловой «Как обидно»
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой, -
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые надул, надул, надул,
И на деревья пёстрые подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно…
Листьев нет, лишь ветки видно.
Скажите, о каком осеннем явлении идёт речь в стихотворении? (Листопаде)
В слове «листопад» спрятались два слова – листья и падать.
Что характерно для ранней осени?
Для поздней осени?
Игра «Составь предложение»
Опираясь на картину, дети оставляют предложения со словами: багровый, золотой, холодный, хмурый, моросящий, перелётные.
Игра «Я люблю»
Скажите и покажите, чем вы любите заниматься в разное время года.
Летом я люблю…
Осенью я люблю…
Зимой я люблю…
Весной я люблю…