наталья крылова
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Мама — солнышко моё»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по теме «Моя семья»
«Мама - солнышко моё!»
(для детей среднего возраста)
Пояснительная записка
Что значит семья для ребёнка? Какие нравственные ценности формируются у ребёнка в семье?
Это, прежде всего, любовь, здоровье, семейные традиции, уважение к родителям, забота о старших и младших.
Как развить в детях осознание безусловной ценности семьи, понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека?
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию „Мама — солнышко моё“» размещена в разделах
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Поэтому основная идея методической разработки занятия заключается в формировании у детей представлений о семье, как о людях, которые живут вместе, воспитании желания заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, осознанного чувства любви и уважения к матери, отцу.
Именно в семье ребё нок впервые входит в мир важнейших нравственных ценностей и категорий: счастье, свобода, любовь, сопереживание, сочувствие, трудолюбие и др. Здесь он получает первые уроки взаимоотношений родителей и детей, их взаимных обязанностей. Мать и отец для ребёнка – это источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребёнок чувствует себя беззащитным и беспомощным.
Для успешной реализации поставленных задач в занятии используется интегрированный подход, который включает разнообразные виды деятельности : игровая, познавательная, изобразительная.
Цель занятия: создание условий для формирования представлений о семейных ценностях, о маме.
Задачи:
Образовательные
- формировать представление о семейном укладе, о семье, как о людях, которые живут вместе и заботятся друг о друге.
Развивающие :
- создавать условия для развития осознанного чувства любви и уважения к матери, отцу;
- способствовать развитию речи, мышления, памяти, внимания;
- развивать творческие возможности в решении проблемных ситуаций.
Воспитательные:
- формировать чувство ответственности и заботы о близких людях; доброты, милосердия;
- формировать желание доставить радость своим близким.
Образовательные области : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Условия эффективности занятия:
- эмоциональный настрой детей;
- наличие знаний о своей семье, о людях, живущих рядом;
- наличие навыков в изобразительной деятельности;
- умение детей вести диалог, отвечать на вопросы, подбирать эпитеты.
Материалы и оборудование: фотоальбомы с фотографиями членов семьи, фотографии с разными событиями, о которых могут рассказать дети, игрушки: петушок, курочка, цыплята, гнездо с яичками, ватман с изображением солнышка без лучиков, краска – гуашь (красная, жёлтая, оранжевая, таз, лейка, салфетки, аудиозаписи: «кукареку» и писка цыплят.
Предварительная работа: беседы с детьми о членах семьи, их занятиях, чтение художественной литературы: стихи о маме, папе, бабушке, дедушке, проигрывание сюжетно-ролевой игры «Моя семья».
Ход:
I. Организационный момент:
Воспитатель:
- Здравствуйте, милые дети! Вы прекрасней всех на свете!
Таких хороших и пригожих я приглашаю поиграть.
Собрались все дети в круг!
Я – твой друг, и ты – мой друг!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
II. Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, вы так тепло, по-доброму улыбались друг другу, как будто лучики солнышка спустились на землю и согрели нас своим теплом. Давайте протянем руки к солнышку. Что вы чувствуете?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Потрите свои ладошки. Что вы ощущаете? Какими они стали? Ладошки какие?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Почему они стали теплые?
Ответы детей (Солнышко согрело их).
Воспитатель:
- А какое наше солнышко?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Да, солнышко ласкает нас своими лучиками, согревает, оно любит нас. А кто ещё вас крепко любит, кто вас нежно так голубит, кто заботится о вас?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Да, ребята, мамы, папы, бабушки и дедушки о вас заботятся, любят вас. Это ваша семья. А вы как думаете, что такое семья?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А вы могли бы мне рассказать о своей семье? Я вижу, у вас есть семейные альбомчики. Давайте присядем на коврик, и вы расскажете друг другу о своей семье.
Дети присаживаются на коврик.
Воспитатель:
- Кто хочет рассказать о своей маме? А вы для мамы кто?
А для бабушки? Что ваши мамы любят делать? Что больше всего радует маму? А что её больше всего расстраивает? Чему научила вас мама? Что мама и папа дарят вам на праздники? Что ещё вы можете рассказать о своей семье?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А ещё в народе говорят: «При солнышке - тепло, при матушке - добро». Как вы думаете, почему так говорят?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А как вы заботитесь о своих родных? За что вы говорите своим родным «спасибо»?
Ответы детей.
Воспитатель:
Спасибо маме за заботу
И папе за его работу,
Сестре и брату за внимание,
Бабушке с дедушкой – за понимание!
Отложите, пожалуйста, свои альбомы. Давайте встанем в круг и покажем, как мы любим маму и помогаем ей.
Физкультминутка
Мама, мамочка моя, как же я люблю тебя!
(дети обхватывают себя руками)
Буду я бельё стирать (трут кулачками,
Мыть посуду, вытирать (гладят ладошки поочерёдно,
Уберу свои игрушки (поворачивают ладошки кверху,
Сам помою ручки, ушки (имитируют мытьё рук и ушей).
И, чтоб радовалась ты, подарю тебе цветы (руками изображают различные формы цветов!
Слышится «Кукареку!»
Воспитатель:
- Ребята, вы слышали что-нибудь? Давайте посмотрим, кто это кричит.
Воспитатель с детьми подходит к столику, на котором находятся игрушки петушка, курочек и цыплят.
Одна курочка сидит в гнезде.
Воспитатель:
- Посмотрите, кто это?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Ласковое солнышко пригрело землю. Курочка вывела своих цыплят на прогулку. Можно ли сказать, что это семья? Почему вы так решили? На кого похожи цыплята? Как мама курочка заботится о них?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Посмотрите, здесь ещё одна курочка.
Воспитатель обращает внимание детей на курочку в гнезде.
Как вы думаете, почему она не гуляет?
Вы хотите узнать, чем занята курочка?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Смотрите, она расправила свои крылышки. Наверное, что-то прячет от нас. Что там может быть? Как мы можем об этом узнать?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Пугать курочку не будем. Давайте ей дадим водички, и пока курочка пьёт, осторожно посмотрим, что же там.
Воспитатель предлагает кому-то из детей поставить для курочки миску с водичкой.
Воспитатель:
- Вот она встала попить водички. Что же вы видите в гнёздышке? Зачем курочка сидит на яичках? Кто прячется в скорлупке яйца. Вот курочка попила водички и вернулась. Она никогда не покидает гнёздышко надолго. Почему так?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, курочка греет своим теплом яички, и цыплятки там растут. А что делает петушок для своей семьи?
Ответы детей (оберегает, охраняет, громко кричит, если угрожает опасность).
Воспитатель:
- Ваши мамы заботятся о вас. И у птиц и животных тоже есть мамы. Скажите, о ком заботится мама-кошка? Коза? Собака? Корова? Лошадь? Овца?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Все мамы заботятся о своих детях, дарят им тепло, внимание, доброту. Как солнышко согревают нас. А вы бы хотели сделать что-то приятное для мамы? Чем мы можем порадовать маму? Давайте подарим маме «Солнышко доброты»! Вот посмотрите, какое «солнышко доброты» я для вас приготовила.
Воспитатель показывает детям улыбчивое солнышко без лучиков, нарисованное на ватмане.
Воспитатель:
- Нравится вам солнышко? А что бы вы хотели ещё добавить к нему?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, нужно нарисовать лучики солнышку. Но у нас нет кисточки, есть только краска.
Как и из чего мы можем сделать лучики?
Ответы детей.
А я вам предлагаю посмотреть на свои ладошки. Они похожи на солнышко? Проведите пальчиком по лучикам.
Ладошка – это солнышко,
А пальчики – лучи!
Давайте скажем солнышку :
«Свети, свети, свети!»
На столе стоят тарелочки с разведённой гуашевой краской жёлтого, оранжевого и красного цветов.
Воспитатель:
- Ребята, каким цветом будем рисовать лучики? Какой ещё цвет даёт нам ощущение тепла?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам выбрать цвет, какой вам кажется теплее и ярче, обмакнуть ладошку в краску и прикоснуться к волшебному солнышку. Этот лучик мы подарим солнышку для мамы. Вот как радостно засияло солнышко! Какое оно стало?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Ребятки, вот подул ветерок, и прилетело облачко. Подставляйте свои ладошки под тёплый дождик.
Воспитатель поливает воду из лейки в тазик на руки детей.
Дождик, капай веселей,
Тёплых капель не жалей!
Пять – Серёжке, три – Антошке,
Две – Анютке и Настюшке!
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы, друзья, считайте,
Сколько капель, отвечайте!
Считайте капельки, считайте!
- У всех ручки стали чистыми? Вытирайте их салфеткой. А теперь давайте встанем вокруг солнышка и протянем к нему свои руки. Солнце ярко светит, играет с нами и согревает. Вот какое получилось у нас лучезарное «Солнышко доброты»!
Слышится писк.
Воспитатель:
- Ребята, вы слышите, кто-то пищит. Что же случилось в семейке у курочки? Подойдите тихонько поближе. Что же там произошло?
В гнезде у курочки появились цыплята.
Ответы детей.
Воспитатель:
Что такое и откуда появилось это чудо?
Был белый дом, отличный дом,
Но что-то застучало в нём,
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо!
Такое мягкое,
Такое пушистое и золотое!
- Ребята, смотрите, как забеспокоилась курочка, переживает за своих деток. Давайте не будем её пугать, а присядем на диван.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали?
Чему удивились? Что вам больше всего запомнилось?
Чем порадуете свою маму? О чём расскажете маме?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Давайте друг другу улыбнёмся, и пусть у всех будет хорошее настроение!
Используемые источники:
1. https://poesias.ru/rus-stihi/stihi-chukovskiy/stihi-chukovskiy10011.shtml - «Стихи и загадки» К. И. Чуковский.
2. https://nauka.club/literatura/stikhi/poslovitsy-i-pogovorki-o- seme.html - Пословицы и поговорки о семье.
3. otmetim.info›stixi-o-mame/ - стихи о маме
4. https://aromatyschastya.ru/stixi-pro-semyu - стихи о семье