Лилия Кудрявцева
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Как дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Коммуникация
Раздел: Развитие речи
Программные задачи:
совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о диких животных, используя опорные карты и схемы-модели;
активизировать и обогатить словарный запас детей по теме «Дикие животные»;
совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным);
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи „Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
продолжать учить образовывать существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов
способствование развитию лексической стороны : связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление;
воспитывать доброжелательные отношения к животным.
Материалы и оборудование: опорные карты с символами, схемы, маски диких животных, картинки с изображением диких животных (заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса, аудиозапись «Звуки диких животных», мяч.
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, чтение художественных произведений о диких животных, разгадывание загадок.
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в группу, приветствуют воспитателя и друг друга
Настрой детей:
Вместе с солнышком проснулись
Потянулись, улыбнулись.
Крепко за руки возьмись
Своей теплотой добротой поделись!
Дети рассаживаются на стульчики.
-Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас стихотворение, хотите послушать? (Да.)
Лесные звери.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
- Воспитатель: - как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия?
- Ребята, расскажите, чем дикие животные отличаются от домашних?
Какое сейчас у нас с вами время года? (Поздняя осень)
Почему я начинаю занятие именно с этого стихотворения? (Это стихотворение о диких животных.). А именно с него я начинаю, потому что мы будем сегодня говорить о том, как звери готовятся к зиме. Потому что именно осенью лесные звери готовятся к самому холодному и непростому времени года - к зиме.
Что за зверь в лесу густом притаился под кустом?
Длинноухий, косоглазый. Не заметишь его сразу.
И кого он так боится? Может, волка иль лисицу?
Это кто такой трусишка? Ну, конечно же, … (Зайчишка)
Зачем зайчику зимой белая шубка?
- Ребята, зайчик очень интересно меняет шубку: сначала белеет хвост, потом — задние ноги. Потом начинает очередь белеть спине, за ней ушам, но не до самых кончиков, они у косого так и остаются черными.
- Кого боится заяц?
- Если выследила его лиса, как ему спастись?
Зайцу помогают быстро бегать сильные задние лапы, при беге он выбрасывает вперед сначала длинные, задние лапы, а потом передние, короткие.
- Где же заячий дом?
Днём он спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в сугроб, так теплее.
Ночью выходит заяц еду добывать: обгладывать кору с веток опавших деревьев, если деревня не далеко, то заберётся заяц в сад и полакомится корой яблонь.
Ребята, а вы знали, что зайцы умеют по - особенному общаться, то есть издавать звуки. Я тоже об этом не знала, вчера, когда готовилась к занятию узнала. Заяц может кричать как новорожденный ребенок если он попал в беду (ранен или его поймали). Также зайцы могут издавать звуки, похожие на барабанную дробь, и даже рычать, если на их территорию вторгаются непрошенные гости, правда если они меньших размеров.
Воспитатель предлагает послушать звуки, которые издают зайцы (включается аудиозапись)
Динамическая пауза «Весёлые зайчата» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Ну-ка, дружно все присели
Друг на друга поглядели.
И похлопали в ладошки: Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
Что у зайки на макушке?
- Пляшут весело там ушки.
А зимой замерзли ножки (задние лапки) – поскакали по дорожке (подскоки на месте)
Раз подскок, два подскок.
– Поскакали все в лесок (и на места садимся).
Ребята, а кто это? Включается звуки (вой волка).
Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, толстая шея, острые зубы. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие, острые когти. У волка прекрасное зрение и слух. Он видит даже в темноте.
-Ребята, как волки готовятся к зиме?
Шерсть его за лето и осень и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь он спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос. Волки зимой живут семьями. Волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днём они спят, а охотятся по ночам.
-Чем питается волк?
- Когда становится очень холодно, они прячутся в свое логово. Логово - это большая нора или расщелина, которая находится недалеко от водоёма.
Говорят, она хитра, Кур уносит со двора. Но зато красавица – Всем ребятам нравится! (Лиса)
У рыжей лисы красивая, густая шерсть, длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, ноги короткие, тонкие. Лиса зимой как в валенках, потому, что отрастает густая шерсть у неё на лапах, и они не мёрзнут.
- Как называется жилище лисы? (норка)
- На кого она охотится?
- Любит она из-под снега доставать мышей. Слух и лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать. Мышкует лиса — говорят люди.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
- У лисы хвост длинный, а у зайца (короткий)
- Заяц зимой белый, а летом ….(серый)
- У зайца хвост короткий, а уши (длинные)
- У лисы шерсть мягкая, а у волка (жёсткая)
- У зайца задние лапы длинные, а передние (короткие)
- Ёж маленький, а медведь (большой)
- Заяц пушистый, а ёж (колючий).
- Ребята, а это что за зверёк?
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки — ни одной! (Ёж)
- Ёж – удивительное животное, приспособленное к разным опасным ситуациям. Тело покрыто иголками. При опасности ёж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмёшься.
— Как ежики готовятся к зиме?
- Чем же он будет питаться зимой? Ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жуки попрятались.
. Ежи перед тем, как уснуть, должны хорошенько подкрепиться и набрать подкожный жир. Если этого не происходит, они не выживут в лютые холода.
Как зимуют ежи? Прячутся в своих жилищах, в норах. Для начала они их обустраивают. Ведь каждый промах в подготовке к зиме стоит ежику и своей, и жизни всего семейства. Зимовать ежи любят в безопасных местах, где им будет тепло и уютно. Например, под хозяйственными постройкам, в кустарных зарослях или в куче веток. Свой ночлег они застилают листьями и укомплектовывают его, вытаптывают. Как только природа ощутит первые морозы, ежики тут же закупоривают входы и выходы своего гнезда и залегают в спячку. Эти животные очень чуткие, поэтому спят тревожно первое время. Если их разбудить, проснутся и будут фукать и шипеть. Тем самым показывая обидчику свой недобрый настрой.
Чем ниже температура вокруг, тем крепче лесные обитатели дремлют.
Спят ежи не больше 240 дней. Когда они зимуют, могут и проснуться, и выйти из своего гнезда. Однако это всего лишь на короткий промежуток времени, потом они снова возвращаются в свой длительный сон.
Проснуться могут только тогда, когда жира и вовсе не останется. В этот период обычно уже приходит весна. А ежам реально добыть себе первое пропитание после спячки.
Физминутка
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, (Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
Воспитатель: Ребята, какое животное еще проводит всю зиму в спячке?
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью; большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза, небольшие уши. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками, поэтому его и прозвали косолапым.
- Чем медведь питался всё лето и осень? (траву, ягоды и мед)
На зиму он не делает запасов. Подумайте почему (он всю зиму спить, накопив подкожный жир)
Упражнение «Чем питаются дикие животные»
Волк питается мясом (зайцами, овцами, лосями).
Медведь питается малиной (медом, рыбой, насекомыми, корешками).
Белка питается орехами (грибами, ягодами, молодыми побегали).
Лиса питается мышами (рыбой).
Еж питается жуками (червяками, грибами, ягодами).
Заяц питается морковкой (капустой, травой, веточками).
Лось питается травой (веточками, корой, грибами).
Ребята, вы такие молодцы, столько знаете о диких животных
- я вам предлагаю задание, посмотрев на картинку подсказку и самим рассказать о любом диком животном.
Посмотрите на эти картинки и расскажите:
Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело?
Где живёт (берлога, нора, логово, дупло?
Чем питается (на кого охотится?
Части тела?
Чем покрыто тело?
Какое это животное?
- Теперь начинайте рассказывать о животном.
- Настя, кто это? (ребёнок берет схему) – приложение №1.
Рассказ по цепочке:
- Это заяц, у зайца на голове длинные уши, поэтому у него хороший слух.
- Продолжи, Мухаммад.
- У зайца быстрые ноги, передние лапы короткие, а задние длинные. У него короткий хвост.
- Дальше Дима.
- Тело покрыто теплой, пушистой шерстью. Заяц меняет цвет шерсти, зимой он белый, а летом серый. Питается он растениями.
- Молодцы. Закончит рассказ Степа. Заяц обитает в лесу, в поле, прячется от врагов под кустом. Заяц дикое животное».
- Молодцы, дети!
- Кто хочет повторить рассказ о зайце от начала до конца?
- Очень хорошо.
(Воспитатель закрывает опорную карту иллюстрацией. Вот так выглядит заяц.)
- Вадим, к какому животному относятся эти изображения, расскажи? - приложение №2.
- Это волк. У волка на голове острые уши. У него длинные, сильные и быстрые ноги. Хвост прямой, длинный. Тело покрыто густой шерстью.
– Дальше продолжит Валера.
- У волка острые зубы, он питается мясом. Волк хищник. Он обитает в дремучем лесу. Волк дикое животное.
- Ребята, вы все молодцы, у вас получились очень интересные рассказы.
- Может немножко отдохнем? (да)
- Вставайте в круг и все вместе выполним физминутку:
У нас славная осанка
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках
А потом на пятках,
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый,
И как серый волк – волчище,
И как заинька трусишка.
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.
«Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)
Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете:
Следующая загадка:
Он в лесу живет один,
Большой рогатый господин,
Ходит в поисках еды,
Предложи ему коры! (Лось)
(слайд лось)
Как вы думаете, как зимует лось? (Ответы детей)
Зимой лоси живут вместе, обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Очень любят лоси кору молодых осинок. Едят они и побеги молодых сосен, для них эти побеги как лекарство.
Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах. В пургу лоси собираются в стадо и уходят в укромное место, прячутся на земле — забираются под снежную шубу. Сверху на них падает снег, укрывая лосей иногда почти с головой. Получается снежное тёплое «покрывало».
К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору.
И последний чудо – гость:
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
(слайд кабан)
Зимой кабаны живут в еловых, смешанных лесах; питаются жёлудями, корнями. Но могут переходить в брусничники; черничники; сосновые боры, где отыскивают подземный корм.
Следующая загадка:
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это (Белочка)
(слайд белка)
А как зимует белка? (Ответы детей)
Прежде всего, готовясь к зимнему периоду, белки меняют свой окрас – из огненно-рыжей или черной их шубка становится серовато-рыжей, иногда с оттенком коричневого. Брюшко приобретает белую окраску. Кисточки на ушах, которыми так славятся белки, вырастают у них именно зимой – таким образом, они дополнительно утепляются. К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев.
- Ребята, а давайте представим, что вы лесные звери, наденьте шапочки (маски) и каждый расскажет о себе.
Проводится игра «Какой? Какая?» (ребенок называет по три слова определения).
Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой.
Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая.
Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый.
Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий.
Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.
Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.
Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.
Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.
- Молодцы, все хорошо рассказали, наигрались, пора и по домам. Давайте поможем лесным друзьям найти свое жилище.
Проводится игра «Назови ласково»
Ребята, вам нужно назвать детенышей зверей ласково, как называл их доктор из сказки Айболит.
Например, лисенка он называл лисеночком, а лисят – лятками
Зайчонка называл - …., а зайчат;
Медвежонка называл, а медвежат;
бельчонка называл -, а бельчат….;
ежонка-, а ежат-…. ;
волчонка -, а волчат….
Итог: - Ребята, вы сегодня составили интересные рассказы, а о ком они были? (Мы составляли рассказы о диких животных.)
- Почему они называются дикими? (Потому что эти животные живут в лесу.)
- Правильно, молодцы!
Рефлексия:
- Скажите, а что вам понравилось делать больше всего?
Дети делятся своими впечатлениями о том, чем они занимались на занятии и чем им понравилось заниматься больше всего.