Мария Опалева
Конспект образовательной деятельности по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста «Осенние деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
у детей младшего дошкольного возраста
Тема: «Осенние деревья».
Цель: создание условий для формирования связной, грамматически правильной речи.
Задачи:
I. Образовательные :
1. Закрепить у детей представления о цвете листьев осенних деревьев (желтый, красный, оранжевый).
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста „Осенние деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
2. Формировать у детей представление о листопаде.
3. Способствовать формированию представлений детей о внешнем виде таких деревьев, как: рябина, дуб, береза.
4. Формировать навыки дифференцирования листьев деревьев по внешнему виду относительно их породы.
5. учить включаться в разговор во время рассматривания листьев, картин;
6. Активизировать словарный запас детей по теме.
II. Развивающие :
1. способствовать развитию речевого дыхания;
2. Развивать двигательную и познавательную активность детей.
3. Развивать у детей мышление, зрительное и слуховое внимание.
4. Развивать монологическую и диалогическую форму речи.
5. Развивать навыки коллективного взаимодействия, чувство командного духа.
III. Воспитательные:
1. формировать потребность делиться своими впечатлениями.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Воспитывать уважительные отношения при взаимодействии.
Предварительная работа:
разгадывание загадок.
чтение художественной литературы: Н. Сладков. «Осень на пороге»;
К. Лукашевич. «Осень»;
заучивание наизусть стихов об осени;
Пальчиковые игры: «Собираем листочки», «Осень, осень к нам пришла».
Дидактические игры: «Составь листок», «Кто больше назовет признаков осени»
Подвижные игры: «Листопад», «Такой листок, лети ко мне».
Игры на развитие речевого дыхания : «Осенние листочки на дереве висят».
Материал:
• игрушка–бельчонок;
• осенние листья из бумаги (для игры);
• проигрыватель с аудиозаписями.
• четыре корзинки с эмблемами деревьев,
• картинки деревьев : Береза, дуб, рябина,
• макет «Берёза» (без листьев, высота 100 см, ствол выполнен в технике папье-маше, ветки естественные).
Ход.
Звучит волшебная музыка, затем стук в дверь.
Воспитатель: - Ребята, вы слышите? Интересно, кто же к нам пришел?
Воспитатель и дети проходят к двери, на пороге находят бельчонка.
Воспитатель берет бельчонка, спрашивает : Дети, кто это?
Дети: - Белочка.
Воспитатель: - Это детёныш белочки. Кто?
Дети: - Бельчонок.
Воспитатель: - Давайте с ним поздороваемся! Здравствуй, бельчонок (каждый трогает его за лапку, здороваются) Послушайте, бельчонок хочет с вами поздороваться по-беличьи: «Ц-ц-ц-ц» (дети повторяют). Посмотрите, какой бельчонок грустный.
Воспитатель: - Бельчонок говорит, что он хотел поиграть в лесу осенними листочками. Но одному бельчонку играть грустно. Мы можем помочь бельчонку?
Дети: - Можем.
Воспитатель: - А вы знаете, как его развеселить?
Дети: - Нужно поиграть с ним.
Воспитатель: - Правильно. Пойдемте с вами на осеннюю полянку.
(Дети стоят рядом с воспитателем, осенние листочки разложены на полу).
Воспитатель: - Посмотрите, на какую красивую полянку мы с вами пришли играть! Что это?
Дети: - Листья.
Воспитатель: - Какого цвета листочки?
Дети: - Красные, оранжевые, желтые.
Воспитатель: Что с ними случилось? Совсем недавно они были зелеными.
Дети: - ответы детей.
Воспитатель: Наступила красавица-осень, на улице похолодало, и природа готовится ко сну. Скоро все деревья сбросят золотые наряды и уснут под белым пушистым снегом. Скажите, кто-нибудь видел, как листья опадают с деревьев?
Дети: - Да.
Воспитатель: Как называется это явление природы?
Дети: - Листопад.
Воспитатель: - Да, листопад. Пусть каждый из вас возьмет понравившийся ему листок.
Динамическая пауза: «Вот пришла осень в сад».
Вот пришла осень в сад, листья желтые кружат,
Желтые, красные, самые прекрасные.
(листики в руках перед собой, влево - вправо, над головой)
Ветер, стой, не свисти, листья незачем грести.
(помахивают влево - вправо)
Листья мы не отдадим - сами поиграть хотим
(прячут за спиной).
Воспитатель: - Чтобы ветерок уснул и не мешал нам играть, давайте ему споем песенку листочков.
Упражнение на дыхание «Осенний ветерок»
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Кленовый – и-и-и…
Берёзовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
( Дети хором поют: “а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у”).
Воспитатель: - Какая красивая песенка получилась! Давайте тихонечко подуем на листочки, как будто это ветер дует, а теперь сильно подуем, сдуем листики с веток. Что у нас получилось?
Дети: - Листопад.
Воспитатель: - Правда, красивый листопад получился?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А тебе бельчонок понравился листопад? (Да).
Воспитатель: - Скажите, у нас у всех были одинаковые листья?
Дети : - Нет.
Воспитатель: - А чем они отличаются?
Дети:- ответы детей.
Воспитатель: Каждое дерево имеет листья определенной формы. Кто из вас знает, каким деревьям принадлежат листья?
Дети: - ответы детей.
Воспитатель показывает три картины: «Береза», «Дуб», «Рябина» предлагает детям рассмотреть их вместе с бельчонком, обратив внимание на характерные черты деревьев.
Воспитатель: Предлагаю разделиться на три команды, каждая из которой будет собирать листья какого-то одного дерева и складывать их в корзину с соответствующей эмблемой дерева.
(Звучит музыка, дети выполняют задание)
Воспитатель: - Молодцы, на полу не осталось ни одного листочка.
Мы с бельчонком проверим, правильно ли вы выполнили задание?
(Дети и воспитатель проверяют содержимое корзин)
Воспитатель: - Скажите, если этот лист с берёзы (рябины, дуба, значит он какой?
Дети: - Берёзовый, рябиновый, дубовый.
Игра: «Много – один»
Один листок, а много…
Один берёзовый лист, много…
Один рябиновый лист, а много….
Один дубовый лист, а много….
Воспитатель: Послушайте внимательно и отгадайте, о каком дереве моя загадка :
Белый ствол. Чернеют пятна –
Где такое ты встречал?
Будто кто-то аккуратно
На стволе их рисовал.
Дети: - Береза.
Воспитатель: Конечно же, это берёза, молодцы. Ребята, посмотрите, что у нас есть (указывает на макет «Берёзы»). Что это за дерево?
Дети: - Берёза.
Воспитатель: Вот только она потеряла все листочки. Давайте, возьмём прищепки, вернем их на ветки. И у нас в группе появятся настоящая осенняя красавица - Березка. Согласны?
Дети: - Да.
Воспитатель: Из какой корзины мы возьмем листья?
Дети: - ответы детей.
(звучит музыка, дети выполняют задание, воспитатель помогает)
Воспитатель приглашает детей удобно сесть вокруг берёзы.
Воспитатель: - Спрашивает бельчонка, тебе понравилось с нами играть?
Бельчонок: - Да понравилось. Теперь я знаю, в какие игры можно играть с листочками.
Воспитатель: - Дети давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли? Листья, каких деревьев видели? Чем вам понравилось? Какое время года сейчас на улице? А какое время года сменит осень?
Дети бельчонок приготовил для вас сюрприз: раскраски деревьев. Скажем бельчонку спасибо. До свидания приходи к нам ещё.