Анастасия Миронова
Конспект занятия «Подвиг в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомство дошкольников с периодом начала Великой Отечественной войны;
Ознакомить детей с плакатами времён Великой Отечественной войны. Формировать у дошкольников представление о подвиге мирных жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны.
Развивающие: активизировать у детей интерес к истории родного края в период Великой Отечественной войны.
Развивать внимание, мышление, речь.
Публикация «Конспект занятия „Подвиг в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Воспитательные: Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, гордость за подвиг своего народа.
Воспитывать уважение к труженикам тыла.
Словарная работа: Активизировать слова: строительство, лопата, лом, кирка; ввести в словарь детей слова «окопы», «землянка», «блиндаж»; выражения «оборонительный рубеж», «промышленные города», «трудовой подвиг».
Материал и оборудование : фотографии плакатов «Родина мать зовёт!», художник И. Тоидзе, «Наше дело правое. Победа будет за нами», фотографии окопа, землянки, блиндажа; мультимедийная презентация «Сурский и Казанский оборонительные рубежи», ноутбук.
Ход занятия:
Беседа.
Воспитатель: Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.
И принято решение на берегу Суры
Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.
Зима. Мороз стоял трескучий,
А люди ломом и киркой крушили эти кручи.
Им не хватало тёплой обуви, еды,
Но все же они выстояли, построили, смогли.
9 мая здесь многолюдно,
Дети приносят букеты цветов.
Помнят сельчане, как было трудно
И мы не забудем тот подвиг отцов!
Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём? В прошлом году в нашей стране отметили 75-летие Победы в Великой Отечественной Войне. В этом 2021 году будет круглая дата: восемьдесят лет назад началась Великая Отечественная война. Война была тяжелым испытанием для всего народа. Её назвали Отечественной так, как надо было защищать своё Отечество - Родину, от врагов, которые хотели отнять у нас и саму Родину. Великой война была потому, что она продолжалась целых четыре года. Скажите, кто знает, кто напал на нашу страну? С кем сражался наш народ? (Ответы детей). Правильно, это была фашистская Германия. Как назвали эту войну? Почему война назвали Отечественная?
II. Основная часть.
Воспитатель: В воскресенье, ранним утром, когда ещё все пали, фашистская Германия напала на нашу Родину. Самолёты стали бомбардировать наши деревни, села и города. Наш народ не ожидал такого развития событий и враг смог завоевать много населенных пунктов в самом начале войны.
По всей стране звучало объявление о начале войны (прослушать обращение Левитана 22 июня 1941 года, люди молча, с болью в сердце слушали обращение диктора Юрия Левитана, и каждый понимал, что мирная жизнь подошла к концу и предстоит приложить много труда и сил, чтобы победить врага и преодолеть все беды (воспитатель показывает плакат «Родина- мать зовёт!», художник И. Тоидзе). «Родина- мать зовёт! Всё для фронта, всё для Победы!» - так доносились до людей призывы военных лет. На защиту своей Родины поднялась вся страна.
Молодых людей стали призывать в армию. Очень трудно и грустно было прощаться с друзьями и родными, которые уходили на битву с врагом, ведь никто не знал, что ждёт их впереди, вернётся ли родной человек? Но все надеялись на победу! Взгляните на плакат времён начала войны (Воспитатель показывает плакат «Наше дело правое - Победа будет за нами!»).
С самого начала войны враг стремился покорить столицу нашей Родины – Москву. Фашисты думали, что, захватив Москву, они сломают боевой дух советского народа и далее завоевать нашу страну им удастся без труда. По их планам, война должна быть закончена еще до осени.
В то тяжелое время все надеялись, что враг будет побит, но когда это случится, никто не знал.
Осенью 1941 года, когда немецкие войска стояли под Москвой, наша Чувашская Республика была вовлечена в большое военное строительство: строительство оборонительных рубежей (Воспитатель предлагает повторить выражение «строительство оборонительных рубежей» индивидуально). По территории республики прошла линия двух оборонительных рубежей : Сурского и Казанского (показать на карте, предложить повторить названия Сурский рубеж, Казанский рубеж). Основная задача этого строительства – не допустить противника к городу Казань – главному промышленному центру, а также прикрыть крупные промышленные города на реке Волга, в которых находились заводы, выпускающие боеприпасы…
Воспитатель: Что такое оборонительный рубеж? Оборонительный рубеж – длинная укреплённая полоса, на которой могли расположиться войска, чтобы защищать территорию. Вопросы к детям: Во что была вовлечена наша республика? ( Ответы детей: строительство оборонительных рубежей). Что такое «оборонительный рубеж»? ( Ответы детей: длинная укреплённая полоса).
Основная часть мужского населения была на фронте, поэтому самая тяжёлая работа легла на женские плечи и подростков. Они рыли окопы, противотанковые рвы, обустраивали землянки, блиндажи и командные пункты (показать фотографии окопа, противотанковых рвов, землянки, блиндажа). Первая военная зима была очень холодная. Строители оборонительных рубежей в сильные морозы лопатами, ломами и кирками (показать фотографии) вырыли много земли. Несмотря на все трудности, благодаря трудовому героизму народа строительство было завершено в срок: за два с половиной месяца.
Физкультминутка.
Воспитатель: Предлагаю вам изобразить положение человека во время работы лопатой, ломом, киркой. Игровое упражнение «Посмотри и покажи» (воспитатель показывает фото инструмента, дети выполняют соответствующие действия, которые совершает человек во время работы с ними).
Молодцы, ребята.
Воспитатель: Когда началось строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей? ( ответы детей: осенью, когда враг подходил к Москве). Что рыли строители оборонительных рубежей? ( ответы детей: окопы). Что они строили? ( ответы детей: землянки, командные пункты). Какие орудия труда использовали строители Сурского и Казанского оборонительных рубежей? ( ответы детей: лопату, лом, кирку).
К счастью, всё это не понадобилось, так как враг был остановлен под Москвой. Окопы долго напоминали о войне, позже их заровняли, в некоторых местах со временем они обвалились и заросли травой. Но сохранить в памяти подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей необходимо. Ведь им было также тяжело, трудно, как на фронте. В память их трудового подвига сооружен памятник (показать фотографию).
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (ответы детей). Для чего нужно было строить оборонительные рубежи? (ответы детей). Молодцы!