Елена Мешкова
Конспект образовательной деятельности по лепке «Каравай»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по лепке
Возрастная адресованность: подготовительная группа детского сада.
Длительность ОД: 30 мин.
Цель: Совершенствование приемов лепки и навыков работы с соленым тестом при изготовлении каравая.
Задачи:
1. Область «Социально - коммуникативное развитие» :
- привлекать детей к оцениванию своих поделок и поделок товарищей;
- воспитывать интерес к традициям своего народа.
2. Область «Познавательное развитие» :
Публикация «Конспект образовательной деятельности по лепке „Каравай“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Лепка, занятия по лепке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
- познакомить детей с русской традицией - встречать гостей караваем;
- закрепить знания о том, как изготовить тесто для выпечки.
3. Область «Речевое развитие» :
- развивать связную речь;
- расширять и пополнять словарный запас по лексической теме.
4. Область «Художественно – эстетическое развитие» :
- развивать творческую инициативу и самостоятельность при выборе украшений для изделия (косы, ягоды, переплеты, цветы и т. д.)
- совершенствовать навыки работы с соленым тестом.
5. Область «Физическое развитие» :
- развивать умение водить хоровод;
- развивать мелкую моторику.
Предварительная работа: беседа «Откуда хлеб пришел?», лепка «Хлебобулочных изделий» из пластилина, рассматривание иллюстраций по теме «Хлеб».
Материалы:
Демонстрационный материал: Презентация «Русское гостеприимство», картинки- схемы лепки элементов каравая, каравай, образцы готовых изделий.
Раздаточный: соленое тесто, доски для лепки, стеки.
Примерный ход образовательной деятельности :
Организационный момент.
В группу заходит воспитатель в русском народном костюме, с караваем в руках.
Воспитатель: Ребята, ау-ау я вас всех в кружок зову. (Дети встают возле воспитателя)
Воспитатель: Здравствуйте, лебёдки, здравствуйте, красотки! Здравствуйте, ребята-молодцы, весёлые удальцы!
Воспитатель: Давайте и с гостями поздороваемся! Здравствуйте, гости званые и желанные!
Хлебом, солью вас встречаю, низкий вам поклон.
Воспитатель: Ребятушки, а что это я для вас принесла? (каравай)
Ах, Каравай! Ах, красота!
Хлеб такой для торжества.
Не у всякой мастерицы
Может хлеб такой родиться.
Основная часть.
Воспитатель: Присаживайтесь, ребята, на стульчики и послушайте мой рассказ.
Просмотр презентации.
Воспитатель: (Слайд 1). Что вы видите? Да, конечно, это русская печь. В такой печи наши предки пекли самый вкусный, праздничный хлеб-каравай.
(Слайд 2) Выпекать хлеб нужно было благословясь. Муку и квашню перед использованием крестили. В печь хлеб сажали со специальным приговором: «Печка-матушка, прикрой моего хлебца, испеки каравай».
(Слайд 3) Каравай – это символ русского гостеприимства. Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть. В противном случае люди обрекали себя на голодную жизнь.
(Слайд 4) Есть обычай в России встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Каравай, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома.
(Слайд 5) Наши предки очень ценили хлеб, потому что он доставался долгим и тяжелым трудом. Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.
Воспитатель: (Слайд 6) Что же, нужно чтобы испечь каравай? (Дети выбирают картинки с изображением муки, яиц, масла, воды, соли, дрожжей, сахара).
(Слайд 7) Ребята, а как хозяюшка украшала каравай? (цветы, ягоды, виноград, колоски пшеницы, птицы, листочки, косички, скрутки, надписи)
Каждая деталь имела значение. Например,
• Косичка, расположенная по краю каравая, символизирует солнце, чтобы жизнь была светлой и долгой.
• Колосья пшеницы означают плодородие и достаток в семье.
• Розы символизируют любовь.
• Фигурки двух лебедей - символ верности и преданности
• гроздья винограда – символ благополучия и достатка.
(Слайд 8) В наше время ни одно день рождение не обходится без хороводной песенки «Каравай». Но сегодня мы поводим другой хоровод.
В осенний день у каравая
Хороводы, звон и смех.
Сам друзей он выбирает.
Выбирает - да не всех.
Каравай, каравай,
Кого любишь - выбирай! (Дети ходят по кругу)
Ведущий: «Я люблю, конечно, всех, Ну а … больше всех!»
Вместе они выходят в круг, танцуют под русскую народную музыку) (играем 3 раза)
Воспитатель: А как мы, современные люди, встречаем своих гостей?
Воспитатель: Ребятушки, 21 сентября на Руси отмечали праздник урожая. В старину считали, что в этот день лето заканчивается и начинается осень. Женщины в этот день обязательно пекли каравай из нового урожая и угощали друзей и близких.
Воспитатель: А вы хотите научиться делать каравай, чтобы встречать своих гостей, как наши предки?
Воспитатель: Мы с вами приготовим караваи – сувениры для гостей. А использовать мы будем соленое тесто.
Воспитатель: Кто вспомнит, какие ингредиенты нам нужны, чтобы приготовить соленое тесто? Давайте вспомним технику безопасности при работе с соленым тестом (не брать тесто в рот, не трогать глаза, не тыкать соседа стекой, а после работы, помыть руки с мылом).
Воспитатель: Первое, что нужно сделать-это разделить кусочек теста на 2 одинаковые части. Из одной мы будем лепить основу для каравая, а из др-украшения.
Воспитатель: Какой формы будут ваши караваи?
Воспитатель: А почему они круглые, что они напоминают? (Солнышко)
Воспитатель: Как мы вылепим круглую форму?
Воспитатель: Скатайте шарик и придавите его ладонью к твердой поверхности. Каравай должен быть плоским с нижней стороны и выпуклым – сверху.
Воспитатель: А вы уже придумали, какими элементами будете украшать свой каравай?
Воспитатель: Посмотрите на схемы. Как мы слепим косички?
Воспитатель: Для лепки косички раскатайте кусочки в тонкие колбаски. Возьмите их и переплетите между собой в равномерный жгут.
Воспитатель: Как мы изготовим розочку?
Воспитатель: Скатайте и расплющите жгутик, закрутите его «рулетиком».
Воспитатель: Каким способом мы изготовим листики?
Воспитатель: Для листиков скатайте небольшие капельки и расплющите их. Стекой прорисуйте прожилки.
Воспитатель: Посмотрите, я уже сделала несколько сувениров. Вы можете придумать украшение сами или повторить за мной. Осталось подготовить наши пальчики, для этого сделаем гимнастику.
«Каравай»
Дело мы сейчас затеем:
Быстро мы муку просеем.
Молоко с яйцом смешаем,
Круто тесто замешаем.
Вылепим из теста
Угощенье вместе.
Смотри, не зевай,
Наряди каравай!
А потом заварим чай.
Друга в гости приглашай!
Воспитатель: Ну, вот, пальчики наши стали крепкими, умелыми, ловкими и послушными. Можно приступать к лепке караваев. (Фоном звучит музыка «Каравай – каравай» и др русская народная музыка)
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и готовы наши караваи, давайте на них посмотрим.
Для чего нужны караваи?
Воспитатель: Какой каравай вам больше всего нравится и чем?
Воспитатель: Молодцы, ребята, на славу вы сегодня потрудились, замечательные караваи - сувениры у вас получились. Осталось их только высушить и раскрасить. А пока, давайте вручим нашим гостям караваи, которые приготовила я.
Воспитатель: Теперь вы знаете, как изготавливать каравай, и дома с мамой или бабушкой сможете испечь настоящий каравай и угостить гостей.
Воспитатель:
Тары – бары – растабары,
Выпьем чай из самовара!
С сухарями, с кренделями,
С бубликами вкусными,
С сушками, ватрушками!
Приглашаю вас всех на чаепитие!
Воспитатель: Пожалуйте, гости дорогие к нашему столу. Отведайте наш каравай с ароматным чаем из самовара.
Вот он – каравай душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: У меня для вас необычные колобки. Они все разные. Выберите колобок с такой эмоцией, какую у вас вызвало наше занятие. (Спросить у детей какая эмоция у его колобка)
Воспитатель: Можете забрать колобка на память.
Предполагаемый результат: Дети, используя свои навыки в лепке, воображение и наглядные примеры, изготовят сувенир – каравай из соленого теста.
Дальнейшая работа: после сушки изделия, расписать каравай гуашевыми красками.