Галимова Ашура Ахмедовна
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП на тему «Число 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с числом (цифрой) «5»
Программное содержание:
• знакомство с числом (цифрой) «5», с составом числа «5» из единиц, из двух меньших чисел;
• учить сравнивать смежные числа;
• закреплять знания дней недели, развивать математическую речь детей, логическое мышление.
Демонстрационный материал: таблица «домики» на магнитной доске (состав чисел «2», «3», «4», «5», предметные картинки: заяц, колобок, лиса, мышь.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ФЭМП на тему „Число 5“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
Раздаточный материал: числовая линейка, листы с одинаковыми заданиями для каждого ребенка, простые карандаши, по две фигурки медвежат.
Предварительная работа: заучивание, нужных для работы во время НОД стихов, дидактические игры.
Ход НОД
Воспитатель:
-Дети, сегодня вы отправляетесь в путешествие в страну Математика. Садитесь поудобнее и в путь.
-Сначала надо размяться, для этого сделаем остановку в городе Чисел и вы вспомните, что знаете о его жителях.
Разминка:
• ты да я, да мы с тобой, сколько нас?
• сколько орехов в пустом стакане?
• в вазе лежала одна конфета, к вечеру ее не стало, кто взял ее, если в комнате были кошка, рыбы в аквариуме, дедушка и мальчик?
• какой сегодня день недели? (по числовой прямой)
• сколько будет, если 4 увеличить на 1?
• сколько будет, если 6 уменьшить на 1?
• какое число меньше чем 6, но больше чем 4?
• какое число меньше чем 6 на 1 и больше чем 4 на 1?
• назовите пятый месяц года
• назовите соседей чисел 2, 4, 6
• угадайте число, идущее при счете между числами 3 и 5, 6 и 8, 7 и 9
-Предлагаю вам игру, угадай какое число в домике живет? (повторение состава чисел 2,3,4)
Минутка отдыха:
-Как живешь? - Вот так!
-А плывешь? - Вот так!
-Как бежишь? – Вот так!
-Вдаль глядишь? – Вот так!
-Ждешь обед? – Вот так!
-Машешь вслед? – Вот так!
-Утром мпишь? –Вот так!
Воспитатель:
-А сейчас я вам загадаю загадки, если вы их отгадаете, то попадете в сказку:
1. Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели;
Два румяных, наливных,
Три с кислинкой,
Сколько их? (Как узнали)
2. Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке,
К ним еще две прибежало,
Сколько вместе кошек стало?
3. Белка сушит на веревке
Два грибка и три морковки,
Прибежал хорек, утащил грибок.
Съел зайчонок две морковки,
Что осталось на веревке?
-Молодцы, замечательно справились со всеми заданиями. Поэтому из города Чисел добро пожаловать в русскую народную сказку «Колобок» на математический лад. Вспомним начало сказки:
-Жили- были старик со старухой, вот и просит старик: «Испеки мне старуха колобок». Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала Колобок, изжарила его в масле и положила на окно стынуть (ставлю на наборное плотно картинку «Колобок»).
-Что было дальше? (Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке).
-Катится колобок, катится, а на встречу ему ежик. (ставлю картинку «Ежик»)
Ежик:
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок:
-Не ешь меня ежик, лучше задай мне задачи.
Воспитатель:
-Давайте поможем Колобку решить трудные задачи, иначе ежик может съесть его!
Решают задачи:
-Сколько ножек у двух ежат? Почему?
-А у двух ребят?
-Лиса погналась за пятью утками, три утки уплыли, остальные улетели. Сколько уток улетело?
Воспитатель:
Ежик отпустил Колобка.
Катится Колобок дальше, а навстречу ему Заяц (появляется на доске картинка «Заяц»)
Заяц:
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок:
-Не ешь меня Зайка, лучше трудные вопросы и задания интересные задавай!
Заяц задает вопросы:
-Какое число следует за числом 4?
-Какое число стоит перед числом 6?
-Какое число спряталось между числами 4 и 6?
-Какое число меньше чем 6 но больше чем 4?
-Назовите пятый месяц года.
Воспитатель:
-Правильно! Значит к нам сегодня пришло число 5. Число 5 обозначается цифрой 5 (показываю карточку с цифрой 5, напишите ее в воздухе вместе со мной. Давайте выложим цифру 5 из счетных палочек. Что обозначает цифра 5, почему мы ее так любим?»
Дети:
Пять-5 пальцев на руке,
Пять- пятерка в дневнике,
Как люблю я цифру «5»
Невозможно передать
Воспитатель:
-Итак, вы помогли Колобку справиться с заданием. Катится Колобок дальше, а навстречу ему Мышка.
Мышка:
-Колобок, Колобок, я тебя схем!
Колобок:
-Не ешь меня Мышка, а лучше расскажи мне смешное стихотворение.
Мышка:
-Мышка мыла мылом нос.
Мыла уши, мыла хвост,
Мыла так, что стала белой,
И от счастья мыло съела
Воспитатель:
-Колобок так искренне, так весело смеялся, что мышке стало жалко его и она его отпустила. Колобок поблагодарил мышку и покатился дальше. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь (на магнитной доске появляется картинка «Медведь»)
Медведь:
-Колобок, Колобок, я тебя схем!
Колобок:
-Не ешь меня медведь, лучше расскажи как эту пятерку можно составить из двух меньших чисел?
Медведь:
-Ребята, помогите разделить пять бочонков с медом на двух медвежат. А если вы не научите Колобка, то я его съем!
Воспитатель:
-А бочонками будут у нас персиковые косточки из раздаточного материала.
-Посчитайте сколько косточек у вас? (5)
-Разделите это количество на две части между двумя медвежатами (перед детьми на столах лежат две картинки с изображениями медвежат)
-Сколько бочонков получил медвежонок слева (справа?
-Сколько частей у вас получилось? (2)
-Что получится, если две части соединить, сложить? (целое)
-Что заметили интересного?
-Какой фокус?
2+3
= 5 (числа поменялись местами)
3+2
-А ответ изменился? Запомните: при сложении числа можно менять местами!
-Закрепим это правило (выставляю на наборное полотно 5 яблок – предметных картинок)
-Медведица передала своим деткам 5 яблок, а папа-медведь не знает как их разделить между двумя медвежатами. Спрашивает у вас, если одному медвежонку он даст одно яблоко, то сколько яблок достанется другому? (4) А если первому даст два яблока, то второму достанется сколько? И т. д.
-Поблагодарил довольный медведь ребят и пошел к своим медвежатам. А Колобок покатился дальше.
-На встречу ему волк.
Волк:
-Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок:
-Не ешь меня Волк, лучше в мою игру поиграй «Продолжай- не зевай»
5 – это 4 и … 5 – это 2+ 5 – это 3 и
5 – это 5 и … 5 – это 1+
Воспитатель:
-Волку понравилась игра, и он отпустил Колобка. А Колобок котился все дальше и дальше по дорожке, встречался со многими лесными жителями. Узнавал много нового и свои знания передавал другим. А в это время по лесной картинке возвращались дети, они собирали грибы:
Физкультминутка
1. Мы шли, шли, шли и грибок нашли
Раз грибок, два грибок, положили в кузовок
Воспитатель: «Сколько грибов в кузовке?» (2)
2. Мы шли, шли, шли и грибок нашли
Раз грибок, два грибок, три грибок
Положили в кузовок
Воспитатель: «Сколько грибов стало в кузовке?» (5)
«Как получили 5?»
Воспитатель:
-И так катился Колобок, пока не встретилась ему на пути хитрая Лиса.
Лиса:
-Колобок, Колобок, ох и съем я тебя!
Колобок:
-Не ешь меня, за это дети подготовительной группы выполнят все твои трудные задания. Они сделают это играючи.
Работа в тетрадях (выполняют задания данные в тетрадях)
Игра 1.
«Плюс или минус» - объясняют выбор знака, используя алгоритм.
Игра 2.
«Какая фигура лишняя»
Воспитатель:
-Посчитайте сколько фигур в каждом квадрате?
-Покажите квадрат, в котором меньшее число фигур.
-Поставьте пальчик на первый квадрат, найдите лишнюю фигура. Зачеркните ее. Объясните почему так решили. И т. д.
Игра 3.
«Составь пример» - с опорой на числовую прямую.
Игра 4.
«Дорисуй кружок в каждом ряду так, чтобы их было по 5».
Еще одна минутка отдыха
Смотрите на свои кружки и рассказывайте:
Дети хором:
Раз, два, три, четыре, пять,
Очень любим мы считать
3 и 2 – будет пять!
2 и 3 – тоже пять!
1 и 4 – будет пять!
4 и 1 – тоже пять!
Игра 5.
«Заселяем дома»
Воспитатель:
-Вы действительно молодцы, справились со всеми заданиями и тем самым спасли нашего замечательного колобка. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Вывод.
С каким числом вы познакомились сегодня? (с числом 5)
Игра 6.
«Живая цифра 5» (ребенок выходит к доске, берет карточку с цифрой 5 и рассказывает: «Я живая цифра 5. При счете я иду за числом 4, я больше него на 1, мой другой сосед 6, я меньше него на 1, мои соседи 4 и 6. Я больше чисел 1, 2, 3, 4 и меньше чисел 6, 7, 8, 9, 10. Меня можно составить из двух других чисел: 1 и 4, 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2.
Воспитатель: «Молодцы, отдыхайте!»