Елена Волкова
Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – дать детям представление о составе семейного бюджета, о расходовании семейного бюджета.
Задачи:
Обучающие:
-.Развивать умение включаться в коллективное обсуждение состава семейного бюджета и его расходования, выдвигать и доказывать свои предположения.
Публикация «Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Формировать элементарные представления из области экономики: дать представление о составляющих семейного бюджета и его расходной части, познакомить детей с понятиями «бюджет», «семейный бюджет», «стипендия», «социальное пособие», закрепить понятия «деньги», «зарплата», «пенсия», «доходы», «расходы».
Развивающие:
- Развивать интерес к отображению в сюжетно-ролевой игре «Банк» разнообразных событий, связанных с их непосредственным опытом (посещение банка, оплата квитанций и пр., впечатлений, полученных от просмотра мультфильма.
Воспитывающие:
- Воспитывать самостоятельное стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.
Приоритетная область: познавательное развитие.
Дополнительные области : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Целевые ориентиры:
- ребенок обладает элементарными представлениями из области экономики;
- владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательной деятельности; обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои эмоции;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в беседе, совместных играх;
- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- проявляет любознательность, задает вопросы взрослому и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей;
Методы: наглядно - действенные
Приемы: игровые
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «История денег»,обучающий, познавательный мультсериал как помочь ребенку вырасти богатым» серия 3 «Семейный бюджет», атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин»,«Банк» .
Предварительная работа: беседа «Моя семья» (предложить детям рассказать, из скольких человек состоит их семья, чем занимается каждый член семьи, помогают ли семье бабушка и дедушка, в чем выражается эта помощь, о чем мечтает семья).
Ход непосредственно образовательной деятельности
- Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Экономике, поговорим об экономической жизни ваших таких разных семей. Наша страна-это много-много семей, все они связаны между собой, семья и государство не могут обойтись друг без друга.
- Ребята, чем в вашей семье занимаются родители? (ответы детей)
- Зачем ваши родители ходят на работу (ответы детей)
- Совершенно верно, плата за работу называется заработная плата, или коротко -зарплата.
- А как вы думаете, для чего вашей семье нужны деньги? (ответы детей)
- Какие интересные и разнообразные ответы. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в еде, одежде, отдыхе, разных предметах, игрушка, жилье – человек должен трудиться. Труд человека кормит, а лень портит.
- Ребята, а вы знаете, что такое «бюджет»? Как вы думаете, что оно означает? (ответы детей).
- Бюджет – это все деньги семьи, которыми она может распоряжаться.
-Ребята,а вы знаете откуда появились деньги? Давайте посмотрим позновательный фильм «История денег». (дети просматривают короткий фильм, отвечают на вопросы)
- А из каких денег складывается бюджет семьи? Кто пополняет бюджет семьи (ответы детей).
- Давайте рассмотрим схему:
Рис. 1 Модель «Составные семейного бюджета»
- Папа-мужчина, он - опора семьи. Он много трудится, чтобы у семьи были деньги, достаток. Папа получает зарплату (укрепляет на модели сектор «Зарплата папы»)
- Мама тоже трудится, делает много добрых дел. Мама получает зарплату (укрепляет на модели сектор «Зарплата мамы»).
- Если совместно с вами проживают бабушка и дедушка. Они вносят вклад в семейный бюджет? (ответы детей)
- Вы правы бабушка и дедушка тоже вносят в клад в семейный бюджет, если они работают, то получают зарплату, а если на заслуженном отдыхе, то получают пенсию. А что такое пенсия? (ответы детей)
- Верно, пенсия – это деньги, получаемые ежемесячно бабушкой и дедушкой как благодарность за многолетний труд на пользу общества и забота о жизни в старости (укрепляет на модели сектор «Пенсия бабушки и дедушки»).
- А еще… Государство поддерживает, поощряет тех молодых людей, которые очень старательно, серьезно учатся будущей профессии, хотят стать грамотными специалистами и будут приносить пользу обществу. Эта денежная поддержка называется «стипендия». Что такое стипендия? Давайте все вместе произнесем это слово «стипендия». Стипендия тоже входит в бюджет семьи (укрепляет на модели сектор «Стипендия»).-
- Школьники и дошкольники не вносят деньги в семейный бюджет, потому что в школе и детском саду деньги детям не платят.
- А если в семье рождается малыш, то мама не может ходить на работу, потому что ухаживает за ним. А раз мама не ходит на работу, значит она не получает зарплату. Как быть? (ответы детей)
- На помощь приходит государство: пока мама ухаживает за малышом, она получает социальное пособие, но оно меньше зарплаты. Пособие-это деньги, которые в виде помощи государство выплачивает тем, кто не может сам зарабатывать себе достаточно денег (укрепляет на модели сектор «Социальное пособие»). Малыш подрастет, пойдет в детский сад, а мама пойдет работать. И вместо пособия будет снова получать зарплату.
- Ребята, а продажа с огорода овощей и фруктов входит в бюджет семьи? Почему вы так думаете? (ответы детей)
- Итак, мы с вами составили схему, из чего складывается семейный бюджет. А кто напомнит, что такое семейный бюджет (ответы детей)
- Совершенно верно, семейный бюджет – это все деньги, которые получают члены семьи за определенный период времени, это доходы семьи за месяц.
- Ребята, как вы думаете, бюджеты ваших семей будут одинаковыми? (ответы детей)
- Верно, они будут разными. У кого-то только один ребенок в семье, у кого-то есть малыш, а у кого-то старший брат-студент. В некоторых семьях нет папы. Одним семьям помогают бабушки и дедушки, а другим - нет. Существует еще много причин различий бюджетов семей, но о них вы узнаете, когда пойдете в школу.
- Итак, представьте, что это семейный бюджет (показывает детям кулачок). Кто в него вкладывает деньги?
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка.
А вот этот пальчик – я!
Это вся моя семья!
- Пальчики сложились, сложился и наш семейный бюджет.
- Продолжим разговор о семейном бюджете. Это наш семейный бюджет (показывает кошелек). Как мы им распорядимся? (ответы детей).
-Мы с вами собрались на семейный совет, чтобы решить, как распределить семейный бюджет. Ведь в каждой семье есть не только доходы, но и расходы. А что такое «расходы»? (ответы детей).
- Верно, расходы - это деньги, потраченные на какие-нибудь потребности. А для того, чтобы узнать на что расходуется семейный бюджет, я предлагаю вам поиграть в игру «Семейный бюджет»
Игра детей.
- Молодцы! Учли все расходы, какие вы у меня хозяйственные! Важную и сложную работу закончили: распределили семейный бюджет. Посмотрите, остались ли у нас деньги? Да, часть денег осталась. Их называют свободными деньгами. Свободные деньги - это деньги, которые остаются после того, как сделаны все необходимые расходы. Их можно потратить на что-то, а можно отнести к сбережениям, или, по-другому, накоплениям. Все расчетливые и запасливые люди сберегают часть денег. Как вы думаете, зачем нужны сбережения (ответы детей).
- Верно, сбережения, накопления нужны для того, чтобы купить что-нибудь дорогостоящее, поехать в отпуск. Я тоже сберегла часть денег и приглашаю вас в кинотеатр (дети рассаживаются на стулья для просмотра серии «Семейный бюджет» из мультсериала «Азбука денег»).
Играют в дидактическую игру «Составь бюджет семьи», «Банк» (оплачивают квитанции, оформляют кредиты, обменивают валюту, открывают вклады).
- Ребята, мне кажется, наш банк закрывается на обеденный перерыв. Мы обязательно продолжим нашу игру, а сейчас давайте вспомним, о чем вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?