Юлия Альбекова
Конспект ОД по ФЭМП «Независимость числа от расположения предметов» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением социально-личностного развития воспитанников «Звёздочка» п. Чкалов Оренбургского района Оренбургской области
Выполнила: воспитатель Альбекова Юлия Викторовна
16.01.2020г.
Конспект образовательной деятельности
Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1 Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
2 Вид деятельности детей Игровой (занимательные задачи в стихотворной форме,
Публикация «Конспект ОД по ФЭМП „Независимость числа от расположения предметов“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
познавательно-исследовательский (игровая ситуация «Цветы на клумбе»), коммуникативный (беседа с воспитателем, ответы на вопросы,
продуктивная деятельность (графический диктант,
конструирование (игровая ситуация с кубиками, конструирование из геометрических фигур моста, двигательная (физкультминутки).
Методическая информация
1 Тема образовательной деятельности «Независимость числа от расположения предметов»
2 Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности Методы организации деятельности: косвенное требование – просьба (письмо Буратино с просьбой о помощи).
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность (портрет Буратино, книга А. Толстого «Золотой ключик», изображение маков и астр); проблемные, занимательные и игровые ситуации (занимательные задачи в стихах, игровая ситуация «Цветы на клумбе»); дедукция, индукция, аналогии, моделирование (опыт с кубиками).
3 Интеграция образовательных областей Физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
4 Возрастная группа 6-7 лет
5 Цель
6 Задачи Развивающие: развивать - логику, память, речь, зрительное восприятие, образное и вариативное мышление, воображение, творческие способности.
Образовательные: продолжать учить понимать независимость числа от величины предметов; продолжать учить отгадывать математическую загадку;
закреплять умение понимать отношения между числами;
продолжать учить называть геометрические фигуры;
учить формулировать учебную задачу;
продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и товарищей, не перебивать;
воспитывать интерес к ОД по математическому развитию, целеустремленность, усидчивость, желание выполнить работу аккуратно, доводить начатое дело до конца.
7 Планируемые результаты Знают числа первого десятка. Понимают независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета. Сравнивают группы предметов по количеству, устанавливают соответствие между ними. Различают и называют геометрические фигуры.
Решают логические задачи на сравнение, классификацию, устанавливают последовательность событий.
8 Организация среды для проведения образовательной деятельности Образовательная деятельность проводится в групповой комнате, в классе.
9 Подготовка к образовательной деятельности На предыдущих занятиях :
• дать представление о том, что число предметов не зависит от их размеров; упражнять в счете указанного количества предметов;
• учить детей устанавливать отношения взаимного расположения геометрических фигур на плоскости: посередине, слева, справа;
• закрепить представление о том, что число предметов не зависит от расстояний между ними;
• упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10.
Содержание образовательной деятельности
Вводная часть Примечание (дополнительная информация к содержанию)
1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) -Ребята, сегодня, я пришла в детский сад и увидела на столе вот это письмо.
-Ребята, как вы думаете от кого оно и что в нем написано? (ответы детей)
-Давайте прочитаем его и посмотрим, угадали ли вы.
Чтение письма.
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Буратино. Лиса Алиса и Кот Базилио заперли меня в чулане, потому что я не слушал Мальвину и не хотел учиться. Они сказали, что не отпустят меня пока я не решу следующие задания и не найду Золотой Ключик. А я плохо учусь и не могу их решить, помогите мне, пожалуйста. Задания лежат в конверте.
(Вывешиваем на доску портрет Буратино)
Мальчик с Азбукой под мышкой -
деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса,
не подвёл друзей ни разу.
Кто не слушался Мальвину?
глупый, добрый Буратино!
- Ребята, а из какой сказки наш герой? «Золотой ключик»
- Кто автор этой сказки? (Алексей Толстой)
- Я оставлю книгу у вас в группе, после занятия вы сможете с ней познакомиться, а сейчас нам пора помочь нашему Буратино. Воспитатель приносит письмо на нем изображено чернильница, длинный нос Буратино и золотой ключик
Воспитатель эмоционально читает письмо, достает из него портрет Буратино и вывешивает на доску.
Воспитатель демонстрирует книгу А. Толстого и ставит ее в сторонке.
2 Мотивация деятельности детей -Ребята поможем Буратино найти Золотой Ключик?
(ответы детей)
3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) - Ребята, что нам нужно сделать, чтобы помочь Буратино и найти ему золотой ключик? (Выполнить все задания приготовленные лисой Алисой и котом Базилио)
- Для того чтобы помочь Буратино, нам необходимо выполнить все задания приготовленные лисой Алисой и котом Базилио.
Дети самостоятельно формулируют цель, если затрудняются воспитатель оказывает им помощь.
Основная часть
1 Актуализация раннее приобретенных знаний - Тогда посмотрим первое задание, которое приготовили Кот Базилио и лиса Алиса.
-Ребята, чтобы правильно выполнить все задания нужно внимательно слушать меня, не выкрикивать, при ответе поднимать руку.
И так первое задание. Оно называется: «Не зевай на вопросы отвечай»
1. Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (цифры)
2. У нее нет ничего:
Нет ни глаз, ни рук, ни носа,
Состоит она всего
Из условия с вопросом. (Задача)
3. Чтобы сумму получить,
Нужно два числа. (сложить)
4. Если что-то забираем,
Числа, дети,. (вычитаем)
А теперь задачи на внимание:
1. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят)
2. На плетень взлетел петух.
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)
3. Ежик осенью по лесу шел,
На обед он грибочков нашел:
Два – под березой,
Один – у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)
4. Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4)
5. У стены стоят кадушки,
В каждой кадушке по 1 лягушке
Если было 5 кадушек,
Сколько было в них лягушек? (5)
-Молодцы ребята, справились с первым заданием.
-Давайте посмотрим, какое следующее задание нам приготовили Лиса и Кот?
Оно называется «Смотри, слушай, делай»
- Сейчас я буду ставить кубы в ряд, а вы все вместе их считайте!
- Сколько кубов я поставила? (8.)
- Давайте посчитаем с другой стороны. (8)
Сама считаю кубы и допускаю ошибку при счёте.
-Ребята, почему у меня не получилось посчитать правильно кубы? (Допущена ошибка, один куб не посчитан)
- Что надо запомнить, когда считаешь предметы, расположенные в ряд? (Ответы детей)
Правильно, надо хорошо запомнить, с какого предмета начат счет, чтобы не пропустить ни одного предмета и ни один предмет не сосчитать дважды
Перемещаю кубы в хаотичном порядке
- Как вы думаете изменилось количество кубиков? (нет, изменилось только их расположение)
- Давайте посчитаем. (дети считают кубы и убеждаются что количество осталось прежним.
-Какой вывод сделаем? (от изменения пространственного расположения не меняется количество предметов)
- Закройте глаза! (На каждый большой куб педагог помещает маленький.)
- Откройте глаза! Можно ли сказать, не считая, сколько маленьких кубов я разместила?
- Почему это можно сделать? Докажите, что маленьких и больших кубов поровну (На каждом большом кубе стоит маленький, а так как больших кубов 8, значит и маленьких тоже 8).
- Как сделать, чтобы маленьких кубов стало на 1 больше, чем больших? (Добавить один маленький куб)
- Сколько их тогда будет? (Добавляет маленький куб). (Маленьких кубов стало 9)
- Каких кубов стало больше? (Маленьких)
- Сколько их? (9)
- Каких меньше? Сколько их? (8)
- Какое число больше (меньше) : 8 или 9? (8 меньше 9, 9 больше 8).
- Что нужно сделать, чтобы больших и маленьких кубов стало опять поровну?
(добавить 1 большой куб, либо убрать маленький)
Физминутка
«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два- нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. Дети сидят на стульчиках в игровой комнате, отвечают на вопросы, поднимая руку.
С начала считаю справа налево, потом слева направо.
Дети самостоятельно делают вывод, если затрудняются педагог помогает им.
После физкультминутки дети садятся за столы, обращают внимание на доску
2 Добывание нового знания -Давайте посмотрим какое следующее задание нам приготовили Лиса и Кот?
Задание №3 «Цветочная клумба»
- Красавица Мальвина посадила цветы: маки и астры у себя на клумбе в два ряда.
- Сколько маков? Давайте все вместе сосчитаем! (6)
- Можно сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно сказать? (да их тоже 6, потому что можно составить пары цветов)
- Давайте проверим, громко сосчитай астры!
- Сейчас я пересажу маки и астры. (Педагог размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между астрами.)
- Что изменилось?
- Как теперь растут маки? астры?
- Поровну ли теперь цветов?
- Как можно доказать, что цветов поровну (Посчитать)
- Почему нам кажется, что астр больше, чем маков?
- Зависит ли количество предметов от расстояний между ними? (нет, в независимости от расстояния количество цветов осталось прежним)
(Добавляет 1 цветок мака.)
- Сколько стало маков?
-Как мы получили 7 маков?
- Каких цветов теперь больше (меньше?
- Как доказать, что маков больше? (Можно сосчитать и сравнить числа.)
- Какое число больше (меньше) : 6 или 7?
- Как сделать, чтобы было видно, что маков больше, чем астр?»(сделать пары) (Кто-либо из детей располагает астры под маками, парами.) .На доске в 2 ряда точно один под другим расположены по 6 рисунков маков и астр.
3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания -Следующее задание № 5 называется: «Построй дорожку»
- Наш Буратино не может перейти реку.
- Что нам нужно сделать (Построить мост)
- А строить мы ребята будем из геометрических фигур.
- Какие геометрические фигуры нарисованы? (квадрат, овал, треугольник, круг, прямоугольник). Какого они цвета? Сколько всего? (5)
- У вас на столах лежат эти же геометрические фигуры, вы работаете в парах, постройте совместно, вместе с товарищем такой же мостик. Сравните результат.
- Теперь я поменяю местами фигуры, а вы вместе повторите.
- Ребята мы строили мостики через реку и они были разные, а количество геометрических фигур менялось (Нет, количество фигур не менялось их было 5, менялось только их расположение).
- Давайте еще раз сделаем вывод: число предметов не зависит от их расположения
Пальчиковая физкультминутка Паучок
-А вот задание самое сложное, здесь нужно внимательно, внимательно слушать - это графический диктант.
- Найдите в своих тетрадях красные точки и поставьте карандаш на эту точку, от нее мы и начнем наш диктант.
Дети работают в рабочих тетрадях самостоятельно, воспитатель следит за работой, оказывает помощь если возникнут затруднения
Дети в парах выстраивают мостики из геометрических фигур такой же как у воспитателя на доске.
В рабочих тетрадях дети работают самостоятельно, воспитатель заранее отмечает точки в тетрадях.
Заключительная часть
Рефлексия -У нас получился Золотой Ключик (показ Золотого Ключика). Вы слышите ребята, что это за звуки?
(Аудио запись со славами буратино).
Дорогие ребята!
Спасибо вам за помощь. Лиса Алиса и Кот Базилио отпустили меня. И сейчас я иду к Мальвине. Буду ее слушаться и старательно учиться. А для вас у меня подарки, мой портрет и раскрасьте его аккуратно и красивые красные яблоки, набирайтесь сил. Спасибо вам большое. Ваш Буратино.
-Дети, мы с правились со всеми заданиями и спасли Буратино! Кот Базилио и Алиса, освободили нашего Буратино.
-Ребята, что мы сегодня на занятии делали?
-Какое задание вам больше понравилось?