Гусева Марина Сергеевна
Конспект образовательной деятельности «Город Мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №22»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Город Мастеров»
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Форма организации деятельности : квест-игра
Возрастная группа: подготовительная к школе группа(6-7 лет)
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Город Мастеров“» размещена в разделах
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Д/с № 22»
Гусева М. С.
Бугуруслан - 2018
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр
I. Пояснительная записка 3
II. Конспект образовательной деятельности 4
III. Список литературы 16
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Первый этап становления профессионального самоопределения начинается в дошкольном возрасте, и заключается в развитии наглядных представлений ребенка о мире профессий. Именно на этом этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания личности. Поэтому большое значение имеет создание условий для получения детьми разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретения начальных трудовых умений в различных доступных ребёнку видах деятельности.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общие представления об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Преимуществом квест-технологии является то, что это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Поэтому вести работу по ознакомлению дошкольников с миром профессий через использование квестовактуально, в связи с этим организован детский квест «Город Мастеров».
2. Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Ф. И. О. педагога Гусева М. С.
2. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
3. Вид деятельности детей Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Музыкальная
Восприятие художественной литературы и фольклора
4. Форма организации Игровая
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Тема образовательной деятельности Город Мастеров
2. Методы и приемы реализации содержания занятия 1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей :
-Видео послание сказочного Волшебника Города Мастеров.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД :
- решение проблемных ситуаций;
- отгадывание загадок о профессиях;
- поиск подсказок
3. Приемы организации практической деятельности детей :
- рассматривание слайдов презентации «Профессия»;
- моделирование наряда;
4. Приемы поддержания интереса у детей:
- дидактическая игры «Правила поведения в библиотеке», «Жанры изобразительного искусства», «Проектирование дома», «Экспромт разыгрывание сказки»;
-ситуативная беседа «Для чего нужна профессия…»;
- рассказывание стихотворений о видах искусства и профессиях;
5. Приемы оценки и самооценки:
- словесное поощрение в ходе ОД;- рефлексия «Чемпион».
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное: дидактическая игра «Правила поведения в библиотеке», эмоциональный настрой «Наша группа лучше всех».
Познавательное: дидактические игры «Угадай на ощупь букву», беседа «Чем важна профессия…».
Художественно-эстетическое:экспромт разыгрывание сказки, проектирование дома, дидактические игры «Жанры изобразительного искусства», «Модельер одежды».
4. Возрастная группа: Подготовительная к школе группа (6-7лет)
5. Цель: Систематизация знаний детей о профессиях повара, художника, звукорежиссёра, архитектора, библиотекаря.
6. Задачи: Образовательные :
- Закрепить знания детей о профессиях людей («Архитектор», «Библиотекарь», «Художник», «Модельер-дизайнер», «Актёр») и необходимых предметах для их деятельности.
- Формировать у детей представления о социальной роли труда и значимости отдельных профессий в жизни общества.
-Обучать детей способам взаимодействия со сверстниками в командных играх.
-Обогащать представления дошкольников о людях создающих одежду.
-Познакомить с видами тканей.
Развивающие:
- Расширять и активизировать словарь по теме «Профессии».
- Развивать способности к классификации предметов к нужной профессии, обобщению.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.
7. Планируемые результаты: - Ребенок называет профессии, наименования предметов, необходимых для их профессиональной деятельности;
- ребёнок знает стихи о профессиях, умеет отгадывать загадки о профессиях;
- ребёнок может по изображению и описанию определить профессию;
- ребёнок уважительно относится к результатам труда людей разных профессий.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Ноутбук; проектор; презентация «Профессии»;видеопослание «Волшебник из города Мастеров»; карта города Мастеров;декорации и оборудование для тематических станций «Профессии».
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимных моментах -просмотр с детьми иллюстраций и фильмов о профессиях и результатах труда людей разных профессий;
-беседы, чтение художественной литературы и разучивание стихотворений о профессиях;
-расширение словарного запаса детей по теме «Профессии», ознакомление с ключевыми профессиональными словами и фразами, которые могут встретиться детям в процессе квест-путешествия;
-профориентационные дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, спортивные и др. игры;
-прослушивание и разучивание музыкальных произведений по теме.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 35 мин.
I. Вводная часть Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели 5 мин.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Слайд 1
Ребята, недавно к нам в детский сад пришло электронное (можно видео послание) письмо от Волшебника из страны, которая называется «Город Мастеров». (На экране демонстрируется письмо). Как вы думаете, почему эта страна так называется?
Дети: Там живут мастера.
Воспитатель: Правильно. Хотите послушать, что пишет Волшебник? Ответы детей.
Слайд 2
Волшебник: «Здравствуйте дети! Скоро в нашей стране «Город Мастеров» будет праздник. Каждый мастер будет делиться секретами своего дела. Я приглашаю вас на этот праздник. А еще я приготовил вам интересные задания: каждый мастер даст вам ключ от волшебного сундучка с сокровищами. Всего на сундуке 5 замков, поэтому вам надо собрать 5 ключей. Надеюсь, вы справитесь!»
1.2 Мотивация деятельности детей Слайд 3
Воспитатель: А еще Волшебник прислал нам карту своего города мастеров, чтобы мы с вами не заблудились. На экране демонстрируется карта «Город Мастеров».
Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель:Тогда давайте все вместе, как одна команда, произнесем:
Наша группа лучше всех,
Слышен в ней веселый смех,
Дарим всем сейчас улыбки,
А зовут нас – «Непоседы»!
Воспитатель: Теперь вперед! Нас ждет что-то невероятное.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Путешествие в город Мастеров – это не просто путешествие по профессиям, но еще и испытание, где за каждое задание, которое вы выполните правильно, вы получите ключик. Если вы соберете все ключики, вас ждет подарок от жителей города Мастеров, спрятанный в сундучке.
Слайд 4
В группе выключается свет, звучит музыка, световые эффекты. Воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки и говорят: «Круг волшебный повернем, в Город Мастеров мы попадем» ( Колесо профессий: правильно соотносят профессии с изображением их функций).
Воспитатель подводит детей к замаскированной двери (в приёмную)
-Открою вам секрет, ребята - вход в город Мастеров открыт лишьдля тех, кто любит труд. Вы любите трудиться?
Дети: Любим.
Воспитатель: Ребята, а пословицы и поговорки о труде знаете?
Дети: Знаем.
Воспитатель: Сейчас проверим.
(Проводится словесная игра «Закончи пословицу».)
Без труда не выловишь …. (и рыбку из пруда).
Делу — время, а…. (потехе — час).
Больше дела, …. (меньше слов).
Семь раз отмерь, …. (один — отрежь).
Кончил дело- …. (гуляй смело).
Терпенье и труд….(все перетрут).
Звучат фанфары, дверь открывается.
Воспитатель: Отлично, ворота открыты-проходите.
II. Основная часть: Загадки о профессиях
Поиск подсказок
Дидактическая игра «Правила поведения в библиотеке», «Жанры изобразительного искусства», «Проектирование дома», «Угадай на ощупь букву»
Моделирование костюма
Экспромт разыгрывание сказки 25 мин.
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Ну что же, давайте разбираться, что за карта оказалась у нас в руках, и куда на какую улицу мы попали. Рассматриваем карту, обсуждаем наше местоположение на ней. Называем все улицы города (воспитатель поясняет, что ключи есть только на отмеченных звездочкой улицах)
1 улица «Библиотечная улица» (стол и стеллаж с книгами)
Заходит в приёмную Мальвина с книгой
Мальвина: Снаружи смотришь дом, как дом. Но нет жильцов обычных в нем. В нем книги интересные стоят рядами тесными. На длинных полках вдоль стены, вместились сказки старины. Как называется этот дом?
Дети: Это библиотека.
Мальвина: А вы знаете, кто работает в библиотеке?
Дети: Библиотекарь.
Мальвина: Расскажите, пожалуйста, чем занимается библиотекарь?
Дети: Библиотекарь следит за порядком в библиотеке. Ведет учет книг. Оказывает помощь в выборе книг. Заполняет читательские билеты, куда записывает ту литературу, которую люди выбирают домой для чтения.
Слайд 5
Мальвина: А вы знаете правила поведения в библиотеке? Посмотрите внимательно на экран, вам будут предложены варианты поведения в библиотеке, выберите верный вариант (работа на экране)
Мальвина: Дети подходят к стилизованной библиотеке.
- Посмотрим, какие сказки есть в нашей библиотеке. Дети рассматривают книги и называют их.
- Ребята, откуда вы знаете столько сказок? Сами читаете? А что нужно знать, чтобы читать книги? Из какой книги дети узнают о буквах.
Показывает азбуку. Рассматриваем.
Воспитатель: Можно ли узнать по такой азбуке о буквах (азбука без некоторых букв) Давайте поищем, куда могли пропасть буквы.
Дидактическая игра «Угадай на ощупь». Дети ищут в ёмкости с крупой буквы на ощупь, называют букву и достают её. Остальные дети проверяют, правильно ли их товарищ узнал букву.
Мальвина: Молодцы ребята. Помните всегда, что книги – это наши друзья, берегите их. Вы заслужили ключик. (Даёт детям ключ на резинке, ребёнок одевает его на руку).
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная книга (в красивой упаковке). Интересно о чём эта книга (Книга о картинах и художниках). Листая книгу, дети находят конверт. В конверте загадка:Он нарисует на листе,
Взяв в руки карандаш,
Или кистями на холсте
Портрет и мой, и ваш.
Дети: художник.
Воспитатель: на какую улицу нам нужно попасть, на которой можно повстречать художника?
Дети: на улицу искусств.
Воспитатель: Давайте посмотрим карту, на ней есть подсказка с месторасположением этой улицы (на карте рядом с улицей искусств изображены мячи). Дети понимают, что надо бежать в спортивный зал.
2 улица «Улица Искусств»(оформлена в соответствии с загадкой)
Детей встречает Маша-художник: «У меня есть карандаш, разноцветная гуашь. Акварель, палитра, кисть. И бумаги плотный лист. А еще мольберт треножник, а зовут меня….»
Дети: Художник.
Маша: А какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
Дети: Мы знаем такие жанры изобразительного искусства :
-натюрморт, пейзаж, портрет.
Ой, ребята, дунул сильный ветер и все картинки перемешались. Помогите мне навести порядок, и разложить картины по жанрам.
Дидактическая игра «Разложи по жанрам» (можно по подгруппам)
Последующая беседа.
Воспитатель: К какому жанру относится эта группа картин?
Дети: Это портреты.
Воспитатель: А почему вы думаете, что это портреты?
Дети: Потому что с картины на нас смотрит человек.
Воспитатель: А кто расскажет стихотворение, что такое портрет?
- «Если видишь, что с картиной смотрит кто-нибудь на нас. Или принц в плаще старинном или просто верхолаз. Летчик или балерина. Или Колька твой сосед. Обязательно картина называется портрет».
Воспитатель: А к какому жанру относятся картины собранные здесь?
Дети: Это пейзажи.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Потому, что здесь нарисована природа, речка, поле, дом.
Воспитатель: А кто расскажет стихотворение, что такое пейзаж?
Если видишь, на картине нарисована река.
Или ель, иль белый иней
Или поле и шалаш.
Обязательно картина называется пейзаж.
Воспитатель: К какому жанру относится 3 группа картин?
Дети: Эту группу картин мы отнесем к натюрмортам.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Потому, что тут нарисована посуда, фрукты, все вместе.
-А кто расскажет стихотворение?
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине
Или грушу или торт
Или все предметы сразу
Знай, что это натюрморт.
Маша: Вы отлично справились с заданием. Мы сейчас ребята с вами превратимся в необычных художников, а рисовать мы будем не на бумаге, а в воздухе.
В небе облако плывет
А внизу цветок растет
Справа дерево и речка
Слева домик и крылечко
Маша: Чем же профессия художник важна для людей? Ответы детей.
Маша отдаёт ключик.
Ребята! Давайте поищем следующую подсказку о том, какой мастер нас ждет дальше.
Маша: Подсказка кроется в самой большой картине, с коричневой рамкой (Картины с изображением домов)
Дети: Нам нужно идти к тем, кто строит дома. Педагог обращает внимание детей на карту. На карте рядом со строительной улицей Дюймовочка (идти надо в группу «Дюймовочка»).
3 улица «Строительная»
Воспитатель: Я думаю, вы ребята знаете, кто строит дома? (Ответы детей) А вам известно, что прежде чем построить здание, его необходимо сначала нарисовать на бумаге, а по-научному - спроектировать.
Воспитатель:Ребята, а вы знаете, чем занимается архитектор?
Ребё нок:
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Архитектор: Ребята, все архитекторы города заняты и не успевают спроектировать здание школы. Поможем? Ответы детей.
Воспитатель: Тогда приступайте, вот вам материал для проектирования отдельных частей здания (дети под музыку работают на отдельном листе бумаги, где необходимо соединить по точкам от 1 до 10 и получить чертёж отдельной части дома, выкладывают коллаж.
Дидактическая игра «Сложи архитектурное сооружение».
Затем собирают из строительных деталей сооружение по картинке-схеме, которое они соединили.
Архитектор: Большое спасибо вам, вы все дружно, ловко потрудились. Вот еще один ключик.
Раздаются 3 звонка.
Воспитатель: Что это может значить?
Дети: Это подсказка. Нам нужно идти в театр, на театральную улицу. Воспитатель: Где всегда звучит музыка?
Дети: в музыкальном зале.
Воспитатель: отправляемся в музыкальный зал.
4 улица «Театральная»
Сказочный персонаж:Ребята! Скажите, а что такое театр? (это место для зрелищ)
-А из вас кто-то уже был в театре?
-А для чего театр нужен людям? (чтобы отдохнуть. Туда приходят с семьёй, с друзьями, театр помогает людям быть добрее и лучше. В театре живёт волшебная сказка).
-Какие театры вы знаете? (драматический, кукольный, театр оперы и балета)
Слайд 6
Воспитатель: Да, в нашем городе есть драматический театр имени Н. В. Гоголя (на слайде)
Слайд 7, 8
Идёт показ иллюстраций внутри театра.
- Что вы видите на экране?
Дети вспоминают, что как называется.
Ответ детей: Сцена, зрительный зал без зрителей, со зрителями, занавес открыт, занавес закрыт, актёры на сцене.
Сказочный персонаж: я предлагаю вам побыть актерами. Дети одеваются в костюмы (маски).
Слайд 9
Звучит тихая загадочная музыка. Ведущий читает сказку, ребята-артисты разыгрывают по ролям экспромтом всё, о чем читает ведущий.
Жили-были Царь и Царица. Жили они, поживали в любви и согласии. И была у них дочка-красавица, звали ее царевна, которую они очень любили.
Царевна выходит и садится рядом с родителями.
Царь и Царица часто гладили Царевну по голове и никогда не бранили ее. А у Царевны был жених – Иван-царевич.
Иван-царевич выходит вперед и гордо прохаживается перед зрителями.
Был он парень бравый, сильный, героический. Он часто приезжал в гости к своей невесте-Царевне верхом на Сером волке.
Иван-царевич «верхом» на Сером волке приезжает к Царевне и садится рядом.
Сядет, бывало, Иван-царевич рядом с Царевной, глядит на неё - не наглядится. Возьмет Царевну за белы рученьки, смотрит на неё – не насмотрится. Часто Иван-царевич рассказывал Царевне о своих подвигах – как он дрался браво и героически. Поговорит он вот так, порасскажет, а потом домой уедет.
Иван-царевич «уезжает» на Сером волке.
Но вот, однажды, ворвался во дворец к Царю и Царице злой Соловей-разбойник со своими друзьями-разбойниками.
С гигиканьем врывается банда разбойников. Они окружают Царя, Царицу, Царевну и пугают их.
Разбойники сначала напугали всех, а потом похитили Царевну – схватили ее и утащили в дремучий лес.
Идет сцена похищения
Царевна долго сопротивлялась и визжала. Но разбойники увели ее к трем заповедным деревьям и посадили на верхушку самого высокого дерева.
Разбойники приводят Царевну к трем заповедным деревьям и прячут за ними.
Иван-царевич, ни о чем не подозревая, прискакал на Сером Волке во дворец Царя, а там родители рыдают навзрыд. Спросил Иван-царевич, что случилось и где его ненаглядная Царевна. Тогда родители рассказали ему о своем горе и поведали обо всем, что случилось. Узнав о трагедии, Иван-царевич поклялся догнать разбойников и освободить свою красавицу невесту. Он сел на Серого Волка и поскакал в дремучий лес искать Царевну.
Иван-царевич скачет к 3 деревьям.
В лесу он долго искал Соловья-разбойника, но в конце концов устал, лег на травку и задремал. Вдруг какая-то муха, которая сидела за деревом, вылетела и укусила Ивана- царевича.
Вылетает муха, кружится, жужжит и кусает Ивана- царевича.
Иван-царевич проснулся, стремительно оседлал Серого Волка, поскакал и увидел разбойников. Он бесстрашно налетел на них Разбойники испугались и убежали. Иван-царевич снял Царевну с дерева, взял за руку, сел вместе с ней на Серого Волка и поскакал в Царский дворец. Прискакал, вручил Царевну родителям. Царь и Царица обрадовались, стали обнимать дочку и Ивана- царевича. А Царь потом сказал Ивану-царевичу: «Раз ты её спас, то и женись!» И устроили они пир на весь мир.
Тут и сказке конец, а кто её поставил – молодец!
Все артисты выходят на поклон
Сказочный персонаж: Вы настоящие артисты! За это я вам дам ключик от сундучка и конверт.
Маршрут свой узнаете, отгадав кому для работы нужны эти предметы (карточки с ножницами, швейной машинкой).
Воспитатель: давайте посмотрим карту. На карте возле швейной улицы нарисованы зеркала и обручи (спортивный зал №2). Дети понимают, что надо бежать во второй спортивный зал.
Сказочный персонаж: Успехов вам и удачи! До новых встреч!
5 улица «Швейная»
Слайд 10
Воспитатель. Как вы думаете, люди каких профессий могут работать в такой обстановке?
На экране слайд фотографии швейной фурнитуры, швеи, мастерской по пошиву одежды.
Ответы детей: люди, которые шьют одежду, придумывают одежду.
Воспитатель. Кто шьет одежду? Ответы детей.
Воспитатель: еще есть люди, которые разрабатывают модели одежды - модельеры-дизайнеры. Модельер-дизайнер подбирает цвет, рисунок и фактуру ткани?
Воспитатель: Дизайнер умеет хорошо рисовать, фантазировать, придумывать различные образы, что даёт ему возможность дарить людям радость.
Ребята, как вы считаете, а придумывать одежду это сложная работа? Интересная?
Ответы детей.
Воспитатель. Из чего шьют одежду?
Слайд ткань.
Правильно из ткани. И разновидностей тканей много. Посмотрите, в этой мастерской целая коллекция тканей. Все они разные по фактуре. Например: из сатина шьют платья, из костюмной ткани костюмы, брюки и пиджаки.
(проходят к столу и рассматривают коллекцию). Дать детям потрогать различные виды ткани.
Дидактическая игра.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат модели одежды. (Юбка, шорты, платье, пиджак, футболка, пальто-вырезанные из картона заготовки).
Выберите себе модель и подберите к ней ткань. (Из ткани заранее вырезаны по форме платья, юбки блузки, штаны и т. д.) На картон приклеен кусочек двустороннего скотча).Дети выбирают ткань приклеивают ее на шаблон.
Воспитатель: Почему ты выбрала эту ткань?
Воспитатель: Вы создали целую коллекцию модной одежды. За свои старания вы заслужили последний ключик.
III. Заключительная часть Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение
Подведение итогов ОД 5 мин.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей В коридоре возле спортивного зала телевизор или ноутбук, там запись Волшебника.
Воспитатель:Ребята, вы совершили удивительное путешествие в Город Мастеров.
Волшебник: Ребята, я горжусь вами! Вы справились со всеми моими заданиями. Многому научились и многое узнали. Кто-то из вас уже знает, какую профессию он выберет в будущем. Я непременно приглашу вас еще в Город Мастеров, чтобы погулять по другим профессиональным улицам. А сегодня вы посвящаетесь в настоящих мастеров! Отгадав загадку, вы найдёте место, где спрятан сюрприз для юных мастеров. Это место находится там, откуда вы начали своё путешествие.
Вырос терем у стены
Небывалой вышины.
Там и курточки, и платья,
И рубашки, и штаны
В одном из шкафчиков сундучок с 5-ю цветными замочками. В сундучке золотые сладкие монеты и эмблемы «ЮНЫЕ МАСТЕРА»
Воспитатель посвящает детей в «ЮНЫЕ МАСТЕРА».
Рефлексия «Чемпион». Изображение пьедестала 1-е,2-е,3-е места, смайлики из бумаги (улыбающиеся и грустные) по кол-ву детей. Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, то можете приклеить своего человечка на первое место, он молодец и одержал победу. Если вам было интересно, но не всё получалось легко, то приклейте вашего человечка на вторую ступеньку, он будет еще учится. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то приклейте вашего человечка на третье место, не расстраивайтесь, ведь у вас обязательно всё получится в следующий раз!
Дети возвращаются в группу.
IV. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
4.1 Книжный центр
«В гостях у книжки» Лэпбук «Город профессий»
Оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»
4.2 Центр творчества
«Хочу все знать» Раскраски «Люди разных профессий», трафареты профессиональных инструментов
Материал и формы для лепки «Испеку я каравай»
4.3 Музыкальный центр
«Веселые нотки» Подборка песен и частушек о праздниках.
3. ЛИТЕРАТУРА
1. Нефедова К. П. Инструменты. Какие они? - М. : Издательство ГНОМ, 2014.- 98 с.
2. Перкова Т. Детский квест «Путешествие в МастерГрад» познакомит дошкольников с разными профессиями/ Т. Перкова//Журнал «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения». -2017.- №11.
3. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. :ТЦ Сфера, 2011 г. - 186 с.
4. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ, 2014 г. – 100 с.