Секирина Ирина
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Былины — кладезь народной мудрости»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование нравственно-патриотических чувств.
Задачи:
1. Дать представление о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении.
2. Вызвать интерес к русскому народному творчеству : языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
3. Обобщить и систематизировать знания детей о былинных образах богатырей : Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича; их жизни, подвигах, видах оружия, доспехах.
Темочки:
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Былины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
4. Активизировать словарь детей словами: Древняя Русь, былины, сказители, богатыри, кольчуга, шлем, щит, меч.
5. Развивать познавательный интерес к истории и литературному наследию страны.
6. Формировать художественно-речевые навыки.
7. Воспитывать любовь к родному языку и Родине.
8. Индивидуальная работа с Игорем А., Настей С. - закрепить знания детей о героях-богатырях.
Приоритетная область: социализация.
В интеграции: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, физическая культура, музыка.
Возраст воспитанников: 5-7 лет.
Материалы и оборудование: репродукция картины В. М Васнецова "Богатыри", былина "Илья Муромец и Соловей- разбойник", телевизор и диск с мультфильмом "Илья Муромец", мольберт, грамзапись гуслей, мелок.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин: В. М. Васнецова "Богатыри"; К. Васильева "Битва на Калиновом мосту"; В. М. Васнецова "Битва на распутье"; Н. Рерих "Илья Муромец".
2. Чтение: "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", былины "Никита Кожемяка".
3. Рассматривание иллюстраций о былинных богатырях в книгах.
4. Дидактические игры: "Собери богатыря в дорогу", "Герои русских былин" (см. приложение №1)
5. Разучивание игры-хоровода "Дуб- дубок" и подвижной игры "Петушиные бои". (см. приложение №1)
6. Заучивание народных шуток, прибауток, пословиц, поговорок, богатырских потешек. (см. приложение №2)
7. Изобразительная деятельность "Герои русских былин". (см. приложение№3)
8 Разучивание гимнастики "Богатырские яблоки".(см. приложение №4)
Литература:
" Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки". Авторы-составители: Т. М. Пименова, В. В. Архипова. Издательство "Учитель" 2013г.
Ход:
1. Организационный момент.
(Дети стоят в центре группы)
В грамзаписи слышны гусли.
Воспитатель:
-Сегодня мы начнем удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Это путешествие по русским былинам. Если вы спросите меня: "Что такое былина?", я, наверное, не смогу ответить точно. Это сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто рассказ. В былинах вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения. Вместе с русским богатырем Ильей Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем- разбойником, а с богатырем Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.
-Так кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора, их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина- Россия называлась Русью. Это было очень давно. Тогда еще не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Сказители старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие- многие времена почти без изменений. В былинах, словно в чудо- зеркале, можно увидеть всю жизнь наших предков, их радости и печали, каждодневные заботы и праздничные хлопоты.
2. Чтение былины "Илья Муромец и Соловей- разбойник".
(Дети садятся на ковёр по- турецки.)
Воспитатель:
-Сегодня мы познакомимся с главными былинными героями. Это богатыри русской земли. "Славна богатырями земля русская",- гласит народная мудрость.
-А кто же такие богатыри? (ответы детей).
-А каких богатырей вы знаете? (ответы детей)
-А сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. (просмотр фрагмента мультфильма "Илья Муромец")
-Вы узнали героя? ( ответы детей: Илья Муромец).
-Былина, с которой я вас сейчас познакомлю, рассказывает о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал богатырем, узнаете о его первых подвигах. (чтение былины "Илья Муромец и Соловей- разбойник" в сокращении).
3. Беседа по вопросам.
-Как назывались город и село, где родился Илья Муромец (город Муром, село Карачарово)
-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем (Отнялись у него ноги резвые и парень- крепыш ходить перестал)
-Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, предложив испить воды студеной)
-Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления (К родителям в поле за благословением нести богатырскую службу)
-Как называлось место где он встретил Соловья-разбойника? (Черная Грязь, у реки Смородинки)
-Как Илья Муромец победил его (Стрельбой из лука)
-Куда отправился Илья Муромец после победы над Соловьем- разбойником? (В Киев-град к князю Владимиру)
4. Игра-хоровод "Дуб-дубок".
Воспитатель:
-Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Как вы думаете, почему? (Он огромный, могучий, сильный, как богатырь. Он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям.)
-Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой дубовый листок и горсть родной землицы. Этот обычай - брать с собой горсть родной земли- сохранился до сих пор с тех далеких времен наших предков.
-Давайте и мы поклонимся дубу.
(Дети встают в хоровод)
Игра-хоровод "Дуб-дубок" :
У нас рос дубок- вот таков! Сидя на корточках медленно поднимаются, тянут руки вверх.
Корень его- да вот так глубок! Наклоняются вниз, показывая корень.
Листья да его- вот так широки! Разводят руки в стороны.
Ветки да его- вот так высоки! Тянут руки вверх.
-Ах ты, дуб-дубок, ты могуч! Медленно поднимают сцепленные руки вверх.
На ветру ты, дубок, скрипуч! Покачивают руками.
Дай мне силы, отваги, добра! Правая рука на сердце.
Чтобы землю родную
защищать от врага!
5. Рассматривание репродукции картины В. Н. Васнецова "Богатыри" .
(Дети стоят у мольберта.)
Воспитатель:
-Ребята, подвиги русских героев- богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину "Богатыри". Давайте ее рассмотрим:
-Кто изображен на картине? (ответы детей)
-Правильно. На картине вы видите Илью Муромца со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, они несут караульную службу на заставе. Богатыри отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением. Илья Муромец- крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алеша Попович, сын попа. Они в трудную минуту готовы помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.
-Их всех объединяют общие качества. Как вы думаете, какие? (Сила, смелость, ловкость, выносливость, мужество, стойкость.)
6. Подвижная игра "Петушиные бои".
Звучит музыка "Богатырская сила", музыка А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова
Воспитатель:
-На Руси всегда любили помериться силой богатырской, а вы желаете?
(Дети встают в круг.)
( Проведение игры: см. приложение)
Ребенок читает богатырскую потешку:
-А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать коням землю Русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Не держать в плену наших девушек!
7. Загадки.
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель:
- Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а отгадками станут доспехи и оружие русских богатырей:
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
8. Подведение итогов.
Воспитатель:
-Какое путешествие мы начали?
-Что такое былина?
-Кто изображен на картине В. М. Васнецова "Богатыри"?
-О ком сегодня мы прочитали былину?
Воспитатель:
-Много богатырей на Руси. Невозможно сразу обо всех рассказать, поэтому мы обязательно с вами продолжим наше былинное путешествие.