Наталья Мосиевских
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Насекомые и пауки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной деятельности
по «Познавательно-речевому развитию»
в подготовительной группе
в рамках тематической недели «Насекомые»
Тема: «Насекомые и пауки"
Цель: Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида, местах обитания.
Задачи:
Социально – коммуникативное развитие :
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе „Насекомые и пауки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пауки, паучки, паукообразные
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности,
-воспитание бережного отношения к природе.
Познавательное развитие :
- развивать внимание, память, образное мышление.
- формировать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
-способствовать систематизации представлений о насекомых, местах их обитания, способах передвижения и воспроизведения звуков
Речевое развитие :
- расширение и активизация словаря по теме: «Насекомые и пауки».
-формирование умения подбирать синонимы, значение которых определяется контекстом; понимания значений многозначных на основе речевых конструкций.
-совершенствование синтаксического строя речи: составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а и со словами синонимического ряда.
Физическое развитие :
-развивать двигательную активность, координацию движений в сочетании с речью.
-развитие длительного плавного выдоха, тонкой и общей моторики.
Материалы и оборудование: Картинки с изображениями насекомых, аудиозапись звуков насекомых, секторные раскраски насекомых, паззлы «Насекомые», тренажеры на развитие дыхания «Бабочки» на каждого ребенка, ромашка из бумаги, галстук-бабочка, колокольчик- музыкальный инструмент, картинка-бабочка (насекомое, картинка колокольчик (цветок, пчела (муха) на указке для гимнастики для глаз.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Дети, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними.
- Встанем, дети, дружно в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (выполнение движений по тексту)
II. Основная часть.
1. Отгадывание загадок
Дети, отгадайте загадки, и вы узнаете тему нашего занятия.
(Загадки загадывают подготовленные дети, а педагог выставляет картинки насекомых на доску) бабочка, божья коровка, муравей
- Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел
(Бабочка)
-Всех жуков она милей,
Платье красное на ней,
А на платье точки,
Черные кружочки. (Божья коровка)
- Он работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(Муравей)
- Сейчас я вам загадаю загадки - не простые, а звуковые. Послушайте звуки и определите, кто их издает.
(Муха,
-Давайте поделим слово муха на слоги.
То же самое со словами комар, кузнечик).
Ребята, вы отгадали все загадки. Как одним словом можно назвать муравья, пчелу, божью коровку, стрекозу? (ответы детей).
Тема нашего занятия «Насекомые». Если вы справитесь со всеми заданиями, то вас будет ожидать сюрприз. Какой, скажу потом. (распечатанные секторные раскраски)
-Сейчас я всех приглашаю сесть за столы и показать нашим гостям, какие мы внимательные.
2. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Мы с вами поиграем с нашими руками, выполним знакомые вам упражнения.
«Кулак-ребро-ладонь» — четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга.
Упражнения выполняются сначала в медленном темпе, затем быстрее.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
На бочок
И в кулачок.
- Молодцы ребята, все выполнили упражнения верно.
3. Игра «Собери целое» (паззлы или разрезные картинки насекомых)
(Дети собирают)
4. Образование существительных родительного падежа множественного числа.
Дети, вы собрали паззлы и у вас получились целые изображения. Поиграем в игру «Один-много»
Один жук – много жуков.
Один комар – много комаров.
Одна муха – много мух.
Одна бабочка – много бабочек.
Одна стрекоза – много стрекоз.
Один муравей – много муравьев.
Одна мошка – много мошек.
Одна пчела – много пчел.
Один шмель – много шмелей.
5. Сравнение насекомых и пауков. Расширение знаний, закрепление понятий, согласование числительных с существительным.
- Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?
Дети: у насекомых есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало.
- Чем отличаются?
Дети: у одних есть крылья — называются «летающие», у других нет — «нелетающие».
Педагог: обратите внимание, что у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».
Посмотрите ребята. Кто это спрятался под камнем? Это паук. Паук - это насекомое? Рассматривают паука и насекомых. Считают лапки: одна лапка, две лапки…. (согласование числительного с существительным). У паука 8 лапок, а у насекомых – 6.
Значит паук не насекомое.
6. Активизация активного словаря, использование слов антонимов;
Игра «Скажи наоборот» (антонимы)
- Ребята, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».
Майский жук большой, а божья коровка…
У шмеля крылья короткие, а у стрекозы …
У жука усы толстые, а у бабочки …
Бабочка цветная, а паук …
Муравей передвигается быстро, а гусеница …
- Ребята, как хорошо весной! Деревья стоят все в цвету, птички поют, трава зеленеет, цветы распускаются. Проснулись насекомые и пауки. Где обитают насекомые? (На поле, на лугу, на опушке леса, у водоемов). Давайте отправимся туда, где обитают насекомые. Закройте глаза. Выполняйте мои команды: повернись, покружись и на лугу окажись.
(Включается аудиозапись «Насекомые на лугу»
- Ребята, кого мы можем встретить на лугу?
7. Физкультминутка. Развитие общей моторики. Упражнение «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
8. Упражнение «Разноцветные бабочки».
- Ребята, посмотрите в каких красивых бабочек превратились гусеницы! Давайте подуем на них, чтобы они закружились в воздухе. Нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой (дети выполняют упражнение 4-5 раз по команде).
9. Игровое упражнение «Ромашка».
(дети садятся на коврик)
- Куда же нам посадить бабочек?
- Мы их посадим на волшебную ромашку. У ромашки оторвались лепестки. Чтобы собрать ее, надо придумать как можно больше близких по значению слов - слов-друзей к словам красивая, душистый, летает.
На каждое названное слово прикрепляем лепестки к серединке (желтому кругу).
Примерные ответы детей: прекрасная, миленькая, хорошенькая; пахучий, благоухающий, ароматный; порхает, вьется, пролетает.
10. Работа с многозначными словами.
- Давайте присядем. Посмотрите, у меня тоже есть бабочка и я ее посажу на цветок (выставляю на магнитную доску картинку с изображением колокольчика (музыкального инструмента, на нее накладывает картинку с изображением бабочки (галстука).
-Я посадила свою бабочку на цветок, правильно?
Дети: нет.
Далее педагог выставляет на магнитной доске пары картинок: бабочка (насекомое) – бабочка (галстук, колокольчик (цветок) – колокольчик (музыкальный инструмент).
- Определите значение слов, изображенных на картинках.
Дети: Бабочка – это насекомое. Эта бабочка галстук. Его надевают на шею. Колокольчик – цветок и колокольчик – музыкальный инструмент.
- Это многозначные слова. Одно и то же слово может обозначать разные предметы. Узнать о каком предмете идет речь, можно с помощью предложений. Придумайте предложения с этими словами.
11. Гимнастика для глаз.
- Ребята, посмотрите, к нам «прилетела муха», давайте выполним гимнастику для глаз, понаблюдаем за мухой.
Встаньте ровно, расправьте плечи, руки опустите вдоль туловища, голову держим ровно, не наклоняем и не поворачиваем. Итак, начнем.
Муха полетела направо, муха полетела налево, муха села на потолок, муха села на пол. (Дети выполняют движения глазами, четко следуя инструкции).
Молодцы!
-Дети, скажите какая польза есть от насекомых? (опыляют растения, пчелы делают полезный, вкусный мед, некоторые насекомые сами поедают вредителей-насекомых (божья коровка, муравьи поедают остатки умерших насекомых, сами служат пищей для животных и птиц, эстетическое и мн. др)
-Какой вред от насекомых? (Переносчики опасных инфекций, паразиты, портят урожай, деревья, деревянные постройки, моль селится в одежде и портит её.
111. Подведение итогов занятия.
- Дети, скажите, чему вы сегодня научились? Ребята, я думаю, что гостям очень понравилось, как вы выполняли задания. Мне тоже понравилось, как вы все сегодня потрудились. Вы — молодцы! Я вам обещала сюрприз
И на память о нашем занятии я хочу раздать вам вот такие рисунки (раскраски – сектора) Дома или в группе вы можете раскрасить насекомых. Ребята, спасибо за занятие!