Вика Лаптева
Конспект образовательной деятельности по краеведению «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14г. Липецка
Конспект образовательной деятельности
по краеведению «Русская изба.»
Подготовила: воспитатель
Лаптева В. И.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по краеведению „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить детей с оберегами старины;
-учить детей лепить подкову, закреплять приемы лепки: скатывание, приплющивание, заглаживание.
Развивающие:
-развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь, чугунок, горшочек, ухват, коврик, коромысло, самовар, колыбелька, обереги.
-развивать интерес к старинным играм, и забавам.
-развивать мелкую моторику пальцев рук, творческие способности у детей.
Воспитывающие:
-воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
Воспитатель: - Ребята, я сегодня вам предлагаю
заглянуть в прошлое, а вы помните,
как приветствовали друг друга в старину?
(поклоном)
Давайте и мы по приветствуем своих гостей. Здравствуйте, люди добрые!
(Дети приветствуют гостей)
Но для того, чтобы оказаться в прошлом,
мы закроем глазки и скажем:
Влево, вправо повернись,
В прошлом веке очутись.
(Отодвигается ширма.)
Давным-давно на Руси люди строили себе
жилища из бревен. Такие дома называли избами.
Ребята, давайте расскажем нашим гостям
о внутреннем убранстве избы, с предметами обихода.
Воспитатель: —И жила в ней большая семья.
Посмотрите внимательно в нашей
русской избе есть предметы быта,
которые служили русскому народу.
Мы сейчас их будем находить с помощью загадок.
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь).
Дети: Вот печка, она обогревает избу.
В ней пекут хлеб, готовят еду.
На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды.
Здесь можно спать. Для этого на печи специальная лежанка.
Воспитатель: -А как вы думаете, чем топят печь?
Дети: дровами.
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит. (чугунок).
Как вы думаете, зачем он нужен?
Дети: В чугунке варили кашу, щи.
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват).
Дети: В печке горячо, руками чугун не поставишь,
и для этого предназначен ухват.
Воспитатель: Ножек четыре, шляпа одна,
нужен, коль станет обедать семья. (Стол)
Воспитатель: Обратите внимание на стол.
Почему стол такой большой,
как вы думаете? (Дети отвечают).
-Да, правильно потому что в прошлом
в старину семьи были большие.
Рассаживались за стол на лавки.
-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
— На лавках сидели во время обеда,
а ночью на лавках спали,
так как места всем в избе не хватало.
Выпускает жаркий пар
Древний чайник. (самовар).
Правильно, самовар в котором
кипятили воду на чай.
И всей семьей пили чай.
Будь то суп или картошка,
Для обеда нужна. (Ложка).
Дети: Если есть деревянной ложкой,
пища становится ароматнее и вкуснее.
Кушая деревянной ложкой, никогда
не обожжешься. По форме деревянная
ложка глубокая, потому что на Руси
основным были щи и каша.
Ложки изготавливали из липы, березы, клена.
И красива и кругла.
Иль с картинкой, иль бела.
На столе ее найду,
Положу в нее еду. (тарелка)
Тарелки в старину делали из дерева и из глины.
Он железный, как машина,
Тяжёлый, как сумка
И горячий, как огонь.
Что это?
Дети - утюг.
Воспитатель: —Предлагаю вам посмотреть утюг.
Дети: Чтобы погладить белье надо было
разогреть утюг. Для этого брали горячий уголь,
насыпали его внутрь утюга. Для засыпания
угля в утюге была открывающаяся крышка.
Утюг от угля нагревался, и им можно
было гладить белье и одежду.
Стоит терем, в тереме-то горит,
А на тереме труба стоит (керосиновая лампа)
В ёмкость лампы заливается керосин,
опускается фитиль. Другой конец фитиля
зажат в горелке.
Без рук, без ног во все стороны клонится? (люлька)
Ребята -это люлька. Она легко качается.
Ее подвешивали к потолку, укладывали
ребенка и качали.
Любил русский народ в хороводные
игры играть и веселиться. Желаете поиграть?
А игра наша называется «Игра с лентой».
(Под русскую народную музыку девочка идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая друга. Дети идут хороводом и поют.
Вышла Настя погулять,
Стала друга выбирать,
Стала друга выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Девочка кланяется выбранному мальчику и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самый добрый» и т. д.
(В круг выходит мальчик искать себе подружку и дарит ей ленточку. Игра повторяется)
Воспитатель: — А еще в каждом доме
было особое место. - «Красный угол».
Этот угол назывался красным, от
слова «красивый». В «Красном углу»
стояли иконы. Считалось, что они защищают дом.
А ещё люди защищали дом
оберегами. Обереги делались своими
руками. Посмотрите, какой оберег в виде
подковы сделала я. Такой оберег не только приносит удачу, счастье, материальное благополучие,
но и защищает семью от горя,
злых людей и других неприятностей.
Ребята, я предлагаю вам сделать для
наших гостей подарки своими руками.
Но для начала нам необходимо размяться.
"Девочки и мальчики"
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)
А теперь проходите за столы, я расскажу,
вам как мы будем лепить подковы!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у
меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?
Дети: Желтого
Воспитатель: Правильно! А чем она украшена?
Дети: Яблоками и листиками.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Яблоки – красного, листики – зеленого.
Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы
слепить такую подкову нам нужно тесто
разного цвета: желтое – для подковы, красное –
для яблок и зеленое – для листьев.
Воспитатель: Подковы мы будем выкладывать
на основу из картона.
Воспитатель: На каждой основе нарисована
изогнутая линия, на которую вы будете
выкладывать свои подковы (показ линии).
Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу и
покажу, как мы будем лепить: Сначала берем
тесто желтого цвета (показ). И раскатываем
из него колбаску. (Показ способа раскатывания).
Затем выкладываем колбаску на основу,
строго по линии. Если колбаска
получится очень длинной, то вам нужно
будет отрезать лишнюю часть стекой.
А если, наоборот, короткой –
то раскатать и сделать длиннее.
Воспитатель: После этого прижимаем
колбаску пальцами к основе (показ).
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Воспитатель: Как вы думаете,
что мы будем лепить дальше?
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Какого цвета
тесто нам для этого нужно?
Дети: Красное.
Воспитатель: А как мы будем лепить яблочки?
Дети: Скатывать шарики.
Воспитатель: Правильно!
Посмотрите и сосчитайте,
сколько яблок на моей подкове?
Дети: Три!
Воспитатель: А вы на
своей подкове можете сделать больше яблочек.
Воспитатель: А что мы будем лепить дальше?
Воспитатель: Какого цвета тесто нам нужно?
Дети: Зеленое.
Воспитатель: Я беру зеленое
тесто и отщипываю от него небольшой кусочек.
Затем скатываю из него овал и прищипываю
один конец листика большим и указательным пальцами.
Воспитатель: А для того, чтобы наши яблочки
и листочки крепко держались на подкове,
мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)
Воспитатель: Готова наша подкова?
Воспитатель: Ой, какие красивые
подковы у вас получились!
Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье.
Подарите их нашим гостям.
Дети дарят подковы.
Чем мы сегодня занимались? Понравилось ли вам наше путешествие? Вы все молодцы, давайте скажем до свидания нашим гостям.